Структурный функционализм в юриспруденции
Структурный функционализм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке в рамках социологической школы права. Социологическая школа права возникает в результате экстраполяции (распространения) социологических подходов и методов в сферу науки о праве. Эта школа сформировалась: с одной стороны, усилиями социологов - Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, которые обращаются к изучению права, правовых систем; с другой стороны, усилиями юристов - Р. фон Иеринга, Л. Дюги, М. Ориу, М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева и др., переносящих социологические понятия и методы в область юридических наук.
Применение структурно-функционального подхода в юридической науке было обусловлено, прежде всего, системным пониманием феномена права. В начале XX века появляется теория функций права, структурно-функциональный подход получает широкое развитие в различных национальных юридических школах.
В качестве предмета исследования в рамках структурно-функционального подхода позиционируется право как специфическая функциональная система, состоящая из нормативных, организационных, инструментальных и социальных структурных элементов, выполняющих функции, связанные с удовлетворением человеческих потребностей и поддержанием человеческих связей и отношений. В основании такого понимания права лежит идея объяснения права через функции им выполняемые.
Структурно-функциональный метод исследования правовых явлений включает следующие процедуры: во-первых, структурный анализ, направленный на выявление структурных элементов, из которых состоит рассматриваемая система; во-вторых, функциональный анализ, направленный на выявление функций, которые выполняют элементы данной системы; в-третьих, комплексный анализ, нацеленный на исследование правовых явлений в их взаимосвязи с иными явлениями, т.е. в качестве структурного элемента систем, деятельность которых нацелена на достижение общих целей.
Что касается функций права, то в качестве таковых обычно выделяются: регулятивная, охранительная, информационная, интегративная.
Регулятивная функция права заключается в упорядочивании общественной жизни, с целью стабильного существования и поступательного развития социально-полезных отношений и человеческого сообщества в целом.
Охранительная функция права связана с профилактикой противоправных деяний, а также с пресечением правонарушений.
Информационная функция права обусловлена, в первую очередь, необходимостью правового информирования субъектов правоотношения с целью формирования социально позитивной направленности их поведения, а также потребностью поддержания информационной целостности правовой системы.
Интегративная функция права выражается в объединении людей на основании единых норм права, которые есть ничто иное, как затвердевшие социальные нормы, возникшие в результате необходимости согласования интересов.
Данным перечнем функции права не исчерпываются, структурно-функциональный анализ права направлен на выделение и иных функций или подфункций. Как представляется, в результате такого выделения осуществляется верификация (проверка) конкретных правовых элементов и права в целом права на предмет его функциональности, т.е. действенности, полезности, эффективности, освобождение от омертвевших нежизнеспособных норм права.
Показательно в этой связи, что социологическая школа права сфокусировала внимание на изучении «живого права», т. е. системы конкретных правоотношений, поведения людей в сфере права. Сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву, они выступили с критикой юридического позитивизма, который, по их мнению, занимается изучением «права в книгах» посредством формально-логического метода. В рамках социологической юриспруденции право рассматривалось как организм, все части которого выполняют жизненно важные функции, соответственно, оно воспринималось как живой динамический порядок, как «право в жизни».
Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Е. Эрлих, который вводит в научный оборот понятие «живое право». Последнее квалифицировалось как «подлинное право». На практике такое понимание права вело к тому, суд мог отказаться от применения действующего закона, если он не согласуется с «живым правом». Симптоматично, поэтому, что представители социологической юриспруденции определяли право не как систему норм, а как «порядок отношений». Развитие этой юридической школы отразило несоответствие ряда правовых институтов, сложившихся в период промышленного капитализма, экономическим и политическим процессам монополистического капитализма.
Необходимо уточнить, что методология социологической юриспруденция не ограничивается лишь структурно-функциональным подходом, однако этот подход является одним из лидирующих.
Видным представителем социологической юриспруденции является выдающийся немецкий правовед Рудольф фон Иеринг (1818 -1892 гг.), автор работ: Дух римского права на различных ступенях его развития», «борьба за право», «Цель в праве». Творчество Иеринга неоднородно: до середины 50-х гг. XIX в. он придерживался установок «юриспруденции понятий», главной задачей которой было выведение конкретных правоположений из общих понятий; с середины 50-х гг. XIX в Иеринг направляет свои усилия на разработку «юриспруденции интересов». Он приходит к выводу, согласно которому не логика является объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Таким образом, логические аспекты права отодвигаются им на второй план, тогда как на первый помещаются функциональные его аспекты. Соответственно, на место формально-логическому методу приходит метод структурно-функциональный. Иеринг занимается эмпирическим исследованием права: описанием, классификацией и анализом фактов. Уподобляя право организму, Иеринг полагает, что: «Каждый организм может подвергнуться двойному исследованию: анатомическому и физиологическому; первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к другу, т.е. его структуру, второе – его функции. Мы намерены подвергнуть право обоим этим исследованиям». При этом Иеринг концентрирует внимание на изучении функций права, т.к. он уверен, что в любых организмах функции являются носителями их целей.
