Общая характеристика. В Сомали существует сложная плюралистическая система права, с 1991 г
В Сомали существует сложная плюралистическая система права, с 1991 г. почти полностью дезорганизованная политической анархией.
Исторически на территории Сомали господствовали обычное (именуемое Xeer) и мусульманское право. Обычное право не было закреплено письменно и нередко существенно варьировалось у каждого племени и клана. Оно признавало и регулировало институты коллективной собственности племен, коллективной ответственности, кровной мести, выплаты компенсации за ущерб, похищения жен и т.д. Мусульманское право регулировало вопросы личного статуса и ряд других и применялось судьями-кади. Нередко нормы обычного и мусульманского права тесно переплетались.
От колониального времени Сомали унаследовало не одну, а две системы европейского права - романо-германскую (основная часть страны) и англосаксонскую (Север). К началу 1960-х гг. в южных регионах действовало итальянское право и часть законодательства, принятого в колониальный период. На Севере, находившемся ранее под властью Великобритании, действовало "право Сомалиленда, существовавшее перед объединением", т.е. применялась формула "общее право, доктрины справедливости и статуты общего применения, действующие в Англии на 16 марта 1960 г.".
В январе 1962 г. Парламент Сомали поручил правительству подготовить ряд законопроектов, единых для всей страны важнейших нормативных актов. В результате был принят ряд новых кодексов и законов, основанных на итальянской (УК 1962 г.), английской (Трудовой кодекс 1969 г.) или смешанной (ГПК 1963 г.) моделях. Для унификации гражданского права (ГК 1973 г.) в качестве образца был избран ГК Египта. Кроме того, действие отдельных колониальных кодексов и законов в 1960-е гг. было распространено на всю территорию страны.
Создание в Сомали системы кодифицированного законодательства привело к официальному упразднению обычного права, которое должно было применяться лишь в случае прямой отсылки к нему закона. Аналогично новые кодексы почти исключили прямое действие шариата, вобрав ряд его положений. В 1970-е гг. власти активно боролись с практикой уплаты выкупа за кровь (дийя), запрещенной полностью в 1974 г.
После 1991 г. в условиях безвластия и распада страны роль обычного права и шариата в Сомали вновь резко возросла, в некоторых районах они с 1994 г. господствуют почти безраздельно.
В Республике Сомалиленд продолжают действовать основные сомалийские кодексы. Согласно Конституции Сомалиленда (ст.5) законы страны должны основываться на исламском шариате и не имеют силы, если противоречат последнему.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 396;