Электроновый сосуд из Куль-Обского кургана
Праща. Метание камней с помощью ручных пращей является древним способом боя, который и славяне, несомненно, применяли издавна. Первые документы об этом относятся к битве у Солуни в VII веке, 62 и способ метания не отличался тогда от способа, представлен ного на одной из сцен ковра из Байе 63. Общеславянским названием необходимого для метания приспособления было пракъ (порок) из первоначального порк. 64 Однако первоначально, в XII веке, это слово появляется как обозначение приспособления, при помощи которого метались большие камни при штурмах укрепленных городов. Панцирь. С несовершенством вооружения, которым воевали славяне еще в VI и VII веках, было связано и то, что у них в эту эпоху не было как металлических панцирей, так и металлических шлемов, помимо упомянутых выше исключений. Однако в конце языческого периода, в X и XI веках, панцири были уже широко известны и назывались бръня, броня. Это слово германского происхождения, производное от древневерхненемецкого brunja, нем. Brиnne, 65 что свидетельствует о заимствовании славянами этого вида вооружения у германцев, и именно в Каролингскую эпоху, тем более, что имеются прямые свидетельства эпохи Карла Великого, прямые запрещения Карла от 805 года, чтобы немцы не продавали славянам панцири: ut arma et brunias non ducant ad venundandum (см. выше, с. 386).
Кольчуга св. Вацлава (фото)
Тут речь идет о панцирях, сплетенных из небольших железных кружков, наподобие длинной рубахи с рукавами и воротником, какие найдены в Германии (целый, например, в Гаммертингене), а также в славянских погребениях ряда районов России 66 и представление о которых наилучшим образом дает нам панцирь св. Вацлава, хранимый в Праге в сокровищнице собора св. Витта. 67 Вацлав был убит братом Болеславом в 929 году.
Однако на основании всего этого еще нельзя утверждать, что этот вид брони германского происхождения. Подобного рода кольчатые лорики имели и римляне (lorica hamata) и галлы в эпоху Римской республики 68; с начала христианской эры кольчуги известны и на Востоке, и эти восточные панцири, согласно исследованию В. Розе 69, более сходны с германскими и славянскими, нежели с римской лорикой. Хотя доводы Розе требуют более точного обоснования, чем это сделано автором, и оставляют еще некоторые сомнения, но в целом Розе, по всей вероятности, прав, утверждая, что на создание германских и славянских панцирей наряду с римскими образцами оказал влияние в первую очередь Восток.
Наряду с кольчатыми панцирями к славянам попадали начиная с XII века панцири и другого вида — пластинчатые. В русской археологии наряду с состоящей из колец кольчугой (кольчуга от кольцо) различаются несколько видов других панцирей (бахтерец, юшман, зерцало, байдана, куяк). Но к рассмотрению данного вопроса это не относится.
Вооружение кочевника из кургана около Берестняги между Росавой и Днепром (по Бобринскому)
Славянские и восточные шлемы 1 — Градско; 2 — Моравия; 3 — Оломоуц; 4 — Черная могила; 5 — долина Днепра; 6 — Гнёздово; 7 — Таганча; 8 — Кубанская область; 9 — Берестняги (Ковалы); 10 — Гиш в Познани; 11 — коллекция Ягеллонского университета; 12 — станица Тифлисская на Кубани.
Шлем. Одновременно с панцирем у славян появился и металлический головной убор, для обозначения которого уже с X века славяне употребляли чужеземное название шлем, из древнегерманск. helm, готск. hilms. 70 Это конический шлем с наносником, возникший у германцев, вероятнее всего у готов, как подражание остроконечной восточной форме, которую мы можем проследить на Востоке начиная с древнейших времен и вплоть до сарматского и сасанидского вооружения. Образцы славянских шлемов подобного рода известны по ряду археологических находок, сделанных в Чехии, Польше и России 71; наилучшим из них является шлем из того же клада св. Вацлава в Праге. Судя по орнаменту наносника, этот шлем относится приблизительно к IX-X векам и вышел из скандинавской мастерской. 72 Однако наряду с этими шлемами на Руси уже в XI веке появились шлемы непосредственно восточной формы — продолговатые, заканчивающиеся вверху острым шпилем, украшенным иногда пером или флажком (еловец); с XII века эта форма стала на Руси господствую щей. (См. шлем из могилы русского воина в Таганче, рис. на с. 412. ) Находки железных масок, которыми снабжались иногда шлемы кочевников (рис. на с. 421), в славянских погребениях не обнаружены. Щит. Сначала щит изготовлялся только из крепкой кожи, из прутьев или из досок — к этому виду, вероятно, и применялось вначале славянское название щитъ. Под влиянием римских умбонов, большое количество которых встречено по всей Германии в могилах с трупосожжениями II—IV веков, германцы, а после них и славяне стали оковывать край щита металлом, а посередине его помещать умбон. У славян такие щиты появились, вероятнее всего, также в Каролингскую эпоху.
Железные умбоны из славянских погребений (Гнёздово; петербургские и приладожские курганы)
Щиты имели у славян широкое распространение. Они упоминаются уже в древнейшие времена, 73 а в X веке известно, например, что у польского князя было наряду с тяжело вооруженной дружиной 13 000 щитоносцев (clipeati) 74. Изготовление щитов было местным, и уже в XI веке известны деревни, названия которых, например Щитари, говорят, что здесь делались щиты. 75 Щиты XI и XII веков, изображенные на иконах, имеют, как правило, миндалевидную форму 76 и разукрашены разноцветными полосами, что было обычаем германцев. Король Индржих II угрожал в 1040 году чешским славянам: «Я покажу вам, сколько у меня разукрашенных щитов». 77
Находки умбонов редки, 78 и, очевидно, так же редки были и щиты, снабженные ими.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 893;