ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
З. Фрейд выделил два основных инстинкта человека — танатос и эрос. Первый — инстинкт смерти, второй — жизни. Первый связан с самосохранением жизни (смерть как вечная угроза для живого организма), второй — с ее активностью. Хотя эти положения подверглись критике, они все же остаются незыблемыми для понимания истоков жизни.
Борьба со смертью как сопротивление человека конечности своего существования проявляется в следующих формах.
1. При понимании смерти как момента перехода живого организма в состояние мертвого тела борьба ведется в двух формах: а) реанимация, т.е. возвращение к жизни умирающего тела медицинскими методами; б) эвтаназия, т.е. облегчение страданий умирающего врачом («легкая смерть»). Проще говоря, последнее есть форма добровольного самоубийства больного с помощью врача, медицинских средств[174] — своеобразное сопротивление смерти с ее неизбежными страданиями.
2. При понимании смерти как акта безвозратного, окончательного исчезновения сознания (души) человека сопротивление ей проявляется в формах: а) мифологических и религиозных идей о переселении души, о множественности форм жизни индивида, о продолжении жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идей и ценностей светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторонней» жизни, идей о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т.д.).
3. При понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма) сопротивление смерти проявляется в формах: а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического; на этой основе в обществе возникает и развивается институт здравоохранения народа (система организаций, кадры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.
В последние двадцать-тридцать лет в связи с естественным в условиях относительного мира повышением ценности человеческой жизни кроме развития государственных и частных систем здравоохранения стала развиваться и пропаганда здоровой жизни, основанная на опыте долгожителей, прежде всего людей с медицинским образованием. Появилось множество программ по улучшению здоровья и достижению долголетия посредством приложения специальных личных усилий индивида. Остановимся кратко на одной из программ, описанной в книге П. Брэгга «Здоровье и долголетие»[175]. Он оставил человечеству десять заветов здоровья. Вот некоторые из них: ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни; ты должен отказаться от всей неестественной, неживой пищи, возбуждающих напитков; ты должен сохранять свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными; ты должен подчиняться законам Природы, здоровье — твое право, пользуйся этим правом.
В социально-антропологическом смысле решающими факторами отдаления смерти, сопротивления ей являются: а) функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки; б) формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни; в) обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с конфликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН).
Все эти группы разнородных (казалось бы) факторов имеют один и тот же обобщающий показатель, универсальный индикатор своей эффективности. Им является продолжительность жизни человека (среднестатический показатель). Рассмотрим кратко историю вопроса и динамику продолжительности жизни в России за последние 10 лет.
Россия, пережившая в XX веке несколько разрушительных войн и революций, достигла к середине 60-х гг. среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет). Под достаточно эффективный социальный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитические заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность[176]. С 1965 г. по 80-е г. в результате действия различных причин, в том числе и ослабления контроля за структурой причин смертности ввиду самоуспокоенности властей, продолжительность жизни упала на два года, наметился серьезный разрыв между мужской и женской смертностью (11 лет). Несмотря на это, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 1987 г. оказалась максимальной за всю ее историю — 65 лет, а прирост за 1980¾87 гг. составил 3,5 года. В целом смертность в стране к концу 80-х годов вернулась к уровню середины 60-х годов.
За последние пять лет положение резко ухудшилось. За 1987¾93 гг. продолжительность жизни уменьшилась на 4,5 года, причем из них уменьшение на 4 года приходится на 1992¾93 гг. — годы интенсивных разрушений экономики и тотального развала системы здравоохранения. В сравнении с 1987 г. продолжительность жизни мужчин, например, сократилась на 6 лет (с 65 до 59), женщин — на 3,1 года (с 74,6 до 71, 5)[177]. В 1993 г. депопуляционная зона расширилась на всю Россию (в 1992 г. — европейская часть и Урал) и совокупная убыль населения составила свыше 760 тыс. человек.
Эта тенденция продолжает усиливаться, поскольку разрушенная реформами система здравоохранения не способна эффективно противостоять негативным влияниям социально-экономической ситуации на здоровье населения, а отсутствие своевременной медицинской помощи усиливает груз патологий.
Сопротивление смерти всей нации (народа) выражается также в формировании жизнеспособных, жизнестойких поколений. В России молодежь (до 29 лет) составляет 40% трудоспособного населения. При этом за чертой бедности (официального прожиточного минимума) находится 69% молодых семей, число разводов в стране достигло 47% . Первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест подвергаются женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37% — молодежь. Практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют отклонения от здоровья, а 35% — хронически больны[178].
