Общая характеристика. Афганистан входит в мусульманскую правовую семью

 

Афганистан входит в мусульманскую правовую семью. Правовая система Афганистана к началу 2000 г. находилась в состоянии хаоса. На территориях, контролируемых движением "Талибан", фактически действуют только нормы шариата в их традиционном виде. В других районах страны мусульманскому праву также отводится основная роль. Мусульманско-правовые нормы всегда пользовались исключительно большим авторитетом среди афганского населения, особенно в тех случаях, когда они совпадали с местными традициями и обычаями.

Исторически первой формой афганского права было обычное право племен, передававшееся в устной форме. С началом распространения ислама в Афганистане (VII в.) доминирующее положение по отношению к нормам обычного права стали занимать нормы мусульманского права. С 1747 г., когда образовалось централизованное афганское государство, появились первые законодательные акты светского характера, действующие параллельно с нормами шариата. История светского законодательства начинается с Судебника Ахмад-шаха 1747 г., изданного на языке пушту, который действовал вплоть до 70-х гг. XIX в. Этот Судебник запрещал действие норм обычного права с целью повысить авторитет центральной государственной власти и ликвидировать правовой хаос в стране.

Тем не менее до начала XX в. мусульманское и обычное право продолжали господствовать в правовой системе страны. Сам Афганистан являлся отсталым феодально-абсолютистским государством с сильными пережитками родоплеменных отношений.

После провозглашения в 1919 г. полной независимости страны пришедшие к власти прогрессивные элементы торговой буржуазии, помещиков и чиновничества Афганистана предприняли ряд реформ, направленных на модернизацию страны. В 1923 г. принята первая Конституция Афганистана (Основной закон Высокого Афганского государства). Она содержала "декларацию прав" афганцев. Конституция провозгласила равенство всех афганских подданных перед законом, гарантии личной свободы, свободу печати, тайны переписки, свободу образования торгово-промышленных компаний (о свободе образования политических партий, обществ, союзов и собраний в ней не говорилось), неприкосновенность права собственности и жилища, запретила всякие незаконные поборы и принудительные работы, подтвердила отмену рабства и пыток. Статья 13 Конституции 1923 г. установила, что "все суды свободны от всякого вмешательства", ввела гласное судопроизводство и предусмотрела новую организацию суда.

К числу важнейших социально-экономических реформ относились такие, как отмена многочисленных средневековых налогов и повинностей, провозглашение безусловной частной собственности на землю и ее свободной купли и продажи (включая бывшие вакуфные и государственные земли, поступившие в распродажу), ликвидация таможенных барьеров в межобластной торговле и др.

Каждое либеральное новшество встречало ожесточенное сопротивление реакционного духовенства и феодалов, добившихся отмены многих реформ. В 1928 г. был торжественно провозглашен примат шариата в законодательстве, управлении и суде. В 1931 г. принята новая Конституция, построенная по образцу и на основе Конституции 1923 г. с учетом поправок 1924 и 1928 гг., относящихся, в частности, к религии и шариату. Тогда же образован двухпалатный парламент. В 1964 г. в Афганистане была принята последняя монархическая Конституция, расширившая права выборных органов в области законодательной инициативы и контроля над правительством. Была разрешена деятельность политических партий.

В 1973 г. была свергнута монархия и провозглашена республика, что ознаменовало новый этап буржуазных реформ. В 1977 г. принята республиканская Конституция, в 1975 г. - Торговый кодекс и Закон о земельной реформе, в 1976 г. - Гражданский и Уголовный кодексы. Эти акты широко использовали идеи и институты романо-германской системы права, однако лишь в той мере, в какой они не противоречили принципам шариата.

После прихода к власти в апреле 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана в стране была предпринята, по сути, попытка построения социально-экономического и политического строя, близкого к тому, который господствовал в социалистических странах. В числе основных направлений политики режима были секуляризация всех сторон жизни, национализация промышленности, радикальная аграрная реформа с безвозмездной передачей земли крестьянству. В политической сфере установилась однопартийная диктатура НДПА. В ответ началось массовое вооруженное сопротивление, в основном под исламскими лозунгами.

В 1986 г. правительство НДПА провозгласило политику "национального примирения", фактически означавшую отказ от прежнего социалистического и антиисламского курса. Принятие в 1987 г. на заседании Лоя Джирги новой Конституции закрепило ведущую роль ислама и норм шариата в государственно-правовой системе и общественно-политической жизни страны. Однако эти меры уже не могли остановить гражданскую войну, приведшую в апреле 1992 г. к падению народно-демократического режима в Кабуле. В мае 1992 г. был распущен парламент, отменены все законы, противоречащие шариату.

Приход в большинстве районов страны к власти (включая столицу) движения "Талибан" привел к тотальной исламизации правовой системы и всех сторон общественной и личной жизни. На занятых территориях талибы запрещают женщинам работать, выходить одним на улицу, появляться в европейском платье и без чадры. Всем взрослым мужчинам предписано носить бороду. Полностью запрещено телевидение, уничтожаются фотографии, портреты, картины с изображением живых существ. Действуют сотни других запретов, издаваемых специальным Департаментом по надзору за соблюдением праведного образа жизни и борьбы со злом. В то же время с 1998 г. политика талибов стала несколько смягчаться (объявлено о признании права женщин получать образование и оплачиваемую работу).

Поскольку в стране к концу 2002 г. по-прежнему продолжалась гражданская война, единой и стабильной правовой системы на территории Афганистана не существовало. Основным источником права является непосредственно мусульманская правовая доктрина ханифитского толка. Вместе с тем многие племена наряду с мусульманским правом (а нередко и в гораздо большей степени) руководствуются древними нормами своего обычного права (адата), что усиливает партикуляризм афганской правовой системы.

 








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 599;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.