Самуил Ганеман – основоположник гомеопатии

Основоположником гомеопатии, как самостоятельнойсистемы лечения в медицине, по праву считается немецкий ученый – Фридрих Христиан Самуил Ганеман.

Он родился 10 апреля 1755 г. в Саксонии, в небольшом городкеМейсене. И дед, и отец его были художниками назнаменитой фарфоровой фабрике и готовили к этому сына. Не исключено, что именно это обстоятельство, глубокое ощущение гармонии, которое дает искусство, наложило отпечаток на личность Ганемана и его научную деятельность.

Ганеман не стал художником, он избрал медицину. Медицинское образование получил в Лейпциге (1775 г.), с 1777 г. в Вене, затем в Эрлангене. В 1779 г. защитил дипломную работу. В 1781 г. дополнил медицинское образование изучением фармацевтики в Дессау.

После окончания университета Ганеман посвятил лечебной практи­ке несколько лет. Он был не удовлетворен, а скорее разочарован возможностями медицины. Позже он приступил к преподавательской деятельности в Лейпцигской Академии. В то же время Ганеман занимался пе­реводами научной литературы, т.к. знал почти все европейские языки и несколько древних. Сферой его интересов стали химия и фармакология.

По складу своей личности Ганеман был человеком незаурядным, отличающимся большой активностью в работе. Экспериментальные нау­ки еще не сформировались, и почти единственной возможностью для исследования лекарств были опыты насебе. Он испытывал насебе те лекарства, о которых читал.

В 1784 г. С.Ганеман, вступив в брак с Генриеттой Кюхлер, падчерицей дессауского аптекаря, переехал в Дрезден, где занимался врачеванием в городских больницах. С 1789 г. начинается первый лейпцигский период жизни С.Ганемана. К этому времени он уже пользовался репутацией ученого и опытного практического врача. Литературная деятельность С.Ганемана не ограничивалась переводами. Он стал автором следующих работ: «Об отрав­лении мышьяком», «Наставление основательно излечивать старые преждевременные и гнилые язвы», «Руководство для врачей к венерическим болезням»; изобрел способ изготовления растворимой ртути, описал химические свойства желчи и желчных камней и др.

Медицинская практика не принесла С.Ганеману удовлетворения. В то время применялись лечебные приемы, истощающие больных: большие дозы потогонных, рвотных, мочегонных и слабительных средств, производились частые и обильные кровопускания. Все это приводило в уныние, порождало ощущение беспомощности и бесперспективности ме­дицины. С.Ганеман постепенно отходит от медицинской практики, погружается в литературную работу, включая и переводы.

В 1790 году Ганеман переводит лекарствоведение эдинбургского профессора В. Куллена («Материа Медика»). В разделе охине его по­разили противоречия в описанииее лечебного влияния, и Ганеман принял хину в терапевтической дозе, наблюдая заее действием. К его удивлению симптомы, которые он отметил, совпали с симптомами малярии, которой он до этого сам болел. У него развилась типичная периодическая лихорадка.

Врожденное чувство гармонии и философский склад ума требовали поиска закономерности. Ему стало ясно, что хина потому занялаисключительное положение в лечении малярии, что сама способна вызывать такую же картину. Эта аналогия стала для Ганемана принципом выбора лекарств для лечения.

Постулированный С.Ганеманом принцип получил многочисленные частные подтверждения. Например, ртутные препараты в токсических до­зах поражают организм, затрагивая многие органы и системы, при этом значительно повреждается толстая кишка (тяжелый язвенный колит). Между тем, этиже препараты в малых дозах действуют благоприятно при дизентериеподобных колитах. Мышьяк вызывает холероподобный понос, а в гомеопатическом применении препаратами мышьяка излечиваются поносы различной природы. Йод раздражает дыхательные пути, а в малых дозах благотворно действует при бронхитах. Сера при длительном воздействии приводит к распространенному дерматиту, а в гомеопатии Sulfur iodatum излечивает различные кожные заболевания. Cantharis vesicatoria (шпанские мушки) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, а в гомеопатических до­зах облегчает страдания больных циститом и уретритом. Спорынья в больших дозах вызывает тяжелое поражение организма со спазмом сосудов, осложняющимся развитием гангрены, а в малых дозах Secali cornutum с успехом используется при облитерирующем атеросклерозе, и т.д. Постепенно созревала концепция, которая легла в основу гомеотерапии как новой системы лечения.

