Гуманизм эпохи Возрождения.
Тема 5. (2.4.) ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
План лекции
Гуманизм эпохи Возрождения.
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Гелиоцентрическая картина мира.
Социально-политические взгляды эпохи Возрождения.
Основные понятия
Гуманизм (лат. – человечность) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, требование защиты достоинства личности, ее свободы.
Пантеизм (лат. – пан – все, тео – бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир. В нем имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.
Монада – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения структурной единицы бытия.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущение является главной формой достоверного познания.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания. Близок сенсуализму.
Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.
Краткое содержание
Гуманизм эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) совершается переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира: презрение к земному естеству заменяется стремлением к земному счастью, признанием творческих способностей человека.
Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Так формируется главная идея Возрождения – гуманизм.
В широком смысле слово гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время.
Но как целостная система взглядов и как течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия.
Характерные особенности философии Возрождения:
- антисхоластическая направленность,
- антропоцентризм,
- пантеизм.
Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.
Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV – XVI вв. становится общеевропейским явлением. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя.
Его позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, и он склонен приписывать все заслуги себе.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Человек теперь сам творец, а потому фигура художника - творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 4229;