Как Вы оцениваете многочисленные упреки в адрес архимандрита Тихона, что это заказ, политическая пропаганда?
В Вашей книге многое чётко и последовательно разобрано, особенно применительно к нынешней ситуации. Но не возникала ли у Вас в процессе написания мысль, что в контексте современной массовой культуры книга окажется никому не нужной? Что все Ваши усилия и педагогические разработки могут пропасть даром?
- В чем-то Вы правы: массовая культура - это культура для середнячков, представителей ни верха, ни низа общества, людей-машин. Она рассчитана на управление людьми - это метод подчинения определенным формам мышления, формам видения жизни. Но от этого искусство не перестает существовать. Формы массовой культуры - это формы искусства. Кино, театр, телевидение, инсталляции - всё это виды искусства, неважно, новые или старые. А искусство, как говорил Лев Толстой, заражает своими идеями: можно заражать идеями человечными, можно античеловечными.
Массовая культура заражает идеями недочеловечными. Любовь она сводит к сексу - то есть к тому, чем могут заниматься и собачки, и кошечки, и мышки какие-нибудь. Огромный опыт формирования человеческого чувства любви, который выражен в литературе, в музыке, в живописи, она опускает до примитива. Чувства достоинства, уважения и даже ненависти она сводит к подделке, к «как бы». Посмотрите: в массовом кино, в большинстве своем, любовь - это не любовь, смерть - не смерть. Люди дерутся, льется кровь, но все это как бы между прочим. Зрители привыкают смотреть на льющуюся кровь как на развлечение, потому что драки и убийства идут одни за другими. А потом показываются фильмы о Йемене или о Югославии, и они тоже работают только на развлекательном уровне. Уничтожается искусство, которое формировало сочувствие человека к человеку, сопереживание. Искусство постмодерна лишено этой линии, хотя это тоже искусство и оно тоже влияет на людей; вопрос в том, как влияет.
При всём том - видите, сколько студентов (разговор происходил на лестничном пролёте ВГИКа)? Они жаждут рисовать. В Суриковском и в других институтах нет отбоя от желающих поступить. Казалось бы, зачем? Чтобы делать то, что делает тот же Олег Кулик, нет необходимости учиться ни рисовать, ни писать. Снимать кино можно научиться и не поступая во ВГИК: сам он не поступал. То, чем он занимается - это эпатаж, умение обратить на себя внимание, выкаблучиться. В своё время эту линию начал Сальвадор Дали (действительно очень талантливый художник), а сейчас она вошла в массовое употребление: каждый должен показать, что новое он выдумал, а не какие новые грани человеческого чувства открыл.
Мне представляется, что искусство никогда не умирало и умереть не может, потому что не было ни одного народа без искусства. Просто оно может внушать одни чувства, а может - прямо противоположные.
Но Вы знаете лучше, чем кто бы то ни было, что массовое искусство обладает свойством перерабатывать и включать в себя все что угодно, вплоть до творчества самых яростных противников масскульта. Действительно, много студентов учится во ВГИКе, Суриковском и других институтах. Но ведь они могут стать производителями той же самой массовой культуры!
- Я с Вами согласен, могут стать. И материальная зависимость толкает их к этому. Но в то же время есть и другие. Один из моих студентов, мультипликатор Александр Петров из Ярославля, несколько лет назад получил «Оскара» (тогда он снял «Старика и море», а недавно сделал фильм «Моя любовь»). Это молодой, активно строящий свое искусство человек, который пользуется успехом! Он старается привить людям нормальные, добрые человеческие чувства. Так что сопротивление масскульту существует.
Борис Неменский. Мать. 1945 |
Недавно по телевидению шла картина «Гибель империи. Византийский урок» архимандрита Тихона (Шевкунова) (мы беседовали в марте прошлого года). Это очень интересный фильм-памфлет, задающий вопрос, куда мы идем. Он обостряет ситуацию, через историю Византии даёт понимание своей собственной истории. Это настоящее, серьезное искусство.
Как Вы оцениваете многочисленные упреки в адрес архимандрита Тихона, что это заказ, политическая пропаганда?
- Заказ чей - В.В. Путина? Тогда он подставляется, и очень серьезно. Фильм ставит вопрос, туда ли идет В.В. Путин. Автор говорит: то, что делается, хорошо, но куда это ведет дальше? На обсуждении фильма ему привели верные слова, что в одну реку нельзя войти дважды, на что он ответил: да, но в одну лужу можно сесть дважды. Об этом и снят фильм: мы можем сесть в ту же лужу, и уже садимся.
Так что если режиссёру заказал картину наш сегодняшний истеблишмент, то заказал на свою голову, потому что режиссер пошел дальше. Это не прославление Путина: там есть похожий момент, но при этом автор говорит, что преемники бывают разные! Так и сейчас: мы не знаем, куда преемники поведут. Архимандрит Тихон очень верно сказал о том, что часто произносятся прекрасные слова, но делами это не подтверждается.
Всё-таки в контексте нынешней телекультуры этот фильм - явное исключение. На первом, втором, четвёртом каналах массово появляются только сериалы, детективы, китчевые шоу, которые год от года становятся всё примитивнее и примитивнее.
- Да, воспитывается быдло. Народ пытаются разделить на быдло и элиту, но при этом не понимают того, что быдло сломит элиту и опустит до своего уровня. Сегодня так называемая элита - это только элита денег, это не элита духа, не элита культуры.
Высокое произведение человеческого духа рождается на гребне волны. Если нет волны, то очень трудно появиться гребню. Рембрандт появился на гребне волны голландского искусства. Он в свое время даже не был понят, настолько подскочил выше остальных, но тогда существовал необыкновенно высокий уровень искусства. Была волна, и только на гребне волны мог появиться такой гений. А где эта волна сейчас?..
Что каждый из нас может сделать для того, чтобы существующее положение вещей (например, то, что происходит с телевидением и радио) как-то переменилось, и народу стали бы прививать действительно высокие образцы?
- В первую очередь, конечно, каждый из нас должен сам это делать в той области, в которой работает: Вы журналист - через журналистику, я как художник - через искусство пытаться пробиться сквозь этот идиотизм.
Сейчас, конечно, период упадка. В своей книжке я рассказываю, что есть конструктивное, изобразительное и декоративное - три вида художественного мышления. Эти виды художественной деятельности появились еще до возникновения искусств, как только появился человек, и каждый ребенок, вступая в общество, начинает ими заниматься.
Можно проследить, что периодически начинается новое социальное течение, которое выражается и в искусстве. Оно начинается с подъема конструктивного мышления, потом переходит на формы изобразительного. Сначала жёстко конструируются идеалы и язык, потом в изобразительном периоде нащупываются все формы жизни, творится сложность и богатство, и язык становится мягче и пластичнее. А потом он начинает переходить в декоративные формы, как бы омертвевает, превращается в какой-то мере в догму, в какой-то - в массовую культуру. Это происходит на завершающем витке каждого этапа развития культуры и искусства. Потом внутри возникает нечто новое, противоречащее, возмущающее, и рождается прямо противоположное.
На мой взгляд, сейчас, если можно так сказать, декоративный этап декоративного периода художественной истории. Марио Варгас Льоса, замечательный латиноамериканский писатель, очень верно сказал, что сейчас господствует декоративно-развлекательное искусство; искусство, проникающее вглубь человеческих проблем, оттеснено на обочину жизни. Это очень точно сказано. К нам эта тенденция проникла в годы перестройки, а на Западе всячески развивается с 50-х годов прошлого века. Что будет дальше - зависит от нас с вами.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 673;