Важнейшая идея учение Иеринга - целесообразность права. Ученый выдвигает тезис о роли и значении цели в праве. Он констатирует, что цель есть творец права. Право, в его видении, есть царство целесообразной деятельности человека. Как полагает Иеринг, все правовые учреждения возникли для достижения различных практических целей человека. Например, собственность возникла ради достижения такой цели, как физическое, интеллектуальное и иное самосохранение человека. Государство возникает в связи с необходимостью охраны безопасности личности и принадлежащего ей имущества.
В качестве движущего мотива целесообразной деятельности Иеринг определяет интерес. Интерес, по Иерингу, есть ценность блага в его особенном применении к целям и отношениям лица, обладающего благом. В интересе отражается субъективное стремление человека к достижению определенной цели, получению в связи с этим известного блага, пользы, выгоды. Выделяет в понятии права два аспекта – формальный как совокупность норм или правил поведения, обеспечиваемых государственным принуждением, и содержательный как совокупность интересов, образующих жизненные условия, и целей, преследуемых людьми. Иеринг рассматривает право как «юридически защищенный интерес». Он проводит мысль о неразрывной связи права и целей, права и интересов.
Право, согласно Иерингу, формируется обществом, которое есть сфера «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а, действуя для себя, тем самым действует и для других». Вместе с тем, создателем права выступает, по убеждению Иеринга, только государственно-организованное общество. Он утверждает, что: «Государство – единственный источник права».
Иеринг выделяет различные аспекты права. В содержательном аспекте право есть ничто иное, как защищенные государством интересы субъектов социального взаимодействия и общества в целом.
В формальном аспекте право позиционируется Иерингом как сумма норм, общеобязательных правил поведения. При этом важнейшим признаком права в видении Иеринга является сообщаемая государством принудительность. В видении Иеринга, первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на пресечение чрезмерных притязаний частных интересов. Однако постепенно оно приобретает обязательную силу и для государственной власти. Тем не менее, Иеринг полагает, что государство не должно педантично следовать закону. Там, где ситуация заставляет государственную власть выбирать между обществом и правом, государственная власть должна руководствоваться благом общества. Иеринг скептически относился к идее правового государства, соответственно, содержательный аспект права стоит у него выше формального аспекта.
Методологические идеи структурного-функционализма нашли претворение втворчестве французского социолога, профессора права университета БордоЛеона Дюги (1859–1928 гг.), автора работ: «Трактат о конституционном праве», «Государство, объективное право и позитивный закон», «Право социальное, право индивидуальное и трансформации государства», «Суверенитет и свобода» и др.
Дюги выдвигает идею преобразования государствоведения и правоведения посредством аннулирования некоторых бытующих в юридической науке понятий и конструкций, которые он рассматривает как метафизические. Речь идет о таких понятиях как «суверенная личность государства», «субъективное право личности». Вместе с тем, Дюги предлагает ввести в юридическую науку ряд новых понятий, таких как «юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др. Такого рода нововведения были направлены на то, чтобы по-новому осмыслить природу государства и права. Идея социологического рассмотрения права у Дюги опирается на методологическую концепцию Э. Дюркгейма, утверждающего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».
Дюги полагает, что государство в его прежних формах объединения людей исчезает и возникает новый «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида» государственный строй. Такого рода строй зиждется на двух элементах. Первый элемент – концепция социальной нормы, которая основывается «на факте взаимной зависимости», объединяющей как человечество в целом, так и членов любой социальной группы. Второй элемент - децентрализация или синдикальный федерализм. Поясняя это положение, Дюги констатирует, что современное общество движется «к известному роду федерализма классов, сорганизованных в синдикаты» и что этот федерализм со временем будет «скомбинирован с центральной властью, которая не упразднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер... и сведется к функциям контроля и надзора». Таким образом, Дюги формулирует центральную идею своего учения – идею солидаризма. Идея солидаризма имеет в своем основании структурно-функциональный подход к изучению права.
Он полагает, что индивиды как социальные существа связаны между собой общностью потребностей и общественным разделением труда. Солидарность, в видении Дюги, есть закон функционирования общества. Он утверждает: «В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы. Прибавлю, что в последние годы до того злоупотребляли прекрасным словом «солидарность», что я колеблюсь произносить его; нет деревенского политика, который не разглагольствовал бы о социальной солидарности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я предпочитаю говорить: взаимная социальная зависимость».
Дюги отказывается от идеи классовой борьбы, классы современного общества в представлении Дюги есть собрания индивидов, между которыми существует «особенно тесная взаимная зависимость», вследствие того, что они совершают одинаковую работу в общественном разделении труда. Солидарность является следствием взаимосвязей тех различных частей работы, которые выпадают на долю каждого при удовлетворении общих потребностей.
