Социальное значение научно-технической революции

Литература для дополнительного чтения

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. 1. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.— Соч.. 2-е изд., т. 3, с. 15—78.
  2. Маркс А. К критике политической экономии. Предисловие.— Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5—9.
  3. Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185—230.
  4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Введение, гл. 1. Общие замечания; Отдел III. Социа­лизм, гл. II. Очерк теории. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 16— 27, 278—295.
  5. Ленин В. И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демо­кратов?— Полн. собр. соч., т. 1, с. 125—346.
  6. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). — Полн. собр. соч., т.1, с. 347—534.
  7. Материалы Пленума ЦК КПСС 14—15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
  8. Постановление ЦК КПСС о мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве, 14 авгус­та 1967 г.— В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1972, т. 9, с. 342—357.
  9. Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиз­дат, 1981. 432 с.
  10. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  11. Ильичев Л. Ф. Исторический материализм: Проблемы методологии. М.: Наука,- 1983. 256 с.
  12. Марксистско-ленинская теория социального развития. М.: Наука, 1978. 238 с.
  13. Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР, М.; Наука, 1979. Гл. 7, 8.
  14. Руткевич И. Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. Гл. 1.
  15. Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 1. 287 с.; Т. 2. 256 с.
  16. Социологические исследования: результаты, проблемы и задачи. — Коммунист, 1980, № 13, с. 79—92.
  17. Социология и идеология. М.: Наука, 1969. 467 с.
  18. Социология и проблемы социального развития. М.: Наука, 1978. 479 с.
  19. Социология и современность. М.: Наука, 1977. Т. 1. 424 с.; Т. 2. 439 с.
  20. Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. 656 с.
  21. Федосеев П. Н. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии. — Социол. исслед., 1982, № 3, с. 27—29

ГЛАВА ВТОРАЯ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1. Общая социологическая теория

Уровни социологического познания. Система научного познания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражаю­щей различные типы и уровни исследования социальной действи­тельности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общест­венной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.

Особое место в структуре социологического знания занимает исторический материализм. С одной стороны, он является фило­софской теорией общества, а с другой — общей социологической теорией. Философское содержание исторического материализма — диалектико-материалистическое понимание истории — раскрывается е философии марксизма, специально-научное, собственно социологи­ческое — в марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией общества, исторический материализм опосредует связь фи­лософии со всеми социальными и гуманитарными науками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то же время является общей теоретической и методологической осно­вой всех других социальных, и гуманитарных наук.

Исторический материализм как общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории входят в состав теоретического уровня знания.

Как общая социологическая теория, исторический материализм изучает взаимодействие различных сторон общественно-экономиче­ских формаций: производительных сил и производственных отноше­ний, производственных и социально-классовых отношений, базиса и надстройки, экономики и политики, социально-классовых отноше­ний и форм общественного, сознания, форм общественного сознания и социально-политической организации общества и т. д. при опре­деляющем значении стороны экономической.

Предметом исследования общей социологической теории высту­пает общество в целом с присущими ему законами развития и функционирования. Сформулированные в общей социологической теории законы и категории отражают существенные и необходи­мые связи между важнейшими структурными компонентами об­щества: экономикой, политикой и идеологией.

Специальные социологические теории изучают формы прояв­ления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общест­венно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.

Предметом специальных социологических теорий являются от­носительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, законо­мерности их развития и функционирования,

Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной дей­ствительности. Знания, полученные в результате эмпирических со­циологических исследований, составляют эмпирический уровень со­циологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологиче­ской теории с живой действительностью. Указанные уровни образу­ют вертикальный срез социологического познания.

Горизонтальный срез образует большое число отраслевых социологий, которые изучают отдельные сферы жизнедеятельности общества. Необходимость дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлений и. про­цессов, наличием в обществе относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.

Основные отрасли социологической науки определяются специ­фикой этой науки, рассматривающей общество в его целостности, в органической взаимосвязи экономической, социальной, политиче­ской, идеологической сторон его жизнедеятельности. При исследо­вании различных сторон и сфер жизнедеятельности общества со­циология выделяет свой специфический аспект. Социологический подход к отдельным сторонам общественной жизни и их сферам отличается от подхода частных общественных наук своей комплекс­ностью. Это означает, во-первых, что люди, участники событий в любой сфере общественной жизни, рассматриваются социологией как носители всей совокупности общественных отношений; во-вто­рых, что деятельность людей исследуется как единство объективны и субъективных факторов. Сводной стороны, социология учитывает объективные условия человеческого существования, объективные общественные отношения, в которые включена личность, объективные потребности, диктующие основные направления и цели ее деятель­ности. С другой стороны, она призвана исследовать субъективные факторы, мотивы, установки и ценностные ориентации людей. Это характерно для всех уровней социологического знания.

