Общая характеристика. Правовая система Сирии носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французском праве

 

Правовая система Сирии носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Значительное влияние на развитие правовой системы Сирии оказали также идеи арабского социализма.

Согласно п.2 ст.3 Конституции Сирии мусульманское право (фикх) основной источник законодательства. При этом под мусульманским правом в данном случае понимается мусульманско-правовая доктрина, т.е. произведения, в которых сформулированы конкретные нормы и общие принципы мусульманского права в материальном смысле. Нормы этого права применяются шариатскими судами ко всем отношениям, одной из сторон в которых выступает мусульманин.

Поскольку до 1918 г. Сирия была одной из турецких провинций, на ее территории применялось реципированное Османской империей французское законодательство. После ее развала Сирия стала по решению Лиги Наций с 1922 г. подмандатной территорией Франции. Первоначально влияние французского права было не столь значительно. Но после Второй мировой войны в Сирии были приняты несколько кодексов, тексты которых в значительной мере опирались на египетские аналоги и потому также шли в русле романской правовой традиции. Это в первую очередь касается ГК, который в 1949 г. был переписан с египетского кодекса. Помимо него приняты Торговый кодекс (1949), Кодекс морской торговли (1950), Уголовный кодекс (1949), Военный уголовный и процессуальный кодекс (1950), УПК (1950), ГПК (1953), Трудовой кодекс (1959), заменивший первый Трудовой кодекс 1946 г.

После прихода к власти Партии арабского социалистического возрождения в Сирии стал проводиться курс на строительство социализма. Основы новой политической и правовой системы были закреплены в Конституции 1973 г., в преамбуле которой подчеркивается, что этот документ отражает развитие страны в социалистическом направлении. Исходя из этого Конституция определяет Cирийскую Арабскую Республику в качестве суверенного народно-демократического, социалистического государства, составляющего часть арабской родины (ст.1).

В регулировании основных свобод, прав и обязанностей граждан Конституция 1973 г. исходит из ряда общепринятых в мировой практике принципов. Все граждане провозглашаются равными перед законом в правах и обязанностях, а на государство возлагается задача обеспечения их равных возможностей. Конституция закрепляет общедемократические права и свободы сирийских граждан политического и социально-экономического характера: свободу убеждений, вероисповедания и совершения религиозных обрядов при условии ненарушения общественного порядка, право свободно выражать свое мнение, свободу печати, свободу мирных собраний и демонстраций, право на труд и оплату его в соответствии с его качеством и результатами, право на бесплатное образование. Согласно Конституции государство материально обеспечивает каждого гражданина и его семью в чрезвычайных обстоятельствах, в случае болезни, нетрудоспособности, потери родных, а также в старости. Оно заботится о сохранении здоровья граждан, предоставляет им все необходимые услуги культурного, социального и медицинского характера (ст.46, 47). Однако многие из перечисленных прав и свобод до сих пор остаются лишь декларацией.

Основным источником права в Сирии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Конституция называет верховенство закона одним из основных принципов общества и государства. Иерархия нормативных правовых актов включает Конституцию, законы парламента, декреты Президента, постановления правительства, подзаконные акты других органов власти. Правовой системе Сирии известен институт делегированного и срочного (чрезвычайного) законодательства. Соответствующие акты, издаваемые Президентом, носят название декретов-законов (см. выше).

Помимо законодательства непосредственным источником права признается мусульманско-правовая доктрина. Статья 35 Закона о личном статусе 1953 г. предусматривает, что в случае "молчания" закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы".

У кочевников (бедуинов) и немусульманских религиозных общин допускается применение обычного права.

 








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 466;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.