Теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла.
Каждый из структуралистов стремится выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия.
Как и модернизм, структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов.
Постструктурализм.
Одной из главных задач этого направления является критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка.
Логоцентризму, основанному на принципе единства, противопоставлен принцип различия и множественности. Образно это выражено в термине Ж. Делеза и Ф. Гваттари «ризома» (корневище) – метафоре ассоциативного, метафорического мышления, в противовес мышлению, построенному на логике. Мир как ризома уничтожает универсализм, и смысл бинарных оппозиций.
Постструктурализм предложил процессы и процедуры децентрации, детерриториализации, деконструкции, которые были ассимилированы постмодернизмом.
План семинарского занятия
1. Феноменологическая гносеология Э. Гуссерля: понятие феномена – его структура, теория интенциональности. Феноменологическая редукция, ее основные этапы. Естественная и феноменологическая установки.
2. Логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна как предформа неопозитивизма. Предмет и задачи философии в неопозитивизме. Основные черты неопозитивисткой гносеологии. Познание как знаковое обозначение ощущений. Принцип верификации, его дальнейшая эволюция. Процедура верификации.
3. З. Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры. К. Юнг о коллективном бессознательном. Э. Фромм о социальном характере.
4. Экзистенциализм Хайдеггера. Учение о «man», проблема свободы и ответственности. Экзистенциализм К. Ярперса: существование и экзистенция. Учение о пограничных ситуациях. Понятие трансценденции. Философия истории К. Ясперса.
5. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: феноменологическая онтология. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Бытие и ничто. Проблема межчеловеческого общения. Социально-политическая программа Сартра.
6. Философская антропология ХХ в. о природе и сущности человека (М. Шеллер, Х. Плейснер). Концепция человека как «недостаточного существа» А. Гелена.
7. Проблема понимания в структурализме К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Дерриды.
Вопросы для СРС
1. В чем отличие кантовской и гуссерлевской трактовки понятия «феномен»?
2. Особенность интенциональной теории сознания Гуссерля.
3. Каковы основания лингвистического поворота в философии ХХ в.?
4. В чем отличие позитивистского и неопозитивистского понимания роли философии?
5. Каковы основания логического поворота в философии ХХ в.?
6. Что объединяет позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм?
7. Что отличает постпозитивизм от позитивизма и неопозитивизма?
8. Истолкуйте афоризм «Логико-философского трактата» Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».
9. Какие направления являются приемниками традиции рационализма и иррационализма в философии ХХ в.?
10. Как объяснял З. Фрейд происхождение культуры, и каковы ее функции?
11. Почему экзистенциализм называют современным стоицизмом? Так ли это?
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 740;