Общая социологическая теория и материалистическое понимании истории. Общая социологическая теория рассматривает любое со­циальное явление как элемент Социальной целостности. В ее рам­ках формируются основные методологические установки изучения данного социального явления или процесса, которые конкретизируются на уровне специальных социологических теорий. Ценность ее состоит в том, что она дает возможность соотнести отдельные соци­альные явления и процессы с социальным целым и тем самым на­учно объяснить их, выявить их подлинный генезис, структуру и функцию.

Подход к пониманию общества с позиций общей социологиче­ской теории марксизма — это прежде всего подход материалисти­ческий. Материалистическое понимание истории выводит социаль­ные явления и их изменения не из божественного начала или аб­солютной идеи, как религия и объективный идеализм, не из созна­ния и воли отдельных личностей, как субъективный идеализм, а из реальных условий жизнедеятельности реального общественно­го человека. «Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответству­ющем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание»[27].

Одновременно историко-материалистический подход к обществу, к социальной действительности есть подход диалектический. В ка­честве материалистического понимания истории исторический ма­териализм выступает как научная методология познания и объ­яснения явлений и процессов общественной жизни в их законо­мерной взаимосвязи и взаимозависимости, как способ обнаружения источников общественных процессов в их внутренних объективных диалектических противоречиях.

Историко-материалистический подход предполагает рассмотрение общества как целостного социального организма, выявление общего в мировой истории и специфического для данного ее этапа; анализ разнообразных социальных явлений и процессов в определен­ном социально-историческом контексте соответственно их соб­ственной природе.

Только через анализ конкретно-исторических ступеней разви­тия общества (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая, коммунистическая) можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий реальных личностей конкретной эпохи — выявить действительную природу человека и через познание определенных исторических процессов — вскрыть общие закономерности социального процесса.

Исторический материализм и теория научного коммунизма. Кон­кретно-исторический анализ, применяемый к исследованию соци­альных явлений и процессов коммунистической общественно-эко­номической формации, наряду с историческим материализмом как общей социологической теорией включает теорию научного коммунизма.

Теория научного коммунизма, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, развитая в новых исторических условиях и примененная на практике Коммунистической партией Советско­го Союза, братскими коммунистическими партиями, есть теорети­ческая основа социологических исследований любых явлений, процессов и сфер жизнедеятельности социалистического общества. Эта теория, изучающая закономерности перехода от капитализма к коммунизму и закономерности развития коммунистической обще­ственно-экономической формации, есть одновременно и самостоятель­ная наука, и необходимая теоретическая основа социологических; исследований развитого социалистического общества.

Основные структурные элементы общества и их взаимодействие. Основополагающим принципом общей социологической теории является принцип социального взаимодействия.

Взаимодействие различных сторон общественной жизни при определяющем значении экономического фактора придает развитию общества характер естественноисторического процесса. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, писал К. Маркс, — и вы получите определенную форму обмена, и потребления. «Возьмите определенную ступень развития-производ­ства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выра­жением гражданского общества»[28].

Каждая из сторон жизни общества представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов.

Система экономических отношений людей данного общества выступает в качестве основы социального развития, определяет ха­рактер всех других социальных систем. «Экономическая структу­ра общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из рели­гиозных, философских и иных воззрений каждого данного истори­ческого периода»[29].

Функционирование и развитие способа производства есть вза­имодействие его составных элементов — собственно производства, распределения, обмена и потребления. Все эти элементы «образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производ­ство господствует как над самим собой, если его брать в противопоставлении к другим моментам, так и над этими другими момен­тами. С него каждый раз процесс начинается снова... Конечно, и производство в его односторонней форме, со своей стороны, опре­деляется другими моментами. Например, когда расширяется рынок, г. е. сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация. С изменением распределения изменяется производство,— например, с концентрацией капитала, с раз­личным распределением населения между городом и деревней и т. д. Наконец, нужды потребления определяют производство. Меж­ду различными моментами имеет место взаимодействие. Это свойст­венно всякому органическому целому»[30].

Систему экономических отношений людей характеризуют сле­дующие моменты:

во-первых, отношения людей к средствам производства (вла­дение — невладение); определяемое этими отношениями их место в системе общественного производства (господство—подчинение);

вытекающая отсюда их роль в системе производства (труд умственный — физический, управленческий — исполнительский); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и способы (прибыль за счет эксплуата­ции — за счет непосредственного труда) получения доли обществен­ного богатства;

во-вторых, социально-экономическое положение (статус) различных групп людей в процессе труда (общественное разделение трудовых функций, условия, содержание и характер труда); роль, закрепленная за человеком в соответствии с его статусом, совокуп­ность функций, выполняемых им в процессе производства.