Ганеман, не приписывающий себе чужих открытий, пишет, что принцип подобия как возможный принцип выбора лекарства для лечения, был известен давно. Заслуга его состоит в том, что он пришел к заключению, что таким образом надо поступать не с единичными случаями, а всегда и со всеми лекарствами, и это является общим принципом выбора лекарств.

В І796 году в журнале фон Туфеланда Ганеман опубликовал свой труд "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", который можно считать первым трудом, провозгласившим принципы гомеопатии, а эту дату можно считать годом рождения нового направления в медицине. Затем Ганеман прекратил преподавание в университете и вернулся к лечебной деятельности. Ему предстояло на практике проверить всеобщность принципа подобия, в дальнейшем выраженного формулой “Simila similibus curantur” («Подобное лечится подобным»).

Основной труд Самуила Ганемана «Органон врачебного искусства» во всем мире считается основополагающим классическим трудом по гомеопатии. Вышедший первым изданием в 1810 г., через 20 лет после открытия С.Ганеманом гомеопатического метода лечения, «Органон» содержит философские, теоретические и практические аспекты гомеопатии в представлении автора способа гомеопатии.

Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Пятое издание «Органона» в русском переводе В. Сорокина было опубликовано в 1884 г. Особый интерес представляет шестое издание «Органона», тщательно переработанное С.Ганеманом в возрасте 86 лет, в последний период его врачебной практики в Париже. По словам В. Берике, выдающегося гомеопата начала ХХ века, подготовившего к печати в 1922 г. последний правленый автором текст труда, это был вариант пятого немецкого издания, опубликованного еще в 1833 году, «буквально прослоенный рукописными листами». Последний вариант, вышедший в свет только через 80 лет после окончания работы над ним автора, сам С.Ганеман считал «наиболее близким к совершенству».

Предисловие к «Органону» написано С.Ганеманом еще в 1833 г. и подтверждено им при подготовке 6-го издания книги. В предисловии сопоставляется старая медицинская школа (аллопатия) с ее постоянно ослабляющими больных воздействиями (в то время производились повторные кровопускания, ставились многочисленные пиявки, кровососные банки, клизмы и т.д.) с гомеопатией, которая «избегает всего, хотя бы в малейшей степени ослабляющего больного» и «является спасительным и благословенным делом». Без такого сопоставления, резкого и взаимозаключающего, в то время было бы невозможно выделение, становление и развитие гомеопатической системы лечения, сосуществующей сегодня с другими направлениями врачевания, обогащенными крупными успехами и достижениями.

Первая часть «Органона» содержит основные теоретические представления автора и его положения о механизмах гомеопатического и лечебного эффекта (подобное лечится подобным). Идеалом лечения, по С.Ганеману, является «быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья… кратчайшим наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов. Но врач является и «хранителем здоровья, поскольку он знает факторы, расстраивающие здоровье и вызывающие смерть, и знает, как предохранить от них здоровых людей». Врач должен быть истинным практиком целебного искусства, причем истинное назначение врача «состоит не в наукообразной болтовне, а в оказании помощи страждущему». С.Ганеман призывает лечить, не теоретизируя.

