В период либерализации общественных отношений
Главным для развития уголовного права периода либерализации общественных отношений стало смягчение наказаний и общая либерализация правоприменительной практики. В январе 1955 г. смягчаются наказания за мелкие хищения социалистической собственности, которые выводятся из-под действия Указа 1947 г., предусматривающего за эти преступления санкцию в 10-25 лет лишения свободы.
В 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (в соответствии с ними в октябре 1960 г. был принят новый УК РСФСР). В качестве главной задачи уголовного права Основы провозглашали охрану не только советского государственного строя, социалистического правопорядка, но и личных прав граждан. Преступным признавалось только общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом.
В Основах подчёркивался принцип индивидуализации наказания и связь уголовной ответственности со степенью вины. В связи с этим отменялся принцип объективного вменения (ранее применявшийся в отношении «социально опасных лиц», родственников преступников и т.д.). Упразднялся и принцип аналогии закона. Отменялась обратная сила закона, устанавливающего или увеличивающего наказание за деяние, и вводилась обратная сила закона, отменяющего или уменьшающего наказание. Однако «дело Рокотова» 1960 г. показало, что в условиях тоталитарного политического режима добиться неукоснительного соблюдения этого принципа было невозможно – группа спекулянтов валютой была расстреляна несмотря на то, что Основы и УК более не предусматривали назначения смертной казни за это преступление.
Расстрел стал «исключительной мерой наказания». Круг преступлений, за которые он мог быть назначен, значительно сужался. Максимальный срок лишения свободы сокращался с 25 до 15 лет, причём санкция в 15 лет лишения свободы устанавливалась лишь за особо тяжкие преступления и рецидив.
Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения заключённых «за хорошее поведение и честное отношение к труду» (эта система была эффективнее существовавшей ранее практики «зачётов», позволявшей лицам, опасным для общества, раньше срока выходить на свободу, используя труд других заключённых). Условно-досрочное освобождение могло применяться не ранее отбытия осужденным половины срока заключения, а в отношении осужденных за тяжкие преступления – не ранее отбытия 2/3 срока заключения. Особо опасные преступники и рецидивисты условно-досрочному освобождению не подлежали.
Уголовно-процессуальное право этого периода характеризовалось повышением процессуальных гарантий для обвиняемого и улучшением средств правовой защиты граждан. Уже в 1956 г. был ликвидирован упрощённый порядок судопроизводства по делам о государственных преступлениях. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (в соответствии с ними в октябре 1960 г. был принят новый УПК РСФСР).
Целью уголовного судопроизводства они объявляли «обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличение и наказание виновных, ограждение невиновных от уголовной ответственности». В числе основных принципов уголовного судопроизводства числилась и «недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании и в порядке, установленном законом».
В Основах более точно и детально, чем ранее, определялись полномочия суда и следственных органов. Предварительное следствие было возложено на органы прокуратуры, КГБ, МВД. Органы прокуратуры могли давать сотрудникам МВД, проводящим дознание, руководящие указания и осуществлять общий контроль над законностью действий милиции при проведении следствия.
Максимальный срок содержания под стражей до предъявления обвинения сокращался с 14 до 10 суток. Сразу же после окончания предварительного следствия к подозреваемому должен был быть допущен адвокат. К несовершеннолетним и лицам, неспособным по своим физическим и психическим характеристикам защищать себя самостоятельно, адвокат допускался с момента предъявления обвинения.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1069;