СМЫСЛОВОЙ УНИВЕРСУМ
Информационное взаимодействие является необходимой частью любого социального взаимодействия. Предыдущий анализ процесса объединения индивидуального и социального уровней действий людей путем типизации позволил нам описать (правда, весьма схематически) процесс порождения культурных феноменов, упорядочивающих и наполняющих смыслом действия людей. Взаимодействие в повседневной жизни обязано своим появлением и развитием необходимости жить, и жить успешно, для каждого человека, поэтому информационное общение в этом мире зачастую носит в большей своей части функциональный, прагматический характер. Другие миры не имеют такого четко обозначенного круга необходимостей, поэтому наше внимание к ним обычно ослаблено, связано с досугом и развлечениями, если они не являются мирами моего профессионального труда и бытового поведения, и обмен информацией носит, скорее, чисто символический характер, будучи связан с символическими объектами.
Известно, что коммуникация является средством снижения неопределенности в ситуации взаимодействия. Уменьшение неопределенности предполагает построение индивидом (группой) предсказаний до начала действия и объяснений после их завершения по поводу «правильности» или «неправильности» установок на действие и самого акта действия (контроль за соблюдением «правил игры»). Поэтому в коммуникативном поле функционируют: коммуникативные нормы, т.е. морально-этические обязательства, налагаемые на человека (группу), роли — набор функционально обусловленных действий и поведенческих ожиданий, коммуникативные сети, т.е. наборы перекрещивающихся межиндивидуальных связей, правила-нормы, носящие инструментальный характер и служащие для координации действий людей в определенных ситуациях[95].
Здесь описан механизм обычной коммуникации. Однако этого описания недостаточно для понимания природы коммуникативных связей между мирами человека. Такие связи обеспечивают внутреннюю цельность человека и четкость контуров ожидаемых от него действий (предсказуемость поведения и действий) в условиях взаимодействий. Поэтому в последнее время антропологи и культурологи стали пользоваться древним термином «универсум», который, как утверждал еще Г.В. Лейбниц, есть «множество всех возможных миров», «единство многого». Эта категория обозначает динамичность и тотальность связей и отношений всех реальностей субъекта, сознание которого перемещается из одной из них в другую (реальности теоретического мышления, сновидений, эстетического или религиозного характера и т. д.). В духовном плане они объединяются в смысловой универсум[96]. В качестве иллюстрации к такому выводу приведем классификацию «внутренних ценностей», данную Леви[97].
Ранг | Общеупотребительные определения значимости | Определения ценностей |
Все равно, до лампочки | Сфера внеценностной информации | |
Любопытно, принять к сведению, иметь в виду | Информационные ценности | |
Предпочтительно, хуже, лучше | Условные ценности | |
Хорошо, плохо, важно, зарубить себе на носу | Безусловные ценности | |
Самое главное, бесконечно важное, для меня это равно жизни, больше, чем жизнь | Сверхценности |
Понятно, что в содержание смыслового универсума, выражающего тотальность, единство жизненных миров человека, входят прежде всего безусловные ценности и сверхценности. Понятно также и то, что смысловой универсум есть важнейшее образование в информационном поле субъектов, обеспечивающее их взаимопонимание и принятие друг другом. В научной литературе описываются различные теории связи общества как субъективной реальности с элементами Вселенной. Ниже дана схема этой связи, составленная Ю.М. Федоровым (на основе представлений Тейяра де Шардена, В.В. Налимова, В.С. Соловьева, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского — последние трое являются основоположниками концепции Всеединства).
Бытие | Абсолют | Род | Социум | Натура | небытие |
Бесконечный субъект | субъективирование | объективирование | Бесконечный объект | ||
Символ | Негэнтропия | энтропия | Дескриптор | ||
Свобода | Трансцендирование | дескриптирование | необходимость |
По этой схеме разнородные миры свернуты один в другом, как матрешка в матрешке, и то же самое можно сказать о менталитете человека: менее универсальное порождается более целостным и универсальным. Исторический процесс — это дробление Бытия и Менталитета на все более проявленные и объективированные формы существования. Целостность (бытие, бесконечный субъект, символ и свобода) распаковывается в процессе существования рода, социума, природы и превращается в бесконечный объект, свобода — в необходимость, символ — в дескриптор (знание, лишенное морального долженствования). Это — небытие. Итак, небытие наступает при дроблении целостности Бытия и превращения бесконечного субъекта (под ним можно понимать и Бога) в бесконечный объект (полное овеществление субъекта). Как видим, эта теория исходным началом всего сущего считает активность Абсолюта (демиурга, Бога, творца либо менталитета Человека в качестве Абсолюта), подобно тому как современная астрономия считает началом Вселенной Большой Взрыв.
Разумеется, эта схема отходит от традиционных схем, основанных на естественнонаучных данных о появлении сознания, изложенных в первой части лекций. Однако привлекает внутренняя логичность схемы — и в то же время ясно, что для ее принятия в качестве серьезного аргумента при объяснении такой единой функционально-онтологической целостности, как Вселенная, необходима изрядная доля веры в достоверность ненаблюдаемого.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему ситуация «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» является исходной точкой формирования культуры?
2. Перечислите важнейшие жизненные миры человека, свяжите их функции с теми или иными качествами личности человека.
3. Что понимается под смысловым универсумом?
ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. М., 1988.
Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
Федотов Г. П. Россия и свобода. Париж, 1981.
Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм //Богословские труды. Сб. 24. М., 1983.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Тема 2
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 701;