Второй раздел «Органона» содержит практические рекомендации по применению гомеопатии. Чтобы правильно и эффективно лечить, врач должен исследовать больного, знать действие лекарств и правильно их применять. Среди «возбуждающих» острые заболевания причин выделяются отрицательные влияния окружающей среды, психические воздействия, «острые миазмы». Одни из них «могут поражать каждого человека не более чем один раз за всю жизнь, как, например, оспа, корь, коклюш, скарлатина, свинка и т.д.», другие же – «часто рецидивировать при сохранении основного характера своих проявлений». С.Ганеман замечает, что острые болезни «чаще всего являются временными обострениями скрытой псоры». Современному читателю близок и понятен этот тезис. Например, острый нефритический синдром в большинстве случаев оказывается обострением хронической нефропатии, характер которой уточняется нефробиопсией. Среди хронических болезней С.Ганеман различает истинные и ложные. Первые – это миазматические болезни (сифилис, сикоз и псора), вторые – следствие злоупотребления лекарствами или результат воздействия тех или иных вредностей (нарушения в еде, употребление возбуждающих средств и др.). При острых болезнях жизненная сила заболевшего способна одолеть их или миазмы в короткий срок побеждают жизненную силу. Следовательно, по С.Ганеману, исходы острых миазматических болезней – выздоровление или смерть. Нельзя не добавить: возможен переход заболевания в затяжную или хроническую форму.

Заключительный раздел «Органона» посвящен мероприятиям, поддерживающим гомеопатическое лечение. С.Ганеман подтверждает действие на «жизненный принцип» «динамической силы минеральных магнитов, электричества и гальванизма». Он положительно относится к «животному магнетизму», предлагая называть его из уважения к Месмеру месмеризмом. «Сильная воля человека, действующая из самых лучших побуждений на больного посредством контакта и даже без него, и даже на некотором расстоянии, может динамически передать жизненную энергию здорового гипнотизера», «мощь сильной доброй воли может временами творить чудеса». Эти соображения С.Ганемана сегодня не кажутся чуждыми и неприемлемыми для нас. Многие «мануальные процедуры» автор наделяет «успокаивающим и раздражающим» эффектом. Массаж особенно эффективен тогда, когда его «делает сильный доброжелательный человек», но этот метод «не должен излишне применяться к сверхчувствительным пациентам». Ванны полезно присоединять к общему лечению в периоде выздоровления и улучшения состояния больного «при надлежащем внимании к состоянию выздоравливающего, температуре воды, продолжительности и частоте повторения процедур». По-видимому, творец гомеопатии не отрицает и роли музыкотерапии: «доносящиеся издалека нежнейшие звуки флейты… могут наполнить нежное сердце возвышенными чувствами и растворить его в религиозном экстазе».

Его авторитет как искусного врача возрастает с каждым годом, расширяется практика. Вместе с тем С.Ганеман постоянно сталкивается с недовольством, завистью и противодействием врачей и аптекарей. В период с 1793 по 1810 г. С.Ганеман вынужден часто переезжать из одного города в другой, практикуя в Мольшкбене, Геттингене, Пирмонте, Брауншвейге, Вольфенбюттеле, Кенингслюттере, Альптоне, Гамбурге, Мелне, Махеме. Параллельно с практикой составляется объемистый «Аптекарский лексикон», создавший С.Ганеману славу ав­торитетного знатока фармации. В окончательно оформленном виде концепция гомеопатии представлена в первом издании знаменитого «Органона».

Важнейшим этапом становления и распространения гомеопатии стал второй лейпцигский период жизни С.Ганемана (І8ІІ-І82І гг.), когда он преподавал в университете. Вопреки противодействию многочисленных недругов, он успешно защитил диссертацию на медицинском фа­культете, представив обстоятельное историко-медицинское исследование «О геллеборизме древних». Необыкновенная глубина изучения пре­дмета, блестящее знание огромного количества древних источников, убедительность и логичность изложения исключили все возражения даже самых недоброжелательных оппонентов. Получив право преподавать в крупнейшем европейском университете, С.Ганеман сплотил вокруг себя многочисленных учеников и последователей. Это был период быс­трого развития знаний и практического опыта по гомеопатии, накопления обстоятельных описаний патогенеза гомеопатических лекарств.