В условиях принципиальных перемен, когда жизненный опыт старших поколений не всегда и не во всем пригоден для младших, последние прокладывают свой путь по жизни путем проб и ошибок. Это характерно для России. Жизнестойкость молодого поколения во многом зависит от школы, в том числе и высшей. Она не только должна подготовить молодых людей к жизненной борьбе в новых условиях, но и ценностно ориентировать на сохранение и развитие всякой жизни — в этом основа этического обновления общества и человечества.
[1] См.: Емельянов Ю.Н. Указ. соч. С.5.
[2] См.: Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 19.
[3] См.: Емельянов Ю.Н. Указ.соч. С. 6.
[4] На наших глазах у нас в стране развертывается борьба за соблюдение прав человека — например, в ходе чеченского кризиса и идеологических баталий вокруг него.
[5] Спор о том, является ли социальная (культурная) антропология гуманитарным познанием или научным, не имеет смысла, поскольку сама жизнь показала: бесполезное или вредное для совместной жизнедеятельности людей не берется на «вооружение», не культивируется людьми. Опыт всегда стремится сохранить полезное, необходимое для дальнейшей жизни. Хотя он всегда приобретается путем проб и ошибок, люди в целом разумно относятся к своей практике, отбирая из нее самое конструктивное, созидательное и отметая разрушительное или ставшее таковым. Известно, что ум миллионов создает нечто более великое и прочное, чем ум отдельного гения; он создает и воспроизводит систему совместной жизни. Социальный антрополог имеет дело с объективным процессом социокультурной селекции практики в виде позитивного опыта, ему как исследователю остается лишь зафиксировать артефакты и объяснить их с позиций ценностей данной культуры. Здесь нет авторского произвола, здесь нужна лишь максимальная добросовестность исследователя.
[6] См.: Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Африки. М., 1987. С.14-18.
[7] Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.
[8] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292.
[9] Эти понятия важны для социального антрополога и социолога культуры, ибо существует некоторое соответствие между внутренними «механизмами» духовной деятельности и жизни отдельного человека и внутренними «механизмами» коллективной деятельности социальной группы (см.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979).
[10] Опыт есть компонент познавательной деятельности человека, с помощью которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом. Позитивный опыт соотносит человека с его природным и социальным окружением в плане знаний о правилах, например эффективного взаимодействия, и выражает строение и условия успешной реализации того или иного вида и способа деятельности, поведения и взаимодействия.
[11] Проф. Гарвардского университета С. Хантингтон пишет: «Столетиями историю делали государства. В XX веке их сменила тоталитарная идеология, на пороге XXI века мировую политику будут определять столкновения культур. Роковым уже является не вопрос "на чьей ты стороне?", а "кто ты?". Не паспорт и не партийный билет определяют уже самосознание индивида, а, вера и история, язык, обычай, короче — культура». И «следующая мировая, война, если ей суждено быть, будет войной между культурами» (Независимая газета. 25 авг. 1994).
[12] «Формы идеального, сложившиеся в процессе исторического развития сознания и культуры... возникая и развиваясь в недрах социальной практики, не только порождаются материальным, но и способны его активно преобразовывать» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 198; см. также: Спиноза Б, Этика //Избр. произв. Т. 1. М., 1957; Фихте И.Г. Факты сознания. Наукословие, изложенное в общих чертах. СПб., 1914; Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. М., 1936).
[13] Э.А. Орлова в своей содержательной книге «Введение в социальную и культурную антропологию» относит к культуре вещи, образцы человеческих отношений, технологию, символические объекты (с. 19-20). Включая в культуру весь искусственный мир и понимая под ней все содержание общественной жизни, автор неправомерно, на наш взгляд, расширяет предметную область культуры. Такой подход превращает культурологию в метатеорию, метанауку; это весьма похоже на попытку философии в свое время «обнять» все науки, дать им единую парадигму развития. Все это уже было в истории неоднократно и ушло. Такой подход к культуре в социологическом плане, думается, малопродуктивен.
[14] См.: Розин В.М. Указ. Соч. С. 16, 18.
[15] См. там же. С. 16.
[16] Подробнее об этом см.: Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 41-45.
[17] См. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди людей и животных как двигатель прогресса. Пг.; М., 1922. См. также Баландин Р. Дарвин ударил в голову // «Вечерняя Москва». 1995. 9 янв.
[18] В недавно принятой в США программе снижения уровня преступности предусмотрено, в числе прочих мер, «предложить подросткам здоровую альтернативу способам наживы» (Бизнес Уик. 1994, № 3. С. 21).