Люди, занимающиеся производственной деятельностью, вступа­ют в определенные общественные и политические отношения, ко­торые складываются в процессе их жизнедеятельности и которые определяют то, «как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя в определенных материальных, не зависящих от их произвола границах, предпо­сылках и условиях»[31].

Социальные отношения, являющиеся формой и условием со­циального взаимодействия, возникают в результате «совместной деятельности различных индивидов»[32] и проявляются в общении и во взаимосвязи этих индивидов. Вследствие этого «все вопросы, касающиеся взаимных отношений между людьми, являются... также и социальными»[33]. Социальные позиции выражают «обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов»[34].

Совокупность социально-классовых, национально-этнических и социально-демографических отношений, обусловливающих взаимное положение индивидов, образует социальную структуру общества.

Система социальных отношений определяет: а) интересы и це­ли различных классов, социальных групп и отдельных индивидов, отражающие их взаимное социально-экономическое и социальное положение и роль в данном обществе; б) их отношение к своему месту в системе общественного производства и роли в процессе трудовой деятельности; в) отношение к своему социально-бытовому положению, которое опосредуется их социально-экономическим положением в процессе производства.

Экономические и социальные отношения между классами, груп­пами и индивидами находят выражение в политической структуре данного общества и определяют их идеи и представления об окру­жающей действительности.

Система политических отношений — это официальное выражение системы социальных отношений. Политические отношения явля­ются также «социальными общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом»[35]. Система по­литических отношений предполагает наличие: а) общепринятых или юридически установленных социальных норм и ценностей, опреде­ляющих положение и роль различных социальных классов, соци­альных групп и индивидов в системе экономических, социальных и идеологических отношений и их отношений друг с другом, т. е. социальных институтов (экономических, политических, правовых, семейных и др.); б) организаций и учреждений, контролирующих соблюдение индивидами и группами индивидов социальных норм и обладающих для этого необходимой властью, авторитетом и материальными средствами.

Изменение социально-политических форм взаимодействия лю­дей, равно как и их социальных и идеологических отношений, де­терминируется изменением экономических отношений. Для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди «вынуждены изме­нять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда способ их сношений [commerce] более уже не соответствует при­обретенным производительным силам»[36].

Экономические, социальные, политические и идеологические от­ношения, определяя характер социальной деятельности людей, в то же время сами являются результатом этой деятельности. Экономи­ческие отношения образуют основу всех других общественных от­ношений, но не оказывают своего воздействия автоматически,— писал Ф. Энгельс,— как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуслов­ливающей среде, на основе уже существующих действительных, отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являют­ся в конечном счете все же решающими и образуют ту красную лить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию[37].

Выведение социальных, идеологических и политических отноше­ний из экономической структуры общества предполагает исследование конкретных явлений и. процессов, определяющих характер и цели общества на каждом историческом этапе его развития. Это исследование требует учета самых различных факторов, взаимо­действующих в данной конкретной ситуации, с тем чтобы научно объяснить ту или иную форму социальной деятельности людей в этой ситуации.

Изучение социальной, идеологической и политической сторон жизни общества как единого социального организма предполагает, широкое развитие социологических исследований. Говоря о труд­ностях исследования этих сторон жизнедеятельности человеческого общества, Ф. Энгельс писал: «Чем дальше удаляется от экономи­ческой та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше будем мы наводить в ее, развитии случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длиннее изучаемый период, чем шире изучаемая область; тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет»[38].

Таким образом, исследовать движущие причины, которые явно или неявно, непосредственно и опосредованно, в форме идеологии отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих индивидов — «это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные пери­оды или в отдельных странах»[39].

Общественные отношения и социальная деятельность людей. Эко­номические, социальные, идеологические и политические отноше­ния людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем об­щественных отношений.

В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определен­ного типа общества преломляются и проявляются по-разному, опре­деляя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека зависят от ряда объективных и субъектив­ных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих факторов следующие:

- общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека, так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой — условий, окружающих его в течение всей жизни;

- классы, социальные и социально-психологические группы и от­дельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и об­ществом в целом;

- разделение труда как между основными сферами общественной жизни (производство, политика, идеология); так и внутри этих сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство и т.-д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сфе­рах общественной жизни, принадлежат «к особым областям разде­ления труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внут­ри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают обратное влияние на все обще­ственное развитие, даже на экономическое»[40];

- физиологические и психологические особенности человека.

