Психологическая теория права.
* Становление психологии как самостоятельной науки отразилось на других науках.
* В том числе и на юриспруденции.
* Появились новые данные о природе человека.
На рубеже XIX –XX вв. начали складываться крупные научные психологические школы. Они по разному трактовали психику человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.
Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931 гг.)
Профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Книга “Теория права и государства в связи с теорией нравственности” (1907 г.).
Право
* Коренится в психике индивида.
* Правовой феномен НЕ “где-то в пространстве над, или между людьми, в “социальной среде” и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там”.
Источник права
* Эмоции человека.
* Эмоции – главный побудительный (“моторный”) элемент психики.
* Эмоции заставляют людей совершать поступки.
* Два вида эмоций:
1) Моральные – односторонние.
* Осознаются человеком как обязанность, долг.
(!) Когда человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает мысли, что нищий вправе требовать эту милостыню.
2) Правовые - двусторонние
* Человек, совершая правовой поступок, представляет аналогичные правовые эмоции другого человека.
Наше право – это долг другого лица
“Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц”.
Правовые нормы
* В них присутствует осознание человеком как своихправ и обязанностей, так и прав и обязанностей другого лица.
* ВООБЩЕ любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях – правовые.
* Например, правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
* Эти нормы создаются не в результате совместного проявления эмоций всех участников правоотношений. Они создаются сознанием каждого индивида в отдельности. Т.Е. они сугубо индивидуальны:
“Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом”.
Интуитивное право
* Наряду с позитивным правом существует интуитивное право, также основанное на правовых эмоциях.
* Например: право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций.
“Интуитивных прав столько, сколько индивидов”.
Состояние народной психики
* Определяет соотношение интуитивного и официального права в каждой стране.
* Россия начала ХХ века.
- в ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Российское законодательство несовершенно. А правоприменительная практика зачастую выражается более в местных традициях и обычаях.
- поэтому Россия является “царством интуитивного права по преимуществу”.
Реформы законодательства
* На основе научных знаний.
* Политика права – прикладная дисциплина. ЕЕ цель – на основе всех имеющихся знаний выработать научное решение той или иной проблемы.
* Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики.
Воспитание людей
* Главное не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей.
В будущем
* Право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения.
“Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным”.
Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
Школа “свободного права”
* Критика юридического позитивизма (идея о беспробельности права).
* Против “слепого буквоедства догматики”.
* Право не может быть сведено к нормам закона.
* Писаное право абстрактно, безлично, схематично.
* Жизнь конкретна, разнообразна, изменчива.
* Не все то, что записано в законе, получает осуществление на практике.
* Многое, что сложилось в практике помимо закона, имеет правовой характер.
Новое учение о праве
* Представители школы “свободного права” утверждали:
* Оскар Бюлов – немецкий юрист. Работы: «Закон и судья» (1885)
- закон “еще не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка”.
Пробелы в законе
* Пробелы в законе неизбежны, т.к. жизнь постоянно развивается и невозможно придумать закон на все случаи жизни.
* Закон – не единственный источник права. Практика противостоит “мертвой букве закона”.
* Право нужно искать в жизни, в общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества.
Свободное нахождение права
* На формирование и развитие права оказывают влияние множество факторов. В том числе – деятельность судей, их свободное убеждение («свободное нахождение права»).
* Применение права (вынесение судебных решений) основывается не только на логике (построение силлогизма), но и зависит от чувства, эмоций, интуиции квалифицированных юристов.
Один из ярких представителей этого движения германский юрист Канторович назвал это направление “движение в пользу свободного права”, другие – “школа свободного права”.
Канторович приводит пример:
- средневековый юристБартолиусинтуитивно (“по справедливости”) решал правовые казусы, а затем поручал ученикам подобрать для этих решений обоснования из источников римского права.
В этом Канторович видел проявление свободного права.
Источник правовых конструкций
- “не закон и не логика, а свободное право или воля: либо воля добиться желательных результатов, либо воля избежать результатов нежелательных”.
Свободное право – не обычное право (!) (!) (!)
* Все должно решаться по закону (intre legem).
* В случае пробела в законе – должно решаться «свободно» кроме закона (praeter legem).
* И только в исключительных случаях – против закона (contra legem). И то – только как отрицание старой, отжившей нормы закона.
Школа “свободного права” не создала единой концепции права (“столько же теорий, сколько теоретиков”), но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права.
Евгений Эрлих (1862-1922)
Австрийский правовед. Род в г. Черновцы. Окончил Венский университет. Был его деканом и ректором. Наиболее значительное его произведение – “Основы социологии права” (1913 г.).
Призыв
- исследовать “живое право”:
“Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное – лишь голое учение, норма решения, догма или теория”.
Право первого прядка
* В процессе практики (торговля, производство, обычаи) естественным образом складываются нормы взаимоотношений различных сообществ и социальных союзов:
- семья;
- производственное объединение;
- корпорация;
- товарищество и др.
* Это – “самодействующий порядок общества”, “общественное право”, или право первого порядка.
Право второго порядка
* Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений государство и юристы создают “нормы решений”, или право второго порядка:
- уголовное;
- процессуальное;
- полицейское право.
* Эти нормы не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы.
* “Право, прежде всего, есть организация”.
Живое право
* Результат взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права.
* Оно не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни:
“Живое право есть внутренний распорядок человеческих союзов”.
* Государство не должно произвольно вмешиваться в функционирование этих союзов.
* ПОЭТОМУ: закон – не столько право, сколько один из способов обеспечения права.
* Повышается роль судей. Они, вынося решения, проявляют его (права) «свободное нахождение».
* Решающая роль принадлежит не “мертвым параграфам закона”, а свободному слову квалифицированных юристов.
* Еще до принятия закона складывается “Право юристов” – жизненное представление юристов о сущности необходимой нормы права.
* НО: “Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона”.
Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Роско Паунда (США), а идеи школы “свободного права” о судебном правотворчестве были созвучны идеям “реалистической школы права”.
Паунд Роско (1870, Линкольн, Небраска, - 1964, Кембридж, Массачусетс), американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права. Преподавал в Гарвардском университете (отсюда и наименование школы). Основные положения своих работ он объединил в книге "Юриспруденция", т. 1-5, 1959.
Попытка интерпретировать
На американском материале идеи, заимствованные у европейских школ "живого права" (Е. Эрлих).
Право
* Не "собрание постулатов", не «право в книгах»
* Но и деятельность суда, сам фактически сложившийся правовой порядок.
Нужно
* Прагматический, "инструментальный" подход к праву
* Расширение свободы судейского усмотрения.
Правосудие без права
* Формула о "правосудии без права", то есть свободной судейской деятельности, не связанной действующим правом.
Реалистическая школа права
* Норма права — это всего лишь мнение законодателя о праве.
* Всякая правовая норма неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни.
* Судья может принять или не принять ее во внимание.
* Право должно изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если правотворческой силой будет суд.
Право – это то, что решает суд.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 900;