Темповой подскок

(сокращенно —- под­скок)— небольшое под­прыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в каче­стве связующего эле­мента в прыжковой ак­робатике.

* Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР.


Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 28,а), мост на одной руке (рис. 28,6), мост на одной ноге (рис. 28,в), мост на предплечьях (рис. 28,г), разноименный мост, например с опорой левой ногой иправой рукой (рис. 28,5), и др.

Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: прямой шпагат

■(рис. 29,а), шпагат правой (рис. 29,6) или левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный (рис. 29,в), разноимен­ный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др.

Полушпагат— аналогичное положение, но с согнутой ногой, на­ходящейся спереди (рис. 29, г), полушпагат с наклоном (рис. 29, д), с наклоном назад и др.

Стойка— вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1,е), на голове (см. рис. 1,яе),

на руках (см. рис. 1,з). В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти ря­дом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь и т. п.

Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: с и-лой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги в тазобедренных), перекатом (вращательным движением с последовательной опо­рой махом правой или левой ногой); согнувшись (руки пря­мые, тело сгибается в тазобедренных суставах), прогнувшись (руки сгибаются, тело держится прогнутым), прогнувшись прямыми руками (выполняется через горизонтальный упор), прыжком (на руки), переворотом назади др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное положение и конечное каждо­го участника, какой частью тела верхний акробат опирается на туили иную часть тела нижнего.


Термины упражнений художественной гимнастики

'Шаги— различные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка (рис. 30,а), на носках, острый шаг, выпадами (рис. 30,6), высокий шаг, шаг галопа (рис. 30,в), пружинный шаг (рис. 30,г), приставной, переменный, скользящий, шаг польки,

вальсовый, шаг плечом вперед, шаг в приседе (полуприседе) и др.

Бег— передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси конечностей. Например, поворот руки, ноги. Различают повороты: переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный, поворот махом одноимен­ный (выполняемый на'левой опорной ноге), разноименный, спи­ральный, «винт», круговой поворот на 540, 720°, поворот с накло­ном, в приседе (полуприседе), поворот в равновесии с сохранени­ем того или иного равновесия, поворот на коленях и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами.

В зависимости от амплитуды движения и положения исполни­теля в воздухе (в полете) различают: прямой прыжок, прогнув­шись, открытый, закрытый, прыжок шагом, скачок, перекидной, прыжок выпадом, подбивной, полукольцом, кольцом, в группиров­ке, согнувшись, шпагатом и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движе­ние с одновременным сгибанием во всех суставах.

Волна — сложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед (или просто волну), волну вправо, вле­во (боковая волна), волна книзу и др.

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), на­чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем следует разгибание (от себя) с одновременным подниманием кисти.

Положение кисти: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.


ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели приме­няют ту или иную форму записи: конкретную, сокращенную или графическую, а также их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осуще­ствляется по правилам (изложенным выше) и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение

грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рас­смотрим эти правила:

Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение, из которого начинается движение (и. п.).

2. Название движения (наклон, мах, поворот, присед, выпад идр.).

3. Направление (вправо, назад и т. п.).

4. Конечное положение (если необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например, и. п.— стой­ка ноги врозь, руки к плечам.

1*. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх (рис. 31,а). 2. И. п.

Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в кото­рой они (движения) протекают. Например, и. п.— стойка ноги врозь, руки в стороны:

1. Дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед. 2. Стать на правое колено (или стойка на пра­вом колене), руки вверх, голову наклонить назад (рис. 31, б).

* Цифры перед описанием упражнения обозначают счет.


Если движение сочетается сдругим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

Если же движения совмещаются (например, наклон и поворот одновременно), то следует принять предлог «с».

Если движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: 1. Руки плавно вперед, кис­ти расслаблены.

Запись вольных упражнений.Вольное упражнение должно за­писываться в определенной последовательности.

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указывается произведение, размер.

3. Исходное положение.

4. Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения — по восьмеркам.

Запись упражнений на снарядах.При записи упражнений на гимнастических снарядах помимо названия самого снаряда при­нято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, спрыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахива­ние— подъем...).

2. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом вперед, пере­воротом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само дви­жение не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.

При записи комбинаций на снарядах (в строчку) основные элементы илисоединения отделяются знаком тире. Например, на перекладине: подъем махом назад — оборот назад — мах дугой споворотом налево в вис разным хватом и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с новой строчки (с абзаца), а справа от них указывается относительная труд­ность.

Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь — «над». Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад перемах правой над правой жердью иугол ... и т. д. Слитность двух и более элементов обозначается союзом «и», а совмещение их в одно движение — предлогом «с». Например, на перекладине подъем правой и поворот налево кру­гом — спад назад с перемахом левой и подъем разгибом споворо­том в упор сзади.

В интересах краткости иболее удобного произношения отдель­ные определения можно опускать, атакже иногда несколько от-


клоняться от указанной выше последовательности, если этим улуч­шается понимание упражнения (его доходчивость).

Запись акробатических упражнений.При записи акробатиче­ских упражнений применяются указанные выше правила с уче­том некоторых особенностей:

1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина. Например, из равновесия на правой стойка на голове или из стойки на руках стойка на голове и др.

3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения последующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках идр.

4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по опи­санию это не ясно.

Запись упражнений художественной гимнастики.При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого, учиты­вая специфические особенности художественной гимнастики, в записи следует указывать; характер движений, их оттенки, дина­мику и выразительность.

Основные формы записи гимнастических упражнений:

1.Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо перечислить содержание гимнастических упраж­нений в учебных и других программах, когда не требуется точ­ность каждого движения. Например, одноименные и разноимен­ные круги или перемахи из упора или упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись пре­дусматривает точное обозначение каждого упражнения в соот­ветствии с правилами терминологии (примеры этой записи см. выше).

3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (полусловами или ус­ловными сокращениями). Например: эл.— элемент; соед.— соеди­нение; об.— обозначить; в/ж — верхняя жердь; сп. гимн.— спортив­ная гимнастика; акр.— акробатика; упр.— упражнение; и. п. — ис­ходное положение; о. с. — основная стойка и др.

4. Графическая запись может иметь самостоятельное ивспомогательное значение. Применяется линейная запись «черти­ками», полуконтурная и контурная.

Первая наиболее доступная, наглядная и экономная. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической запи­
си — это наиболее удобная форма записи, которой широко поль­
зуются на практике. Например:


 




Чтобы различать номера упражнений и счет, первые лучше за­писывать римскими цифрами, а вторые — арабскими.

Помимо указанных форм в настоящее время все шире применя­ется киносъемка упражнений (классификационные программы, контрольные съемки на тренировках, соревнованиях и т. п.). С ее помощью удобнее всего передать все оттенки многообразных дви­жений, применяемых в современной гимнастике.

Наряду с этим действующую терминологию надо обогащать точными, краткими словами-терминами, ярко отражающими спе­цифику тех или иных упражнений, а также добиваться значитель­ных сокращений (с применением условных обозначений ряда уп­ражнений), с тем чтобы обеспечить быстроту записи элементов и соединений по ходу их исполнения.








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1356;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.