Условный оператор if
Условный оператор if используется для разветвления процесса вычислений на два направления. Структурная схема оператора приведена на рисунке 3.1. Формат оператора:
if ( выражение) оператор_1; [else оператор_2]
Сначала вычисляется выражение, которое может иметь арифметический тип или тип указателя. Если оно не равно нулю (имеет значение true), выполняется первый оператор, иначе второй. После этого управление передается на оператор, следующий за условным.
Одна из ветвей может отсутствовать, логичнее опускать вторую ветвь вместе с ключевым словом else. Если в какой-либо ветви требуется выполнить несколько операторов, их необходимо заключить в блок, иначе компилятор не сможет, где заканчивается ветвление. Блок может содержать любые операторы, в том числе описания и другие условные операторы (но не может состоять из одних описаний). Необходимо учитывать, что переменная, описанная в блоке, вне блока не существует.
Рис. 3.1. Структурная схема оператора if
Примеры:
if (а<0) b = 1; // 1
if (a<b && (a>d || a==0)) b++; else {b *= a; a = 0;} // 2
if (a<b) {if (a<c) m = a; else m = c;} else {if (b<c) m = b; else m = c;} // 3
if (a++) b++; // 4
if (b>a) max = b; else max = a; //5
В примере 1 отсутствует ветвь else. Подобная конструкция называется «пропуск оператора», поскольку присваивание либо выполняется, либо пропускается в зависимости от выполнения условия.
Если требуется проверить несколько условий, их объединяют знаками логических операций. Например, выражение в примере 2 будет истинно в том случае, если выполнится одновременно условие а<b и одно из условий в скобках. Если опустить внутренние скобки, будет выполнено сначала логическое И, а потом — ИЛИ.
Оператор в примере 3 вычисляет наименьшее значение из трех переменных. Фигурные скобки в данном случае не обязательны, так как компилятор относит часть else к ближайшему if.
Пример 4 напоминает о том, что хотя в качестве выражений в операторе if чаще всего используются операции отношения, это не обязательно.
Конструкции, подобные оператору в примере 5, проще и нагляднее записывать в виде условной операции (в данном случае:
max = (b > а) ? b : а;).
Рис. 1.4. Мишень.
Пример. Производится выстрел по мишени, изображенной на рис. 1.4. Определить количество очков.
#include <iostream.h>
int main()
{
float x, у; int kol;
cout << "Введите координаты выстрела\n";
cin >> х >> у;
if ( х*х + у*у < 1 ) kol = 2;
else
if( x*x + y*y < 4 ) kol = 1;
else kol =0;
cout << "\n Очков: " << kol;
return 0;
}
Распространенная ошибка при записи условных операторов – использование в выражениях вместо проверки на равенство (==) простого присваивания (=), например, if (a=l) b=0;. Синтаксической ошибки нет, так как операция присваивания формирует результат, который и оценивается на равенство/неравенство нулю. В данном примере присваивание переменной b будет выполнено независимо от значения переменной а. Поэтому в выражениях проверки переменной на равенство константе константу рекомендуется записывать слева от операции сравнения: if (l==a) b=0;.
Вторая ошибка — неверная запись проверки на принадлежность диапазону. Например, чтобы проверить условие 0<х<1, нельзя записать его в условном операторе непосредственно, так как будет выполнено сначала сравнение 0<x, а его результат (true или fal se, преобразованное в int) будет сравниваться с 1.Правильный способ записи: if(0<x && х<1).
Тип переменных выбирается исходя из их назначения. Координаты выстрела нельзя представить целыми величинами, так как это приведет к потере точности результата, а счетчик очков не имеет смысла описывать как вещественный. Даже такую простую программу можно еще упростить с помощью промежуточной переменной и записи условия в виде двух последовательных, а не вложенных, операторов if(обратите внимание, что в первом варианте значение переменной kolприсваивается ровно один раз, а во втором — от одного до трех раз в зависимости от выполнения условий):
#include <iostream.h>
int main(){
float x, у, temp; int kol;
cout << "Введите координаты выстрела\n";
cin >> x >> у;
temp = x*x + y*y;
kol = 0;
if (temp < 4 ) kol = 1;
if (temp < 1 ) kol = 2;
cout << "\n Очков: " << kol;
return 0;
}
Если какая-либо переменная используется только внутри условного оператора, рекомендуется объявить ее внутри скобок, например:
if (int i = fun(t)) a -= i; else a += i;
Объявление переменной в тот момент, когда она требуется, то есть когда ей необходимо присвоить значение, является признаком хорошего стиля и позволяет избежать случайного использования переменной до ее инициализации. Объявлять внутри оператора if можно только одну переменную. Область ее видимости начинается в точке объявления и включает обе ветви оператора.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1980;