[19] Для горожанина, тысячи раз в своей жизни пересекающего улицу, заполненную движущимся транспортом, знак светофора в виде шагающего зеленого человека есть само собой разумеющийся символ перехода через улицу. Но какую сложную эволюцию должно было пройти человеческое сознание, чтобы освоить даже эту простейшую знаковую систему!
[20] Цит. По: Розин В.М. Введение в культурологию. С. 36-37.
[21] Весьма интересная точка зрения на появление разума изложена в книгах: Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М., 1991; его же. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса). М., 1995. Формирование интеллекта (природного и человеческого) автор объясняет необходимостью преодоления экологических кризисов, возникающих в органической природе.
[22] Исключительную ценность для социальной антропологии представляет собой знаменитый труд Аристотеля «О душе».
[23] Бердяев Н. Проблема человека // Путь. Париж, 1936. С. 13.
[24] См., например: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
[25] См.: Ламбер-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации М., 1992. С. 34.
[26] Само слово «цивилизация» вошло в обиход сравнительно недавно (в начале XIX века). Формирование цивилизации представляет собой процесс, ведущий к возникновению обществ со сложными социальными, политическими, экономическими и идеологическими институтами. Цивилизация выступает как целостная единица анализа исторического процесса.
[27] См.: Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Указ. соч. С. 33.
[28] См. обэтом: Цивилизация. Вып. 1, 2. М., 1992; Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994; Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 1993; Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Т. 1—3. М., 1991; Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии. 1990. № 1, 2.
[29] Особенно ясно это проявилось в связи с кризисом в Чечне, когда радикалы обратились к Западу для организации давления на Россию с целью реализации принципа политического самоопределения Чечни с ее полным выходом из состава России. Здесь был использован лозунг большевиков в годы первой мировой войны: «поражение своего правительства в войне», но с худшей редакцией: «поражение русской армии в войне», что говорит о полной оторванности этой субкультуры от системы ценностей своего народа.
[30] См. об этом: Цивилизации и культуры. Вып. 1. С. 39-82, 116—131; Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995. С. 78—84, 207, 222.
[31] «Идеократия» — термин, не стоящий в одном ряду с «аристократией» или «плутократией». Два последних термина выражают власть конкретных людей, социальных слоев. "Идеократия" стоит над "демократией", "аристократией" и т.д., притязает на высшее положение. В этом понятии заключено обращаемое ко всякому политическому строю требование: политический строй должен обладать идейным оправданием и быть таким, чтобы в нем и через него могли осуществляться высшие, чем он, идеи» (Евразия. Еженедельник но вопросам культуры и политики. Париж, 1929. 16 февр.).
[32] Никитин В.П. Мы и Восток //Евразия. 1928. № 1. С. 5.
[33] Там же.
[34] См. там же.
[35] См. там же.
[36] Подробнее об этом см.: Глухарев Л.И. Общеевропейский процесс и геополитическая идеология//Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995. С. 73-100.
[37] Разумеется, интерпретация таких стандартов обращения зависит от традиций того или иного народа; здесь они истолковываются с позиций уходящих в историю советских традиций.
[38] Сонеты Шекспира. М., 1952. С. 78.
[39] Отрыв от людей продуктов их взаимодействия, например от социальных институтов, и превращение этих продуктов в силу, стоящую над ними и повелевающую их повседневным поведением и деятельностью, в истории философии и культуры получили название «отчуждение человека». На эту тему написано множество книг: так, в одной работе, посвященной истории анализа этой проблемы, насчитывается до 600 библиографических источников. Острота проблемы возрастает в XX в., когда две мировых войны, тоталитарные государства, диктат капитала принесли гибель миллионам, ущемление свободы и наемное рабство. Ныне практически значимым выводом теории отчуждения является необходимость повсеместной борьбы за реализацию прав и свобод человека. Мера такой реализации оценивается путем человеческого измерения социальных отношений и деятельности государственных и иных структур. Естественно, что сама легитимизация кодекса прав и свобод человека со стороны ООН свидетельствует об уровне развития культуры и ее универсалий в современных условиях.
[40] См.: Современная американская социология. М., 1994. С. 71-72.
[41] См.: Современная американская социология. М., 1994. С. 191.
[42] См. там же.
[43] См.: Орлова Э.А. Цит. соч. С. 65.
[44] Схема исторической эволюции такой системы составлена проф. Ю.В. Рождественским (МГУ, 1993).
[45] См.: Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 1981. С.39-40.
[46] Подробнее об этом см.: Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
[47] См.: Народонаселение стран мира. М., 1978. С.367.
