Философские школы в Древней Индии.
Все философские школы в Древней Индии делятся на две группы:
1. Ортодоксальные – придерживающиеся авторитета Вед. К ним относятся: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса.
2. Неортодоксальные – отрицающие авторитет Вед. Таковыми являются буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).
Ортодоксальные школы в основном воспроизводят идеи, заложенные в Упанишадах. Ключевой идеей Упанишад является тождество Атмана и Брахмана («Тат твам аси» - «Ты есть то»). Брахман – безличное мировое начало, из которого все возникает, существует, прекращает свое существование, безличный абсолют, атман – индивидуальная духовная сущность, душа. Поскольку Брахман – безличный абсолют (в отличие от религиозного Бога), то для связи с ним (отождествления) используется не молитва, а медитация. Также ряд учений настаивает на том, что для созерцания Брахмана необходимо осознание того, что весь мир является майей – иллюзией, вся множественность мира – майя, реален только Брахман.
Чарвака (локаята от «локо» - этот мир) – единственная материалистическая школа. Она отрицает причинно-следственную связь между настоящей жизнью и будущей, т.е. отрицает идею кармы. Отсюда делается вывод о том, что будущей жизни нет, как нет и жизни после смерти. Т.е. мы живем один раз, поэтому следует стремиться лишь к удовольствию (гедонизм).
Джайнизм и буддизм, по сути, основные неортодоксальные учения, конкурирующие между собой. Оба появились примерно в одно время (6 в. до н.э.), оба были основаны кшатриями (не брахманами). Есть и еще ряд сходств, также, как и весьма существенных различий.
Джайнизм называется по имени основателя – Джины Махавиры (Джина – «победитель», Махавира – «большой герой»), настоящее имя – Вардхамана (599 – 527). В отличие от Упанишад, джайнисты признают не единственное начало, лежащее в основе мира (монизм), а множественность начал (плюрализм). У них достаточно интересная гносеология: душа изначально является совершенной и обладает всевидением, но карма мешает этому проявляться, делая наше знание относительным. Они выделяют 5 уровней познания:
1) мати – чувственное познание;
2) шрути – познание, опосредованное символами;
3) авадхи – ясновидение как видение с внешней стороны. Так же, как и предыдущие виды, является ошибочным (можно принять змею в темноте за веревку).
4) манах-парья – ясновидение как видение предмета изнутри него самого. Оно не подвержено ошибке.
5) кевала – всевидение, т.е. видение предмета сразу со всех сторон и точек зрения. Чтобы его открыть, надо освободиться от кармы.
Но самое большое внимание джайны уделяют этике. Она является очень строгой. Поскольку карма понимается ими как материальная сила, то, чтобы ее рассеять, требуется вести строгий аскетический образ жизни с обязательным соблюдением ахимса (доходило до абсурда). Обязательно безбрачие. Сам Джина считал хождение в одежде ересью. Впоследствии джайнизм раскололся на два направления: дигамбары («одетые воздухом») и шветамбары (одетые в белое»). Первые считали, что женщина не может достичь освобождения, вторые – что может. Крайний аскетизм джайнизма выражается в том, что путем в нирвану считается голодная смерть. Сама нирвана понимается как состояние вечного блаженства (в отличие от буддистов). Джайнизм есть и сейчас, но не очень распространен.
Буддизм – единственное из древнеиндийских учений, ставшее мировой религией. Был основан в 6 в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (ок. 583 – 483), сыном одного из североиндийских князей. По легенде, мать умерла вскоре после его рождения, и отец пытался уберечь его от всех несчастий за высоким забором дворца. Так Сиддхартха рос в благополучии, не подозревая о наличии страданий в мире, пока однажды не вышел за пределы дворца и не увидел в один день нищего, больного в язвах, дряхлого старика и похоронную процессию. Так он узнал, что существуют страдания. Его это так потрясло, что он ушел из дворца и подался в ученики к аскету. Далее он семь лет занимался самоистязанием, но едва не умер от истощения и осознал, что в нирвану этот путь не ведет, так же, как и путь гедонизма. Так родилась основа будущей этики буддизма – идея срединного пути. Под священным деревом Бодхи Сиддхартха стал Буддой – «просветленным». В своей знаменитой Бенаресской проповеди в Оленьем парке, которую слушали пять учеников и два оленя, Будда изложил 4 благородные истины:
1) жизнь есть страдание;
2) причиной страданий являются наши желания;
3) освобождение от желаний ведет к прекращению страданий;
4) существует путь к прекращению страданий, и этот путь указан Буддой.
В качестве пути в нирвану буддизм предлагает 8 благородных заповедей (восьмеричный путь):
1) правильное суждение;
2) правильная решимость;
3) правильная речь (отрицание лжи);
4) правильное поведение (ахимса);
5) правильный образ жизни;
6) правильное усилие;
7) правильное внимание;
8) правильное сосредоточение.
Новым по сравнению с другими учениями в буддизме является:
1. Отрицание ценности подвига, т.е. в качестве пути в нирвану приветствуется естественный, нормальный образ жизни без крайностей – аскезы и гедонизма (срединный путь), обусловивший широкую популярность буддизма.
2. Молчание в ответ на вопросы о происхождении и устройстве мира, жизни после смерти и т.д., т.к. человеку важно не познание мира, а только путь к просветлению.
3. Специфическое понимание закона причинности: отрицание наличия первоначальной единой сущности и отрицание души (анатмавада). Душа – не сущность, а комбинация различных состояний, поэтому в буддизме нет человека как субъекта перерождений, есть жизненный процесс (сантана), который в некоторые моменты прерывается, что нами воспринимается как смерть, хотя это иллюзорно (как смена кадров в мультфильме). Это основная особенность онтологии буддизма.
4. Понимание нирваны как ничто (нечему перерождаться), отличное от джайнского понимания нирваны.
5. Внутри буддистской общины (сангхи) варновое деление отрицалось.
Будда проповедовал 40 лет и за это время произнес более 80 тысяч высказываний, запечатленных в сутрах (от санскр. «нить») – афоризмах или собраниях афоризмов, отражающих суть философского мировоззрения. Тем не менее единого корпуса текстов в буддизме не сложилось, т.к. для самого Будды слово было только знаком, не выражающим истину (он ничего не записывал). Соответственно, буддизм изначально не представлял собой единой школы или религии и вскоре раскололся на два основных направления:
1. Тхеравада (учение старейшин) = хинаяна («малая колесница»). Для нее характерны: постепенность самосовершенствования, обязательное прохождение всех этапов, монашество, отчуждение от любых форм организации, культа, подчеркнутый индивидуализм. Идеалом является архат.
2. Махаяна («большая колесница»): пышный культ, упор на коллективное просветление (распространена практика чтения сутр с целью мгновенного просветления), монастырь не обязателен. Характерна идея тождества сансары и нирваны (чтобы оказаться в нирване, надо осознать, что ты там уже находишься). Идеалом является бодхисаттва – святой, достигший нирваны, но не ушедший туда, а оставшийся помогать другим туда перейти.
В дальнейшем развивались и другие направления в буддизме: ваджраяна («алмазная колесница») = тантра – в Тибете, Монголии, Калмыкии; чань-буддизм (в Китае), в Японии – дзен-буддизм. Несмотря на то, что во времена династии Маурья буддизм был в Индии государственной религией, в самой Индии он не прижился как не вписавшийся в ее культурные традиции.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 721;