Курс отечественной истории 1 страница
Лекция 1. Зарождение и становление древнерусского государства
1.Восточные славяне в VIII-IX веках
Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства - восточным славянам. В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены - это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов. Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечно- огневой обработки (подсеки) – на севере, где люди с великим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению громадных территорий России. Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось огородничество. В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная. Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела место и кровная месть. Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами. В рассматриваемый период восточно-славянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы). Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).
2. Начало древнерусской государственности
Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой 9 «норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели. Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила. Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая 10 система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.
3. Киевская Русь
Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских». Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, - уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою 11 столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах. После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Глоссарий: Генезис – (от греч. ген – род) - зарождение Этногенез – (греч. этнос – народ, ген - рождение) - рождение народа «Мир» - северорусское название общины. Впоследствии «миром» называли на Руси и городские общины. «Вервь» - преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины. «Полигамия» – (букв.) многоженство «Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду «Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду 12 «Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени Полюдье – сбор дани в Киевской Руси Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.
Лекция 2. Русские земли в XII - XIV веках
1. Причины распада древней Руси
Причины распада Киевской руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема 13 значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров. Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определенное время консолидировал русские военные силы против половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск. Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород. Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным 14 населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.
2. Особенности развития русских земель и княжеств.
Период удельной Руси можно охарактеризовать как время значительного разнообразия форм общественно-политического устройства русских земель, их хозяйственно-экономических укладов. Одним из первых добился политической независимости от Киева Новгород. Новгород был не только торговым городом, но и крупнейшим центром ремесла. В Новгороде сложилась самобытная политическая система. Высшим органом власти здесь было Вече. На нем принимались важнейшие решения, определявшие жизнь города. Исполнительные органы власти здесь были выборными. Высшим административным лицом был новгородский посадник. Новгородским ополчением командовал тысяцкий. Особое место в системе власти занимал новгородский архиепископ. Он был не только духовным лицом и иерархом Русской Православной церкви, но и выполнял ряд важных светских функций. Архиепископ ведал внешними сношениями, в его руках была общегородская казна. Он выполнял функции судьи. Под его началом был свой, так называемый «владычный полк». Важную роль в общественной жизни Новгорода играло боярство. Жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами Особые отношения складывались у Новгорода с князьями. С ними подписывался «ряд», в котором четко были прописаны их функции и прерогативы. Если князь нарушал статьи договора, то договор расторгался, а его самого, по решению Вече, могли не только изгнать из города, но и посадить в тюрьму. Новгород на протяжении более чем трехсот лет (с 1136 по 1478 гг.) сохранял суверенитет и был крупным городом-государством, который имел дипломатические отношения с целым рядом европейских государств того времени. На юго-запад от Киева в районе Волыни и Карпат располагалось Владимиро-Волынское княжество. При наличии плодородных земель здесь рано стало развиваться боярское землевладение. Имея крепкий экономический фундамент, местное боярство рано стало проявлять политический сепаратизм. Значительное влияние на поведение местного боярства оказывало 15 влияние соседних стран, Венгрии и особенно Польши, где взаимоотношения между высшей властью и аристократией имели значительные отличия от политических порядков, утвердившихся в древней Руси. Поэтому особенностью этих земель была довольно острая политическая борьба между великокняжеской властью и местным боярством. В Северо-Восточной Руси, после того как там утвердилась княжеская династия потомков Владимира Мономаха, шел быстрый процесс освоения этих далеких от Киева территорий. В этом процессе ведущую роль принадлежала великокняжеской власти. Князь чувствовал себя здесь хозяином, который обустраивал эту землю. Поэтому именно здесь начали зарождаться первые элементы самодержавной власти. Особенно это было заметно в период правления Андрея Боголюбского (1156-1174).
3. Борьба с иноземными завоевателями.