[48] На китайском — 850 млн., английском — 500, хинди — 237, арабском — 140, испанском — около 230, русском — примерно 200, португальском — свыше 115, японском — более 110, немецким пользуются свыше 100 млн., французским — более 70 млн. человек (Народонаселение стран мира. С. 368— 369).
[49] См.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.
[50] Систематизация произведений речи проведена коллективом авторов под руководством проф. Ю.В. Рождественского.
[51] См.: Орлова Э.А. Цит. соч. С. 97
[52] Дженсен А.Р, Генетика и воспитание. Цит. по: Биологическое и социальное в человеке. М., 1977. С. 8-10.
[53] См.: Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 27.
[54] См. там же. С. 28.
[55] См. там же. С. 31.
[56] См. там же. С. 92.
[57] См. там же. С. 98
[58] См. там же. С. 119.
[59] Т. Парсонс, один из теоретиков стратификации общества, выделил три группы дифференцирующих признаков: а) характеристики, которыми люди обладают с рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности); б) признаки, связанные с исполнением ролей в сфере профессионально-трудовой деятельности; в) элементы «обладания» (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары). Мы же полагаем, что для раскрытия связи разнообразия людей с их общественным положением весьма полезно использовать теорию разделения труда. Она проясняет и причины социального неравенства людей. Именно эта теория соединяет в единое целое взаимодействие социальной дифференциации и социальной оценки, понимаемой как общественное вознаграждение за индивидуальный вклад в социальную жизнь.
[60] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1990. С.129.
[61] Там же.
[62] См. там же.
[63] Левонтин Р. Указ. соч. С. 18.
[64] В последнее время у нас стала развиваться тяга к «родовитости», тоже являющаяся в истории страны механизмом, определявшим статус, роли и престиж тех или иных людей, называвшихся аристократами. Так, газета «АиФ» (1995. № 3) пишет: «Стать сегодня графом или князем в столице довольно просто (титулованных особ насчитывается уже 7 тыс., из них потомственных — 5, новоиспеченных — 2 тыс.). Нужно быть или знаменитыми, как княгиня Л. Федосеева-Шукшина, графиня А. Сурикова, барон И. Кобзон, граф А. Шилов, или преуспевающим бизнесменом, способным заплатить за бесплатные столовые и купить маленький автобус для нужд пажеского корпуса (в котором учится князь Аркадий Бугаев-младший) или для юных фрейлин (возглавляет которых Надя Михалкова)».
[65] Курелла А. Свое и чужое. М., 1970.
[66] Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 62.
[67] Цит. по: Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 64.
[68] Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. II (VII). М., 1935. С. 35.
[69] Kottak С.P. Cultural antropology. N.Y., 1991.
[70] Малочисленная этническая группа в составе коряков.
[71] См.: Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. М., 1992. С. 23.
[72] Подробнее об этом см.: Социс. 1992. № 7. С. 20-31.
[73] Здесь и далее будут использованы рекомендации этнологов по управлению этническими конфликтами, сформулированные в г. Кона на Гавайских островах в ноябре 1993 г. (Меморандум Кона).
[74] Подробнее об этом см.: Этнометодология. Вып. 1. М., 1994. № 1. С. 46.
[75] См. о концепции и развороте рубрикатора: Этнометодология. Вып.1. М., 1994. С. 9-39.
[76] См.: Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 458.
[77] Хороший поступок «нужен» родителю, следовательно, он должен «платить» за него. Существует негласная или гласная договоренность о «цене» хороших и дурных поступков. В последнее время стала распространяться практика Денежной оплаты, например, получения «хороших» оценок в школе. Родители в данном случае не понимают, что такое вознаграждение прочно закрепляет ребенка на этом уровне, препятствует переходу на более высокий уровень морального развития.
[78] М. Мид выделила три типа социализаторских взаимоотношений поколений: префигуративные, кофигуративные и постфигуративные (см.: Культура и мир детства. М., 1988. С. 322-361).
[79] См.: Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. М., 1991.
[80] Современная западная социология. М., 1990. С. 175.
[81] Как видим, проглядывают юнговские «экстраверт» и «интроверт».
[82] Mens (лат.) — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий в себя и бессознательное. Ментальность — совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. «Зазор» между мало зависящим от истории «коллективным бессознательным» и его «архетипами» (Юнг) и исторически изменяющимися формами общественного сознания образует ядро того уровня, на котором располагается ментальность (см.: Современная западная философия. Справочник. М., 1991 С. 177).
[83] Дейян А. Реклама. М., 1993. Приводимая классификация менталитетов весьма эффективно дополняет существующие классические критерии социальной дифференциации населения. Разумеется, доля представителей того или иного менталитета в составе населения той же Франции изменчива, эти структуры непостоянны. Однако жаль, что в России такие исследования не проводились и у нас нет картины ментальности народа.
