БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ

 

Основные базовые операторы (команды) языка Бейсик определяют ввод и вывод данных, присвоение, изменение порядка выполнения команд и циклические конструкции.

 

INPUT <список объектов ввода> - ввод данных;

PRINT < список объектов вывода> - вывод данных;

LET a= <арифметическое, логическое

или символьное выражение>

(служебное слово LET можно не писать) - присвоение;

IF <условие> THEN <оператор1>

ELSE <оператор2> - условный оператор;

GOTO <номер строки> -безусловный переход;

FOR х= 1 ТО n STEP h <оператор>

NEXTx - циклическая конструкция.

 

Часто используют, так называемый, внутренний ввод данных посредством операторов READ - DATA.

Добавим к этому списку несколько системных команд, с помощью которых программист и пользователь занимаются отладкой и обслуживанием программы:

 

RUN - команда запуска программы на выполнение;

LIST - команда вывода текста программы на экран дисплея;

SAVE - команда сохранения текста программы в виде файла;

LOAD - загрузка ранее сохраненной программы из существующего файла.

 

Этих операторов и команд обычно хватает, чтобы написать и отладить любую вычислительную программу. Ниже мы познакомимся и с другими командами Бейсика.

Как и во многих языках программирования, в Бейсике имеется набор встроенных функций: математических, логических, символьных и др. Можно сформировать собственные функции с помощью описания DEF, например

DEF FNA(x,y,z)=x*x+y*y+z*z

Рассмотрим пример программы табуляции функции с целью определения ее максимального значения на заданном отрезке. Суть алгоритма заключается в вычислении значений функции Sin(.x) в 100 точках, определенных на задаваемом отрезке [а,Ь] с шагом h=(b-a)/100 и в выборе среди этих значений максимального.

Программа 55

10 REM максимум функции на отрезке

20 INPUT "введите отрезок a,b"; a, b

30 DEF fna (x) = SIN(x)

40 max = fna (a)

50 h = (b - a) / 100

60 FOR x = a TO b STEP h

70 IF max < fna(x) THEN max = fna(x)

80 NEXT x

85 CLS

90 PRINT "максимальное значение функции на отрезке ["; а;

","; Ь; "]="; max

100 END

Здесь в строке 10 - неисполнимый комментарий (который можно организовать и иначе - см. первые строки последующих программ), в строке 85 - команда очистки экрана, в строке 100 - команда «конец программы» (которую часто можно не писать без каких-либо видимых последствий).

Приведем примеры еще нескольких программ на Бейсике, являющихся аналогами программ из §3.

В следующем примере развилка организована с помощью сочетания операторов IF...THEN и GOTO. В современных версиях Бейсика есть конструкция IF...THEN...ELSE; при ее использовании программа 56 станет еще больше похожей на программу 1 (sqr(x) - корень квадратный).

Программа 56 (см. программу 1)

10 REM Квадратное уравнение

20 CLS

30 INPUT "введите коэффициенты А,В,С"; а, Ь, с

40 d = Ъ*Ь - 4*а*с

50 IF d < 0 THEN GOTO 80

60 xl = (-b + sqr(d)) / (2 * a): x2 = (-b - sqr(d)) / (2 * ay

70 PRINT "корни уравнения xl="; xl; "x2="; х2

80 GOTO 100

90 PRINT "корней нет"

100 END

В следующем примере цикл (с предусловием) организован с помощью операторов IF...THEN и GOTO.

 

Программа 57 (см. программу 5).

10 REM Машины, прибывающие на склад

20 CLS

30 num = 0: sum = О

40 IF sum >= 100 THEN GOTO 110

50 INPUT "Введите вес груза очередной машины"; w

60 sinn = sum + w

70 IF sum >= 100 THEN GOTO 90

80 num = num + 1: GOTO 90

90 PRINT "груз уже не поместится"

100 GOTO 40

110 PRINT "Количество разгруженных машин =", num

120 END

В программе 58 исходная последовательность задается в блоке данных (строка 30), а затем считывается в массив а. Отсутствие в Бейсике логических переменных преодолено с помощью текстовой переменной р. При выдаче результатов используется форматная печать PRINT USING (для дробных чисел форматы могли бы быть, например, ###.## - выдаст результат типа 345.98, ##.##лллл - выдаст результат типа 34.17Е-02). В 20-й строке оператор DIM резервирует память под массив (аналог паскалевского описания array, но без явного указания типа элементов).

 

Программа 58 (см. программу 10).

10 REM bubble (пузырек)

20 DIM a(10)

30 DATA 19, 8, 17, 6, 15, 4, 13, 2, 11, 0

40 CLS

50 PRINT "Исходный массив"

60 FOR i = 1 TO 10 STEP 1

70 READ a(i)

80 PRINT USING "»#»#"; a(i);

90 NEXT i

100 PRINT

110 p$ = "да"

120 FOR i = 10 TO 2 STEP -1

130 IF a(i) >= a(i-l) THEN GOTO 150

140 b = a(i): a(i) = a(i-l): a(i-l) = Ь: р$ = "нет"

150 NEXT i

160 IF p$ = "нет" GOTO 110

170 PRINT "Упорядоченный массив"

180 FOR i = 1 TO 10

190 PRINT USING "####"; a(i);

200 NEXT i

210 END

 

Контрольные вопросы ч задания

1. Назовите основные операторы языка Бейсик и охарактеризуйте их назначение.

2. Поэкспрементируйте в приведенных выше программах с оператором форматной печати.

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 991;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.