Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
1. Понятие и структура сознания. Сознание представляет собой фундаментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую проблему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения, как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.
В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая их достижения, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем, как сущность, происхождение, функционирование и структура сознания, возможности и пути его познания. Вопросы эти с древности и до наших дней остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения.
С точки зрения философского идеализма сознание (дух) есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции – основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма (или психофизиологического параллелизма) рассматривают сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому головному мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент (Ф.В.Лазарев).
Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. С материалистической точки зрения, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах:
1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе её эволюции);
2) психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека);
3) гносеологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).
В современной философии и науке к числу наиболее перспективных относятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.
Сторонники интенционалистского (от лат intentio – направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. По их мнению, сознание функционирует в модусе «сознание о…», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается в корреляции с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.
Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме: сознание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что всё это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в познавательно-информационном обеспечении.
В рамках кондиционалистских (от лат. conditio – условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть, в том числе, механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания. Итак, кондиционализм дает более широкое толкование содержания феномена сознания, не отождествляя его со знанием.
Каждая из этих упомянутых программ, с учетом своих исследовательских приоритетов, нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны механизмов сознания. Однако более плодотворной является позиция сторонников кондиционалистских программ. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода результаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования и, в целом, культуры на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использования знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рационального расчета, что приводит к снижению культуры чувств, духовно-нравственной деградации личности.
Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.
Надо иметь в виду, что сознание – системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции. Вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.
Обратимся к характеристике основных элементов сознания. Прежде всего, отметим: чувства и мышление являются основными поставщиками информации в структуре сознания. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.
Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют сознание с вниманием.
Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Эмоции также выражают настроения (веселое, грустное, подавленное). Природа эмоций двуедина: их познавательные свойства сливаются с ценностно-оценочными (аксиологическими), взаимно коррелирующими друг друга. Эмоции обнаруживают себя в свойствах переживаний. Суть переживаний заключается в творческих способностях человека к перевоплощению. Аксиологическая роль переживаний реализуется в творческой деятельности человека. Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.
Воля – это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки» сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения проблемы, в неосознанности путей и средств её решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т. п.
Достаточно конструктивный вариант решения проблемы сознания содержится в теории З.Фрейда. Им выделены и описаны следующие структурные уровни сознания: осознаваемое, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.
Осознаваемое («Я») – всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Осознаваемое – это сфера нашей психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.
Бессознательное («Оно») – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). Это глубинный пласт сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. З.Фрейд видел в бессознательном источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.
Подсознательное – все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки (например, навыки игры на музыкальном инструменте, рутинные трудовые навыки), но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулятивная функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца» и т. п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут порождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. На примерах автоматизмов проявляется охранительная функция подсознательного, благодаря чему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
Сверхсознательное или «Сверх-Я» («Я-идеал») – верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта – социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и регулирования. «Сверх-Я» – высшая инстанция в структуре сознания (душевной жизни), выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознание – особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимирование, т. е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на культурное созидание, творческую активность.
Таким образом, единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволит глубже осмыслить природу человека.
2. Происхождение и сущность сознания. Многие философы не без оснований рассматривают сознание как дар человеку, чудо из чудес мироздания. При этом отмечается, что сознание есть не только благо, но одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) на время отключают сознание с помощью наркотических средств или алкоголя.
Вместе с тем, тайна происхождения сознания так и останется тайной, если не подходить к этой проблеме исторически, без учета того, что сознание, как свойство материи, возникло на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, всё многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.
Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи – отражения. Отражение – это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.
Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе – это механические деформации, физико-химические изменения, появляющиеся в результате взаимодействия.
С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.
Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции и возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс – это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.
По мере морфологического усложнения организмов в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.
Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих мыслительных форм отражения.
Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.
Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное – свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах.
Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане оно предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности идеальное обозначает непротяженность, невещественность, невесомость, содержательное сходство образа и соответствующего предмета.
Иными словами, сознание двухполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки. И в этом смысле оно вторично. С другой стороны, оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступая в этом плане как первичное. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность – это показатель того, насколько люди способны осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать разумно и творчески.
3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. Изучая третий вопрос, необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристики сознания.
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и самом себе, которое с помощью слов, математических символов, художественных образов может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям и другим эпохам в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты, мимику. Сознательное – это событие, обработанное и оформленное средствами языка.
Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека – открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.
Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, достаточно разнообразными средствами. Так, мысли и чувства музыканта выражаются в звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках человека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выражались мысли, они, в конечном счете, переводятся на словесный (вербальный) язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением.
Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».
Сущность языка выражается в основных его функциях:
· номинативной (способность языка называть вещи, явления – «давать имена»);
· познавательной (участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и «мыслим так, как говорим» (Ли Уорф));
· информативной (способность хранить, передавать, воспроизводить информацию);
· коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях);
Язык – такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования – техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становится человеком в полном смысле этого слова. В то же время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.
Отметим, что коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).
Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает, во-первых, выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает, а во-вторых, способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Самосознание возникает не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, – оно скорее возникает в ответ на вызов общественных условий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира (например, изживает дурные привычки и т.п.). Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.
Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Сам термин «интеллект» в современной философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая отличается творческим, активным характером от пассивно чувственных форм познания. Впервые данный термин в отечественной философской традиции использовал Н.В.Гоголь, обозначая им способности человека к познанию, постижению чего-либо.
Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.
Приоритетная область использования искусственного интеллекта – компьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного интеллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всестороннее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности.
Если мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления (у животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций относительно предметных образов, но не понятий), а сознание человека связано с абстрактным понятийным мышлением, то искусственный интеллект «думающей» машины оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. Так, компьютер, запрограммированный только на доказательство математических теорем, не сможет играть в шахматы или решать иные задачи. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде всего, потому, что он работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.
Следует учитывать, что проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем копирования, имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:
– воспроизводство творческих способностей человека;
– применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);
– создание робототехники, важнейшим элементом которой является «искусственный интеллект».
Таким образом, человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее выступает партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.
Подводя итоги рассмотрению проблемы сознания, следует отметить, что сознание представляет собой открытую систему, в которой имеются не только сфера рационального (точные понятия, теоретические знания), но и чувственно-эмпирические, эмоционально-волевые средства отражения мира. Все они, вместе взятые, открывают новые возможности человека как существа творческого и самосозидающего.
Тема 9
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1864;