[84] Во что обходится обществу преступность //Бизнес Уик. 1994. №° 3.
[85] В России, по заявлению Института молодежи, не работают и не учатся 2,3 млн. молодых людей. В семьях наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Так, в 1993—1994 гг. жертвами родительских преступлений стали 43,5 тыс. детей. Ежегодно отмечается около 2 млн. семейных бытовых травм (значительное количество изувеченных родителями детей проходит по этой графе статистики) среди детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из семей пускаются в бега около 50 тыс. детей, судьба их обычно трагична. Темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели роста числа преступлений и в 3 раза выше, чем среди взрослых. 2 тыс. самоубийств в год среди детей — это социальная трагедия (см. подробнее: АиФ. 1995. № 27).
[86] Лучшей работой является книга-отчет: Дубинин Н.П., Крапец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
[87] B опере Т.Н. Хренникова «В бурю» есть сцена: после получения сообщения об отречении царя от престола толпа на сцене металась из стороны в сторону, восклицая при этом: «А кого же обожать, а кого же обожать!?» Еще и сегодня есть люди, тоскующие по монарху, вождю и т.д.
[88] Бизнес Уик. 1994. № 3. С. 20.
[89] Подробнее об этом см.: Социс. 1992. № 2-4.
[90] Речь идет прежде всего о прямом, непосредственном взаимодействии, «лицом к лицу». Косвенное взаимодействие может происходить, например, в формах конкуренции товаров, дипломатической или вооруженной борьбы и т.д.
[91] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995 С. 59.
[92] См. там же.
[93] Феномен (греч.) — являющееся, т.е. то, что воспринимается в чувственном познании, в отличие от сущности явления, обнаруживающейся в рефлексии. Феноменология есть: 1) наука о предметах опыта (И. Ламберг, 1728—1777), она изучает принципы чувственности; 2) «негативная наука», содержащая критику чистого разума (И. Кант, 1724—1804); 3) учение о становлении знания (И.Г. Фихте, 1762—1814); 4) изучение наличных форм сознания (Г.В.Ф. Гегель, 1770—1831). Современное понимание феноменологии идет от Э. Гуссерля (1859—1938), искавшего основание культуры в абсолютном опыте и в конечном счете сведшего его к изначальной интеллектуальной интуиции. В развитие феноменологии свой вклад внесли в XX в. также Хайдеггер, Мерло-Понти, Сартр, Дюффрен, Финк, Шпет, Ясперс, Шюц и др. Подробнее о типах дескриптивной, трансцендентальной и абсолютной феноменологии см: Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 314—315.
[94] См.: Финк Е. Основные феномены человеческого бытия //Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 361—362.
[95] См.: Орлова Э.А. Цит. соч. С. 94.
[96] См.: Бергер П., Лукман Т. Цит. соч. С. 157¾170; Федоров Ю. Универсум морали. Тюмень, 1992. С. 11¾15.
[97] Леви В. Искусство быть собой. М., 1991. С. 39.
[98] См.: Введение в культурологию. Воронеж, 1994. С. 237.
[99] См.: Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 411¾413.
[100] См.: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. С. 341.
[101] Там же. С. 341.
[102] См.: Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992. С. 35.
[103] См. там же. С. 35¾41.
[104] См. там же. С. 41¾45.
[105] Обзорные работы указывают на более чем 600 трудов мыслителей разных эпох, посвященных этой проблеме.
[106] См. подробнее об отчуждении в части первой.
[107] Тойнби А,Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 586.
[108] Если в сентябре 1993 г. ситуацию на предприятиях оценили «очень хорошо» и «скорее хорошо, чем плохо» около 30% опрошенных, то в марте 1994 г. их стало в два раза меньше. В то же время число работников, определяющих положение как «плохое», возросло в 3,5 раза. В сентябре 1994 г. отрицательно оценивали ситуацию на своем предприятии 44,6% работников физического и 54,4% — умственного труда, 68,1% начальников производства. (См.: Социс. 1995. № 3. С. 50.).
[109] См. там же. 1995. С. 54.
[110] См. там же. С. 58¾63.
[111] См.: Социологический журнал. 1994. № 5. С. 5.
[112] См.: Саган К. Драконы Эдема. М., 1986. С. 50¾51.
[113] Подробнее об этом см.: Петрович Т.Н. Люди и биты. М., 1986. С. 24—27.
[114] См.: Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология. М., 1990. С. 155—156. К сожалению, такие исследования в нашей стране еще не проводились.
