В 1917-1920 гг.
Отдельно от обычных судов функционировала в РСФСР и система «революционных» судов – трибуналов. Уже «Декретом о суде № 1», наряду с местными судами, учреждались революционные трибуналы. Они состояли из председателя и 6 заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Их отличие от местных судов заключалось в следующем:
1. Предварительное следствие при них сразу же осуществляли особые «следственные комиссии».
2. Они не руководствовались прежним законодательством.
3. Трибуналы рассматривали дела, превышавшие компетенцию местных судов, и дела о политических («контрреволюционных») преступлениях.
4. Власть уделяла им как инструменту своей защиты гораздо больше внимания, чем судам. Подробные руководства и инструкции, регламентировавшие их деятельность, появились уже в конце 1917 г. Трибуналов было гораздо больше, чем судов, поэтому им приходилось рассматривать зачастую вовсе не входившие в их компетенцию уголовные, а то и гражданские дела.
С мая 1918 г. в связи с построением советской судебной системы количество трибуналов резко сокращалось, они должны были функционировать только при губернских Советах и в крупных городах. Трибуналам впредь было предписано заниматься лишь борьбой с контрреволюцией, впрочем, целая группа тяжких уголовных преступлений, начиная от погромов и кончая подделкой документов, также входила в их компетенцию.
В мае 1918 г. при ВЦИК создаётся Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов, исправления их ошибок и обеспечения единой уголовной политики революционных трибуналов в РСФСР.
В годы гражданской войны в структуре и деятельности трибуналов произошли следующие изменения:
1. Состав трибуналов изменился. Теперь они состояли из председателя и 2 заседателей (с марта 1920 г. один из них должен был обязательно быть представителем от Губчека, что нарушало принцип отделения суда от администрации).
2. Трибунал получал право не выслушивать всех свидетелей и мнение защиты, что, естественно, нарушало права подсудимого.
3. Трибуналы наделялись правом назначения расстрела как меры наказания.
4. Трибуналы могли осуществлять самостоятельное правотворчество, особенно в области изобретения новых мер наказания.
5. С середины 1918 г. стали создаваться революционные военные трибуналы, которые существовали на всех фронтах, во всех армиях, дивизиях, бригадах, железных дорогах, а в 1920 г. они появились на флоте и в тылу. В октябре 1918 г. для руководства ими был создан Революционный военный трибунал Республики. Для содействия сети РВТ была создана ВОХР (вооружённая охрана). Приговоры РВТ кассации и обжалованию не подлежали.
6. В марте 1920 г. создана была особая сеть революционных военных железнодорожных трибуналов при управлении каждой железной дороги. Для руководства ими при НКПС учреждался Главный революционный военный железнодорожный трибунал. В апреле того же года в его подчинении оказались и специальные трибуналы водного транспорта. Приговоры РВЖТ также обжалованию и кассации не подлежали.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 921;