Фразировка
Излагая какую-либо мысль, мы расчленяем нашу речь на отдельные предложения, фразы. Музыкальные произведения тоже расчленяются на определенные построения. Отличия в изложении мысли словами и музыкой заключаются лишь в том, что построения в музыке более упорядочены. Если в разговорной речи предложения и фразы, выражающие мысль, как правило, различны по размеру (количество слов, время произношения), то в музыке эти куски обычно равномерны.
Наиболее простое построение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется квадратным. Однако его нельзя считать общим законом построения музыкальных произведений. По своей длительности музыкальные построения иногда могут находиться между собой в самых разнообразных
ритмических соотношениях (симфонические произведения, оперные и т. п.), но поскольку для музыкального сопровождения занятий гимнастикой чаще всего выбираются музыкальные произведения квадратного строения, речь пойдет именно о такой структуре.
Наименьшее (практически значимое в гимнастике) построение, занимающее чаще всего четыре такта в музыкальных произведениях простого и два такта в произведениях сложного размера, ' называется музыкальной фразой.
На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания, как контрастный скачок музыкальной мысли в виде вопроса и ответа.
Если считать по четвертям, теина фразу приходится в музыкальных произведениях двух- и четырехдольного размеров 8 счетов, трехдольного размера — 12, или, как это обычно делается в практике занятий гимнастикой, 4 счета по тактам.
Для удобства ведения счета, составления и записи упражнений принято (только для проведения занятий гимнастикой) считать за фразу отрывок музыкального произведения двух- и четырехдольного размеров, заключающего в себе 8 счетов по четвертям, в произведениях трехдольного размера — 8 счетов по тактам.
Вдвое больший отрывок музыкального произведения называется предложением. Два предложения составляют период, которым обычно завершается музыкальное произведение полностью или его законченная часть.
Знание структуры музыкальных произведений, умение на слух определять начало и конец не только крупных музыкальных построений— периодов, но также предложений и фраз необходимо для грамотного проведения занятий с музыкальным сопровождением.
Преподаватель, знающий фразировку, может составлять упражнения, вести счет, подавать команды в полном соответствии с музыкальным сопровождением.
Составление упражнений. Отдельные упражнения и композиции (общеразвивающие упражнения, разновидности передвижения, подскоки, танцевальные движения, вольные упражнения) могут быть составлены на 2, 4, 8, 16, 32 счета, а при большей продолжительности — на количество счетов кратное 32 (в отдельных случаях 16). В противном случае при переходах от одних упражнений к другим, различным по характеру выполнения, акценты и окончания упражнений не будут совпадать с музыкой.
Счет. Если счет ведется на «раз-два», то начинать его можно с любого такта двух- или четырехдольного размера, лишь бы счет «раз» совпадал с сильной долей. При счете на «четыре» счет «раз» должен обязательно совпадать с первой долей такта четырехдольного размера и нечетной двухдольных тактов. Когда счет ведется на «восемь», счет «раз» должен попасть на первую долю такта, с которого начинается музыкальная фраза. Иначе окончание упражнений не совпадает с концом музыкального периода.
Команды. Команды для перемены способа передвижений или для переходов с одного упражнения на другое должны подаваться
на стыке музыкальных периодов, так как новое упражнение или новый способ передвижения требует изменения музыкального произведения. Команду для окончания упражнений следует подавать с концом музыкального периода. Окончание выполнения упражнения даже с концом четной фразы (предложения) совпадает с неустойчивым звуком и вызывает неприятное ощущение.
ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Значительная часть упражнений, выполняемых на занятиях гимнастикой (ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие и вольные упражнения, танцевальные и даже некоторые акробатические упражнения), проводится с музыкальным сопровождением.
В зависимости от содержания, назначения, темпа и ритма упражнений подбираются наиболее подходящие музыкальные произведения. По этому же принципу даже одно и то же музыкальное произведение по названию и темпу исполнения может сопровождаться различным счетом: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.
Ходьба. Для ходьбы обычно подбираются музыкальные произведения двух- и четырехдольного размеров: марш, песня, полька и др. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех слу- -чаях, когда ходьба чередуется с подскоками.
Счет ведется, как правило, по четвертям.
Для остановки движения подается команда: «Группа» — на 1-й счет, «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музыкального периода.
Бег. Для бега также используются музыкальные произведения двух- и четырехдольного размеров: галоп, полька, песня и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения.
В зависимости от конкретного музыкального произведения и темпа его исполнения счет можно вести как по четвертям, так и по восьмым.
Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды: «Шагом» («бегом»)—на 1-й счет (реже на 5-й) «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.
Подскоки. Для подскоков чаще всего пользуются музыкальными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, песни и др. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым.
Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой. Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 5-й, «шагом»— на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предложения или периода.
Разновидности передвижения и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способа пере-
движения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков, преимущественно двух- и четырехдольного размеров.
В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкальногоп роизведения счет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.
Группа начинает, изменяет и заканчивает упражнения не прекращая движения. Для начала упражнений на ходу подаются команды: «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды.
Команда «Упражнение начи-НАЙ!» подается: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.
Для окончания упражнений подаются команды: «Обычным шагом— МАРШ!» или просто «Шагом (или бегом)—МАРШ!», также в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде.
Команда «Обычным шагом МАРШ!» подается: «Обычным» — на 5-й счет, «шагом» — на 6-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге.
Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные танцевальные мелодии и т. п.
При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоит из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три». Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом — МАРШ!» Для прекращения танцевального движения подается команда «Стой!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.
Общеразвивающие упражнения. Беспредельное разнообразие общеразвивающих упражнений по форме, характеру, темпу и ритму требует соответствующего репертуара для музыкального сопровождения. Общеразвивающие упражнения можно проводить под музыку любого размера. Важно, чтобы музыкальные произведения были доступны, удобны по темпу и ритму, способствовали повышению эмоционального состояния и эстетическому воспитанию занимающихся.
Чтобы облегчить выбор музыкального произведения, все общеразвивающие упражнения можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фразы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе и т. п. Для
таких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составленных на несколько счетов (круговые движения туловищем, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномерную плавность движений. В музыкальном произведении двухдольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере.
Другую группу составляют упражнения, в которых явно выражены две фазы: фаза основных действий, для выполнения которой должны быть приложены значительные усилия, и малоэффективное, но вынужденное возвращение в исходное положение. Преимущественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыкальное произведение двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей музыкального произведения двух-или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями.
Вольные упражнения. Подбирая музыку для вольных упражнений, нужно учитывать прежде всего их назначение. Одни композиции вольных упражнений составляются для массовых показательных выступлений, другие — для соревнований.
Найти музыкальное произведение, которое удовлетворяло бы всем требованиям, довольно трудно. В одних случаях произведение выходит за рамки установленного правилами соревнования времени, в других оно не отвечает специальным требованиям, в третьих— не соответствует наклонностям и возможностям индивидуальных исполнителей.
В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы:
а) сделать купюры в выбранном музыкальном произведении,
пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру за
думанной композиции вольных упражнений;
б) создать компеляцию из различных музыкальных произведе
ний одного или нескольких авторов;
в) на выбранную тему сделать обработку или вариации;
г) на готовую композицию вольных упражнений написать новую
музыку.
Все эти варианты подбора музыкального сопровождения для произвольных вольных упражнений успешно применяются на практике.
Часть II ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 930;