Становление и развитие древнерусской государственности проходило в непрерывной и упорной борьбе с захватчиками, которые в разные периоды вторгались на территорию Руси. Первыми здесь следует отметить хазар, их государство располагалось на восток от Киева и занимало территории Северного Кавказа и междуречье Волги и Дона. Следует особо отметить, что противоборство с Хазарским Каганатом, во многом определяло характер и тенденции развития древнерусского государства. Это была жестокая борьба не на жизнь, а на смерть. Будущее в решающей степени зависело от того, кто победит в этой борьбе. В правление князя Святослава хазарам был нанесен сильнейший удар, после которого это государство окончательно развалилось. Русь же продолжала развиваться и укрепляться. Однако уже в эпоху Владимира Святославича южные рубежи киевского государства оказались под угрозой вторжения со стороны печенегов. Длительная борьба с печенегами закончилась в 1036 г., когда им нанес сильнейшее поражение Ярослав Мудрый (1019-1054). После этого, значительная часть печенегов откочевала в придунайские степи. В 1054 г., в год смерти Ярослава Мудрого на южных рубежах Руси появилась новая опасность – многочисленные племена половцев, или куманов, как их называли в Европе. Отношения с этими степными племенами со временем менялись - от жестокого противоборства, особенно в начале XII века - до создания совместных военно-политических и династических союзов в начале XIII века. 16 В первой трети XIII века на рубежах северо-восточной Руси появились полчища татаро-монголов. Осенью 1237 года они вошли в пределы Рязанского княжества и в течение осени–зимы 1237/38г. подвергли опустошительному разорению Рязанщину и весь Владимиро- Суздальский край. Летом 1240 года татаро-монголы двинулись на запад. Они захватили и разграбили Киев, города западной Руси, ураганом прошли по землям Польши, Венгрии. Их поход закончился на Адриатическом побережье Италии. Они достигли города Триеста и повернули назад. С этого времени Русь вошла в состав государственного образования, которое называлось «Золотая Орда». Летом 1240 г. на побережье финского залива в устье Невы высадился шведский отряд с целью завоевания новгородских земель. В битве на Неве русские войска под командованием князя Александра Ярославича наголову разгромили шведов. После этой победы князь Александр получил почетное имя Невский. Спустя два года, со стороны Тевтонского ордена, который был основан в Прибалтике в начале XIII в., развернулось очередное наступление на новгородские и псковские земли. Однако в битве на Чудском озере, в апреле 1242 г., русское войско под командованием Александра Невского нанесло серьезное поражение немецким рыцарям. Ледовое побоище остановило германскую экспансию русских земель. Глоссарий: «Лествичный» - (от слова лестница) – принцип передачи власти не от отца к сыну, а старшему в роде. Майорат – порядок наследования, когда власть передается старшему сыну. Вотчина – земельное владение, передававшееся от отца к сыну. Уделы – территории, которые передавались по наследству сыновьям великого князя. Посадник – первоначально наместник киевского князя в Новгороде. Позже высшая государственная должность в Новгородской республике. Посадники избирались на вече из наиболее богатых и знатных боярских семей. Тысяцкий – новгородский военачальник, возглавлял городское ополчение. Избирался на вече из бояр на определенный срок. Являлся помощником посадника.
Лекция 3. Образование Российской державы
1. Возвышение Москвы
Как известно, Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного конгломерата уделов - в единое и мощное государство. Первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. В те времена Москва была маленьким поселком, стоявшем на Боровицком холме, и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). Важной предпосылкой, способствовавшей усилению Москвы, является удобное географическое положение. Тем не менее, само расположение города, в удобном с географической точки зрения месте, мало что объясняет в таком историческом феномене, как возвышение Москвы. К этому следует добавить, что Московское княжество, на протяжении многих десятилетий вело упорную борьбу за лидерство с сильным тверским княжеством. В этой борьбе победителем вышла Москва. В основе этой победы лежала последовательная, удачливая, отличавшаяся преемственностью и осторожностью политика московских князей. Проводя политику «смиренной мудрости», они сумели завоевать доверие ханов Золотой Орды. Начиная с Ивана 18 Калиты (1325-1340), право сбора дани (выхода) с русских княжеств, практически полностью перешло к Москве. Таким образом, тот характер отношений, который сложился между московскими князьями и ханами Золотой Орды, был Москве выгоден. Имея значительные денежные поступления, московские князья могли привлекать на свои земли, на выгодных для переселенцев условиях, массы пришлого населения из других мест. С этого времени начинает формироваться служилое московское боярство, сыгравшее важную роль в возвышении и укреплении Москвы. А как известно – люди являются главным богатством страны Благодаря умелой политике Ивана Калиты в 1326 году в Москву из Владимира перебрался глава Русской Православной церкви митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром русского Православия. Много сделали для укрепления авторитета Москвы митрополит Алексей и основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Все эти обстоятельства и факторы, в совокупности, и привели, уже в 70-е годы XIV века, к возвышению Москвы.
2. От уделов - к единой России
Тенденция объединения русских земель под началом Москвы стало отчетливо проявляться после смерти Дмитрия Донского (1359- 1389). При его сыне Василии I Дмитриевиче (1389-1425) окончательно закрепилось политическое и военное первенство Москвы. Однако этот процесс замедлился из-за продолжавшейся около трех десятилетий междоусобной войны между членами московского княжеского дома сыном Василия I Василием II (1425-1462) и его дядей Юрием Дмитриевичем. В период правления Ивана III (1462-1505) развернулся устойчивый процесс формирования русского централизованного государства, который сопровождался ликвидацией удельной системы. Важнейшими этапами этого процесса можно считать присоединение Новгорода (1478) и присоединения Твери (1485). Процесс становления нарождавшегося государства с самого начала сопровождался его жесткой централизацией. Бывшие уделы теряли не только свою политическую независимость, но и всякие другие автономные права. Бывшим удельным князьям было запрещено держать собственные вооруженные силы и администрацию. Вместо их создается единая система формирования вооруженных сил страны. Все феодалы 19 должны были по приказу великого князя, в случае войны, являться ко двору великого князя «конно, людно и оружно». Начиная с 80-х годов XV века, на военную службу все шире привлекаются дворяне и дети боярские – особые категории служилых людей. За службу воину, в качестве условного владения, выдавался участок земли с крестьянами – поместье. Этим было положено начало поместному войску и становлению поместной системы, что, в свою очередь, вело к закрепощению крестьянства. Менялось и положение высшей аристократии. Бывшие удельные князья превращались в подданных великого князя и становились его служилыми людьми. Они переселялись в Москву или ближайшее Подмосковье. В качестве администраторов туда направлялись московские воеводы, волостели, которым за их работу правительство давало право т.н. «кормления» с этих земель. Ярким выражением централизаторской тенденции был процесс зарождения и укрепления новой управленческой структуры – приказов. Укрепление единого государства потребовало создания единой денежной системы русского государства, единой судебной системы на основе изданного в 1497 г. Судебника Ивана III. Создавалась единая сеть государственной почты и ямской гоньбы.