В 1811 году вышла его книга «Чистое лекарствоведение» в 6-ти томах, где описано 60 лекарственных средств. В 1828 году была издана книга «Хронические болезни» в 5-ти томах. В этих книгах, кроме закона подобия описаны два других правила гомеопатии: применение малых доз и необходимость испытания действия лекарств на здоровом человеке.

 
 

Вместе с успехами гомеопатии, ростом авторитета С.Ганемана и его школы нарастали и силы его оппозиции. Возник судебный процесс междуним и лейпцигскими аптекарями, требовавшими передать изготовление любых лекарств в свои руки. В результате С.Ганеману было официально предписано все свои гомеопатические лекарства выписывать исключительно через обычные аллопатические аптеки, находящиеся в руках яростных противников гомеопатии. Это было равносильно запрещению врачебной гомеопатической практики в Лейпциге.

Летом 1821 г. С.Ганеман винужден был переехать в небольшой городок Кетен под покровительство герцога Фердинанда Ангальт-Кетенского, приверженца гомеопатического лечения. С.Ганеман, слава о врачебном искусстве которого уже разнеслась по всей Германии, вновь получил свободу медицинской практики с правом самостоятельного приготовления и отпуска гомеопатических средств. В Кетен ста­ли стекаться больные не только со всех регионов Германии, но и из соседних стран.

В кетенские годы С.Ганеман выпустил капитальный многотомный труд «Хронические болезни», в основу которых была положена концепция миазмов. Были также основательно уточнены и детализированы важнейшие принципы гомеопатии – потенцирование или динамизация лекарств, доказательство и объяснение эффективности малых доз. В 1831 г., когда в Европе распространилась холера, С.Ганеман предложил использовать для лечения этого тяжелейшего заболевания, уноси­вшего тысячи жизней, гомеопатические средства (камфора, вератрум, соли меди). Положительный эффект гомеопатии был подтвержден многими врачами того времени, в частности, в Австрии, Венгрии, Англии, Италии, России и др.

В 1830 г. С.Ганемана постигло несчастье – смерть жены, которая была его верным другом и спутником во всех жизненных невзгодах и многочисленных переездах, подарившая ему 11 детей. После смерти жены он продолжал уединенную жизнь и практику в Кетене. Количество больных, приезжавших к С.Ганеману, увеличивалось. В 1835 г. в возрасте 80 лет он женился на 35-летней парижанке Марии Мелани Харвили и переехал в Париж.

Последний, парижский период жизни С.Ганемана был насыщен интенсивной медицинской практикой. Он стал одним из самых популярных врачей в Париже, был окружен почетом и уважением.

Однако, и в это время продолжались нападки на учение Ганемана. В 1845 году медицинский совет попросил французского министра Франсуа Гизо принять меры против гомеопатии, запретить ее применение, однако Гизо ответил очень умно: «Если гомеопатия химера или метод, не имеющий ценности, она исчезнет. Но если, наоборот, она прогрессивна, то распространится, что бы не делали. Академия должна желать этого более всего, поскольку ее задача – стимулировать научный прогресс и научные открытия».

В связи с возрастом и непосильной нагрузкой здоровье С.Ганемана стало ухудшаться. 2 июля 1843 г. на 89-м году жизни он скончался и был похоронен в Па­риже на кладбище Пер-Лашез, где на монументе с бюстом С.Ганемана выбито латинское изречение «Non inutilis vixi» («Я прожил не напрасно»).

Два столетия гомеопаты всего мира свято соблюдают основной жизненный принцип этого великого человека: лечить «верно, безопасно, быстро и надежно». Это была, без сомнения, выдающаяся личность, неистовая по своему характеру, гениальная по величине своего таланта.

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1251;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.