[115] О намеренном и ненамеренном обмане, структуре обмана, социальных функциях обмана, самообмане и т.д. см: Дубровский Д.И. Обман. М., 1994.
[116] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 25.
[117] Известный физиолог, специалист по структурно-функциональной организации головного мозга Н.П.Бехтерева убеждена в том, что Авель (в библейской мифологии сын Адама и Евы, убитый из зависти старшим братом Каином, т.е. невинная жертва жестокости) и Каин (проклятый Богом за братоубийство и отмеченный особым знаком — «Каиновой печатью») являются универсальными психическими преддиспозициями.
[118] Подробнее об этом см.: Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995. С. 67¾70.
[119] Подробнее об этом см.: Назаретян А.П. Цит. соч. С. 71.
[120] См.: Освобожденная совесть //Независимая газета. 16 апреля 1996. С. 5.
[121] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 414.
[122] Любопытно, что абитуриенты МГУ (1995г.), по данным Центра социологических исследований, ориентированы на свободу как на высшую ценность (49,3% опрошенных отвели ей первое место среди предложенных десяти ценностей).
[123] Фрейд 3. Избранное. Книга I. M., 1990. С. 32.
[124] Там же. С. 39.
[125] Этот вопрос более подробнее будет анализироваться в следующей главе в связи с проблемой агрессивности человека в идейно-политической сфере, радикализма, ведущего к терроризму. Связь между любовью и агрессивностью очевидна, что и подтверждает пословица «от любви до ненависти — один шаг».
[126] См.: Дако П. Новое искусство жить. М., 1995. С. 236.
[127] Проблемам семьи, проституции и сексуальных отклонений посвящено множество книг. В обобщенном виде эти вопросы изложены в следующих работах научного характера: Мартынова Э. Древнейшая профессия. Красноярск, 1992; Старович 3. Судебная сексология. М., 1991, Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
[128] См.: Старович 3. Судебная сексология. М., 1991. С. 95. В вопросах сексуальной культуры здесь и далее применяется принцип нахождения нормы посредством изучения отклонений асоциального характера.
[129] См. там же. С. 94.
[130] См.: Старович 3. Судебная сексология. С. 101¾110. Мы пользуемся польскими данными ввиду отсутствия в открытой печати России данных о такого рода исследованиях, а также исходя из посылки, что условия в Польше и России в отношении сексуальных преступлений примерно одинаковы. Книга З. Старовича полезна в еще одном смысле — в ней описаны методы сексологического исследования. К ним он относит психорисунок, тест визуальной стимуляции, проективный перечень, тест дополнительного предложения, метод ассоциаций и воображения, метод тематических образов, проекционный метод Роршаха, шкалу сексуальных возбудителей, тест сексуального взаимодействия, шкалу супружеской связи.
[131] Установлено, что притягивают взор и фиксируют внимание зрителя следующие образы: женщина (точнее, ее тело), ребенок, семья, мужчина (порядок расположения — от сильного к слабому воздействию).
[132] В проекте были задействованы 220 профессиональных исследователей Центра исследований национального общественного мнения при Чикагском университете; обработка данных заняла два года, недавно изданы две книги.
[133] См.: Секс в Америке//Независимая газета. 1994. 12 ноября; Секс в Америке //3а рубежом. 1994. № 47.
[134] Вместо имиджа «Содома и Гоморры» в сфере секса Америка предстала как «общество сексуальных обывателей». Вот данные, заставляющие по-иному посмотреть на эту страну. Среди мужчин и женщин в возрасте от 18 до 59 лет 85% замужних женщин и более 75% мужчин никогда не изменяли своим супругам. Люди, состоящие в браке, занимаются сексом два и более раз в неделю (41%), одинокие с аналогичной интенсивностью секса составляют лишь 23%. Наиболее активна в этом смысле часть населения, которая состоит в незарегистрированном браке, — 56% (два и больше раз в неделю). Для усредненного американца число сексуальных партнеров на протяжении всей его жизни составляет шесть человек, для усредненной американки — всего два. 26% американцев — абсолютные однолюбы (но один опрошенный мужчина заявил, что жил с 1016 женщинами, одна опрошенная указала 1009 своих партнеров — возможно, в этом случае мы имеем дело со своеобразным сексуальным кокетством). Мэлор Стуруа пишет, что масс-медиа и кино создали «иллюзорную замочную скважину и успешно совращают американцев смотреть в нее и онанировать, идентифицируя себя с тем, что происходит на страницах и на экране». Эрзац «сладкой жизни» тем более неотразим, что сама жизнь далеко не сладка, да и где говорят много о сексе, там мало им занимаются.
