Возникновение философии в Древней Индии.
В Древней Индии философия появилась значительно раньше Греции, и связывают появление философии с Ведами (санскр. «знание»). Веды были принесены в Индию ариями – скотоводческими племенами, пришедшими в Северную Индию из Средней Азии и Ирана около середины 2 тысячелетия до н.э. Веды представляют собой обширный свод текстов религиозного характера, наблюдений за природными циклами, космогонических представлений, складывающийся условно со второй половины 2 тысячелетия по первую половину 1 тысячелетия до н.э. Ведическая литература в целом состоит из 4 частей:
1. Самхиты (собственно Веды, которых 4: Ригведа (самая ранняя) – Веда гимнов, Самаведа – Веда напевов, Яджурведа – Веда жертвоприношений и Атхарваведа – Веда заклинаний).
2. Брахманы – комментарии к самхитам, написанные брахманами и для брахманов (сборники наставлений, обрядовых предписаний и т.д.)
3. Араньяки («лесные книги») – книги для отшельников.
4. Упанишады («сидеть около», т.е. у ног учителя, слушая наставления) – тоже комментарии, содержащие собственно философскую часть Вед. Их всего больше 100, точное число определить трудно. Они не являются философскими трактатами, это собрания текстов, сочиненных разными авторами в разное время (от 6-3 вв. до н.э. до 14-15 вв. н.э.) и на разные темы.
На становление философии в ее специфическом виде сильно повлияла социальная структура. Как раз во время ведического периода кочевые и пастушеские племена ариев превращаются в дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной иерархией, содержащей 4 главные варны (сословия):
1. Брахманы (жрецы, священнослужители, хранители знания) – по преданию, произошли из уст первочеловека Пуруши, поэтому являются высшей варной.
2. Кшатрии (цари, князья, воины) – произошли из рук Пуруши.
3. Вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) – из бедер Пуруши.
4. Шудры (чернорабочие) – произошли из ступней Пуруши.
Принадлежность к той или иной варне определяется рождением и в течение жизни изменена быть не может. Соответственно, каждая варна имеет свою строго определенную и закрепленную за ней Ведами социальную роль. Так, вся ведическая философия адресована только брахманам.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 706;