2. Зарождение и укрепление самодержавия.
Самодержавие, было особой формой монархической власти, характерной для России. Элементы самодержавного правления зарождались еще в Северо-Восточной Руси. Первым князем, в политике которого обнаруживаются черты такого правления - был Андрей Боголюбский (1156-1174). Впоследствии процесс становления и укрепления самодержавия особенно ярко развернулся в период правления объединителя русских земель - великого князя московского Ивана III (уже тогда в документах его нередко именовали «Государь всея Руси»). Раньше титул «государь» относился только к ханам Золотой Орды. Окончательного политического суверенитета Иван III добился в 1480 г., после разгрома войск хана Большой Орды Ахмата. В этот период в некоторых документах его уже именовали царем. Считая себя правопреемником Византии, Иван III взял в качестве герба своего государства византийский герб с изображением двуглавого орла. Именно тогда появился символ монархической власти – шапка Мономаха, тогда же появились такие атрибуты самодержавия, как 20 скипетр и держава. Впервые обряд коронации был опробован во время коронации внука Ивана III – Дмитрия в 1498 г. Самодержавие было для своего времени удачным ответом московского общества на вызов истории. Оно явилось адекватной, тогдашним условиям, формой организации власти в большом обществе и на большом пространстве. В самом термине «самодержавие» отразилось стремление московских князей осуществлять независимую, от кого бы то ни было, самодостаточную политику («сами держим). Самодержавие было символом и выражением суверенитета молодого развивающегося московского государства. Самодержавие оказалось более или менее удачной для своего времени политической формой организации русского государства и довольно эффективным политическим средством объединения всех наличных сил нарождавшейся нации. Для своего времени самодержавие сыграло очень важную роль в укреплении русского государства, и его противостоянии с сильными военными державами того времени – Польшей, Швецией и Турцией. Глоссарий: Выход - фиксированная дань, которую выплачивали князья северо-восточной Руси золотоордынскому хану. Боярство – высший слой служилой знати в древней Руси. Поместье – условное земельное пожалование, которое давалось великим князем Московским за службу дворянам и детям боярским. Самодержавие – особая форма монархического правления. Приказ – орган государственного управления. Первые приказы возникают в Московском государстве в период правления Ивана III. Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения в московском государстве, существовавший до середины XVI века. Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т.п.
Лекция 4. Московское государство в XVI веке
1. Россия в период правления Василия III
Сбросив татарское иго, Россия первой трети XVI века переживала экономический подъем. «Земля наша, - писал современник, - освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». После смерти Великого князя московского Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533 гг.), который продолжил политику своего знаменитого отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода – это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила. Согласно воззрениям Иосифа Волоцкого, Василий III прежде всего самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому богу. В договоре 1514 г. с Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III императором. Его посол, Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 г. отмечал необычайно высокое положение московского государя. Не случайно, именно в этот период была сформулирована знаменитая теория «Москва – третий Рим». Согласно которой Москва объявлялась преемницей Рима и Константинополя («два Рима») и только ей отныне принадлежала честь быть защитницей истинного православия. Василий III к боярству относился недоверчиво и холодно, при нем резко сузился круг лиц, которые принимали участие в принятии политических решений, что дало основания одному из бояр обвинить государя, что тот «сам третей у постели дела решает». Это высказывание стоило ему головы. Узурпировав власть вопреки воле боярской думы, 22 Василий III на всю жизнь сохранил недоверие к могущественной московской аристократии. В этот период был предпринят ряд мер по ограничению политических привилегий княжат и бояр. Их роль, которую они играли при Иване III, еще более снизилась. В противовес им Василий III выдвигал людей незнатных, происхождением из дворян и «детей» боярских. При Василии III окончательно завершилось формирование поместной системы, возрастала роль дворянства. После заключения второго брака с Еленой Глинской у Василия III в 1530 г. родился сын, будущий русский царь Иван IV. В период правления Василия III было совершено несколько походов на Казань, но все они окончились неудачей. При Василии III в состав московского государства вошли Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), земли рязанского княжества (1521 г.).
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 2089;