[135] Так, по данным депутата Госдумы М. Гайдаш, члена рабочей группы по подготовке законопроекта «О предотвращении насилия в семье», ежегодно в России свыше 2 млн. детей до 14 лет получают семейно-бытовые травмы, до 10% их гибнут, 50 тыс. детей уходят из семьи, 25 тыс. находятся в розыске, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством //Независимая газета. 1995. 31 окт. С. 6.
[136] См.: Lorenz К. Das sogenanrrte Böse. Zur Natuigeschichte der Agression. Wien, 1965. S. 64.
[137] Цит. по кн.: Холлинер В. Человек и агрессия. М., 1975. С. 109.
[138] Spengler О. Der Mensch und die Technik. Berlin, 1931. S. 14, 16, 54.
[139] Lorenz К. Gesammelte Abhandlungen. Bd. I. S. 281.
[140] Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. С. 240.
[141] Симонов П.В. Предисловие к кн.: Тинберген И. Социальное поведение животных. М., 1993. С. 7.
[142] Freud S. Gesammelte Werke. Bd. 14. S. 473.
[143] Ibid. S. 506.
[144] См.: Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. С. 17.
[145] См. там же. С. 24.
[146] См.: Современная социальная теория. Новосибирск, 1995. С. 16¾31.
[147] Национальная доктрина России. Проблемы и приоритеты. М., 1994. С. 72.
[148] См.: Социальные конфликты. Насилие: тенденции и альтернативы. М., 1995. С. 9.
[149] Иногда в печати встречаются фразы типа «идеология нашей фирмы, проекта или инициативы такая-то». Строго говоря, их нельзя смешивать с политической идеологией — в последней обычно нет технологии достижения цели, которая описывается в программах различного уровня.
[150] См.: Социальные конфликты. Насилие: тенденции и альтернативы. М., 1995. С. 70.
[151] В США военнослужащие поощряются в зависимости от количества убитых ими солдат противника. Так, воин, убивший 400 человек, награждается медалью «Бронзовая звезда», 100 — медалью «За заслуги», 50 — знаком Отличия (практика Вьетнамской войны). Этим так или иначе нагнетается романтизация убийства. В Японии начиная со II в. н.э. создавалась система морально-этической подготовки воинов-самураев «Бусидо» (путь воина), основными требованиями были преданность императору, верность хозяину, пренебрежение к смерти. По такой системе во Второй мировой войне происходила подготовка летчиков-смертников «камикадзе» («священный ветер») и людей-торпед («путь в рай»).
[152] Психология терроризма //Независимая газета. 1996. 19 марта. С. 2.
[153] Любящая бабушка, начитавшись литературы о потусторонних силах, убила своего единственного внука: ей показалось, что мальчик — бесенок и «ей был дан сигнал свыше избавить мир от зла». Трое молодых людей в Воронеже убили свою 20-летнюю подружку: они были уверены, что девушка — «киборг». В Оренбурге брат вместе с дипломированной экстрасеншей изгонял бесов из своей сестры, замучив ее до смерти. А потом 40 дней сидел возле разлагающегося трупа, ожидая «воскрешения». В Альметьевске трое взрослых (от 30 до 40 лет) несколько суток изуверски истязали свою мать, пока та не скончалась от болевого шока. Одна из сестер, занимающаяся экстрасенсорикой, внушила: мать — колдунья, все неприятности, выпадающие на долю семьи, — от ее сглаза, надо изгнать из нее беса. (См. АиФ. 1995. № 3. С. 13).
[154] Здесь и далее автор опирается на некоторые выводы А.С. Смирнова (см.: Кентавр. 1995. № 2. С. 20—28), продвинувшегося дальше классиков теории игры. Взгляды автора в основном совпадают с направлением движения идей С.А. Смирнова.
[155] Каждый может классифицировать игры, наблюдая и обобщая жизненные формы игр: ролевые, деловые, настольные, спортивные, любовные и т.д. Но это — результат эмпирического подхода, лишенного понимания внутреннего движения игры как феномена и поэтому не видящего перспектив развития тех или иных форм игры.
[156] Hasaid (франц.) — случайность; судьба; риск.
[157] В 1993 г. 147 французских казино принесли хозяевам прибыль, равную 147 млрд. франков, причем 70% этой прибыли обеспечивали 9 тыс. игральных автоматов. От распространения лотерейных билетов в Европе получено 211 млрд. франков, а в США и Канаде — 180 млрд. франков. Страсть к азартным играм — массовая эпидемия: в США насчитывается 3 млн. больных — новых «наркоманов», пристрастившихся к игральным автоматам, испытывающих непреодолимую потребность в драматических проигрышах или выигрышах и эмоциональных потрясениях, сопровождающих их. Эти больные проходят лечение, находятся под наблюдением психиатров. (См.: Что наша жизнь? Игра? //За рубежом. 1994. № 48. С. 9).