По мнению Дюги осознание факта солидарности людьми порождает социальную норму – норму солидарности. Норма солидарности, в видении Дюги, является не моральной, но правовой нормой, поскольку она касается внешних проявлений человеческой воли. Теоретической разработке феномена социальной нормы Дюги придавал огромное значение, как для науки, так и для практики - существования современного общества и отдельного человека. Дюги полагал, социальная норма является «органическим законом общественной жизни», такова главная особенность социальной нормы, призванной вытеснить в правопонимании образ правовой нормы в ее многовековом иллюзорном восприятии и употреблении.
Методология структурного-функционализма находит применение в юридическом институционализме.Основополагающимтезисом институционализмаявляется утверждение, согласно которомусуществующие в каждом обществе коллективы - семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения различного рода потребностей, следует воспринимать как учреждения интегративные, сплачивающие общество в нацию-государство. Интегративная функция подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных выгодных им самим функций. В представлении институционалистов, даже такая коллективная общность как бюрократия, озабоченная лишь проблемой своего преобладания над управляемыми массами, может рассматриваться в качестве института, выполняющего посреднические функции, направленные на осуществление общих функций государства.
Видным представителем институционализма является французский правовед, профессор Тулузского университета Морис Ориу (1859–1929 гг.), автор работ: «Институт и статутное право», «Основы публичного права», «Национальный суверенитет» и др.
Ориу отказывается от концепции контрактивизма и обращается к идее социальной действительности права. Он полагает, что право - сложное явление. На его поверхности находятся затвердевшие правовые нормы, выраженные в законах, обычаях, судебных прецедентах. Затем – гибкие нормы, которые вырабатываются для каждого конкретного случая. На самом глубинном уровне право существует как институт – юридическая идея задачи или предприятия, которая осуществляется и затвердевает в социальной структуре. Именно институт является животворящим началом права.
Центральной проблемой творчества Ориу является проблема согласования интересов индивида и государства, которую он решает посредством теории институционализма. Главный принцип, на который опирается Ориу, принцип равновесия. Его суть заключается в том, что правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил.
Основной функцией правовых отношений, в таком контексте, становится функция уравновешивания противоположных и зачастую враждебных интересов людей, социальных групп и классов. Ориу полагает, что социальный мир всегда является миром, основанным на праве. Задача права - уравновешивать вечную противоположность между личностью и обществом. Складывающийся таким образом в обществе правопорядок уравновешивает не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта – быта гражданского, публичного, коммерческого, военного и др. Все эти формы быта находятся, согласно Ориу, в состоянии равновесия, причем гражданский быт образует центр всей системы, ядро притяжения, вокруг которого вращаются остальные. Система правового равновесия в своем воздействии универсальна. Она призвана уравновесить не только власть, но и все другие области социальной жизни.
Методологические идеи структурного функционализма присутствуют в творчестве французского правоведа Жоржа Гурвича (1894 -1945 гг.), автора работ: «Идея социального права», «Настоящее время и идеи социального права», «Юридический опыт и плюралистическая философия права», «Элементы юридической социологии». Гурвич – теоретик социального права, сторонник теории правового плюрализма.
Социальное право, в видении Гурвича, есть право, способствующее объективной интеграции в межличностных отношениях. Оно основано на партнерстве, и поэтому является правом, нацеленным на взаимопомощь, на решение общих задач, на установление мира. Поскольку социальное право основано на доверии, оно не может быть навязано извне. Социальное право действует изнутри социальной среды. Группы и индивиды создают свое автономное право, следуя своим интересам. Так возникает «крестьянское право», «пролетарское право», «буржуазное право». Право в целом, таким образом, всегда плюралистично.
Итак, структурный функционализм можно определить как один из эвристичных подходов к изучению права.
В современной отечественной науке структурный функционализм делает первые шаги, поскольку многие его положения кардинально расходятся с положениями марксизма, длительное время занимающего господствующие позиции в отечественной теории права. Как представляется, структурно-функциональный анализ применительно к российской правовой действительности весьма продуктивен. Функциональный анализ современной российской правовой культуры поможет выявить в ее пространстве нежизнеспособные, контрпродуктивные явления.
Резюме
Структурно-функциональный анализ – методология юридический исследований, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей человека, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение, с целью формирования адекватных стратегий социокультурного бытия, отвечающих глубинным началам природы человека.
Вопросы для самоповерки
1. В чем заключаются сильные и слабые стороны структурного функционализма?
2. В рамках какой правовой школы формируется методология структурно-функционального изучения права?
3. В чем заключается суть концепции солидаризма Л. Дюги?
4. Назовите основные функции права.
5. Эвристичен ли струтурно-функционалистский подход относительно современной российской правовой системы?
6. Почему Иеринг определяет право как «юридически защищенный интерес»?
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1179;