[158] См.: Кентавр. 1995. № 2. С. 27.
[159] Отвлечение от этих двух показателей игры оправдано тем, что они не антропологичны, а технологичны, т.е. субъект в них присутствует неявно.
[160] Как отмечается в итогах крупного социологического исследования (Проект 1986¾89 гг. НИИ физической культуры, г. Москва), социальная инфантильность, низкие нравственные качества части спортсменов, нацеленность на получение в первую очередь материальных благ, суженность круга интересов, практическое отсутствие образования при наличии диплома о таковом, высокий уровень притязаний при невозможности их реализации — это не только характерные черты спортивной субкультуры, но одновременно и факторы, которые по мнению криминалистов, характеризуют криминальную среду. Каждый пятый спортсмен считает, что « все средства хороши» для достижения победы (см.: Социс. 1991. № 5. С. 68—75). За последние пять лет атмосфера не оздоровилась, особенно в связи с появлением в сфере спорта «больших денег» (спирт вместо спорта. — АиФ. 1996. № 22. С. 7).
[161] См.: Социс. 1991. № 5. С. 75—83.
[162] На этой основе распространялась традиция сати — искупление женщиной (женой) своих грехов в случае смерти мужа путем сжигания себя вместе с трупом мужа. Только в феврале 1986 г. было зафиксировано 144 случая самосожжения вдов в Индоре, 147 — в Мадрасе, 80 — в Хайдабараде, 50 — в Бомбее. (См.: Идеал. 1993. № 1. С. 11).
[163] См.: Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 175.
[164] Спиноза. Избр. Произв. М., 1957. Т. 1. С. 576.
[165] Классическим является труд Ф. Ариес «Человек перед лицом смерти» (М., 1992). Из русских философов этой темой занимались: С. Булгаков (Софиология смерти //Вестник Р.Х.Д. 1978. № 127. С. 18¾41); Н. Федоров (Соч. М., 1982); Л. Карсавин (Поэма о смерти. М., 1992. Т.1. С. 235¾305). Тема смерти звучала в трудах Э.В. Ильенкова, В.В. Нахимова, М.К. Мамардашвили.
[166] См.: Тайна смерти. М., 1995. С. 141¾145.
[167] См.: Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
[168] Борисов С.Б. Смерть. Рефлексия. Творчество. Новосибирск, 1990. Ч. 2; его же. Тридцать девичьих рукописных любовных рассказов Обнинск, 1982; его же. Личные документы как источник суицидальной информации //Социс. 1993. № 8; Седов Л. Пестрая душ а//Родина. 1992. № 1. С. 62¾68 (Опыт типологии культур по отношению к смерти).
[169] См.: Социс. 1995. № 2. С. 62.
[170] См.: Моуди Р. Жизнь после смерти. М., 1991. С. 11.
[171] См.: Рэндзл Д., Хог П. После жизни. Ярославль, 1994; Тайна смерти. М., 1995.
[172] См.: Моуди Р. Жизнь после смерти. С. 45¾50.
[173] См. там же. С. 284¾285.
[174] Активная эвтаназия — ускорение наступления смерти с целью облегчения страданий умирающего с помощью медикаментов; пассивная — бездействие врачей, отказ от борьбы за жизнь пациента. В США законом признана только вторая форма, активная же юридически запрещена во всех штатах, а в ФРГ она преследуется в уголовном порядке. В нашей стране только еще ведутся дискуссии по вопросам этичности эвтаназии — врачу, как признают многие медики, очень трудно переносить ощущение того, что он при этом является как бы убийцей.
[175] Брэгг П. Здоровье и долголетие. М., 1996. Брэгг как физиотерапевт и долгожитель представляет собой превосходный пример для последователей в их борьбе против смерти. Он является лучшей иллюстрацией своих идей: в 90-летнем возрасте он был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша, совершал ежедневные трех-пятикилометровые пробежки, много плавал, ходил в горы, играл в теннис, танцевал, занимался гантелями и гирями, увлекался серфингом. Его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости, всегда был полон оптимизма, бодрости и желания помочь людям. Брэгг был прав, когда говорил, что «мое тело не имеет возраста».
[176] См.: Захарова О.Д. Демографический кризис в России: уроки истории, проблемы и перспективы //Социс. 1995. № 9. С. 99¾109.
[177] См. там же. С. 107.
[178] См.: Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 1995. Ч. 1. С. 132.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 496;