Процесс социальной деятельности человека включает производ­ство материальных условий его жизнедеятельности, формирование и реализацию потребностей, присущих человеку, воспроизводство на этой основе общественных отношений людей, т. е. объективиза­цию субъективного. Причем и первое, и второе, и третье оказывают обратное воздействие на людей, но при всем том они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономиче­ского развития[41]. Отсюда следует необходимый вывод, что общественная история людей есть всегда лишь историяих индивидуаль­ного развития, сознают ли они это, или нет[42].

Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания — челове­ка и его социальную деятельность. Эту деятельность осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных условиях и формах.

Социологическое исследование начинается с тщательного изу­чения состояния производительных сил и экономических отношений данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача — показать, как сухой остов экономики покрывает­ся живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — челове­ческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступа­ет, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм[43].

2. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Теоретическая и прикладная социология

Эмпирические социологические исследования. В социологии вы­деляются не только уровни анализа социальных явлений и процес­сов, но также типы исследовательской деятельности — теоретиче­ской и прикладной.

В эмпирическом социологическом исследовании социолог имеет дело с отдельными фактами, фрагментами социальной реальности, ограничивается изучением частных явлений и процессов и по этой причине не может выяснить всей совокупности социальных связей, в которую включен данный фрагмент, выработать целостного пред­ставления об изучаемом предмете. Ограниченность и фрагментар­ность эмпирического уровня исследования может быть преодолена только при условии, что социолог, проводя эмпирическое социологи­ческое исследование, основывается на положениях и принципах общей социологической теории, позволяющей соотнести изучаемое явление с целостной системой социальных связей и отношений, ибо последняя не может быть дана в эмпирическом исследовании. Ос­новные социальные законы и закономерности, необходимые для научного понимания и объяснения социальных явлений, могут быть раскрыты лишь на уровне теоретического анализа, имеющего предметом своего исследования общество в целом.

Однако наиболее общий уровень объяснения оказывается недо­статочным, если перед социологом ставится задача изучения кон­кретных механизмов действия и форм проявления социальных законов и закономерностей в отдельных сферах социального целого. Для этой цели необходимо создать более детальную и развернутую картину изучаемого явления, воссоздать и объяснить его с наиболь­шей полнотой и точностью. Решение подобной задачи требует про­ведения эмпирических социологических исследований, осуществляе­мых с помощью особых методов и исследовательских процедур.

Большинство эмпирических социологических исследований, про­водимых в СССР, выполняет прикладные функции, т. е. наряду с теоретическими в них решаются и практические задачи. Посред­ством таких исследований обобщается фактическая информация о различных процессах и явлениях общественной жизни, которая обогащает теоретическую социологию новыми фактами и способ­ствует, ее творческому развитию. Раскрывая механизмы действия и формы проявления социальных законов, эмпирико-прикладные ис­следования определяют взаимосвязь между целями общественного развития и реальными тенденциями изменения социальных групп, коллективов, социальных организаций и личности.

Характерная особенность марксистской социологии — ее тесная связь с общественной практикой, которая реализуется посредством проведения прикладных социологических исследований. Актуальность проведения таких исследований в различных сферах общественной жизни вызвана тем обстоятельством, что они содействуют поста­новке и решению насущных задач коммунистического строительства в СССР, вносят весомый вклад в совершенствование механизмов управления общественными процессами.

Эмпирические социологические исследования по своей органи­зационной структуре и характеру решаемых исследовательских за­дач значительно отличаются от традиционной теоретической иссле­довательской деятельности. Включая в себя элементы теоретическо­го знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого объекта, обобщения полученных результатов и т. п., эмпирическое социологическое исследование требует от социолога умения решать множество организационных проблем, профессионального владения специфическими исследовательскими приемами и навыками, необ­ходимыми для получения первичных социологических данных ме­тодами математического анализа.

Эмпирические социологические исследования, давая конкретную развернутую информацию об изучаемых явлениях, опираются преимущественно на статистический анализ эмпирических данных. Однако любое эмпирическое исследование обязательно предполага­ет теоретическое осмысление изучаемых явлений и соответствующую интерпретацию полученных результатов. Научной социологии чуждо противопоставление теоретических и эмпирических исследований, характерное для представителей позитивистской, буржуазной социо­логии, абсолютизирующей роль эмпирических методов.

Вместе с тем логика построения социологического исследования подчиняется общенаучным критериям и нормативам, сформулиро­ванным в современной методологии и логике науки. Использование социологом специфических исследовательских методов, необходимых для получения конкретной информации (наблюдение, опрос, ин­тервью, социальный эксперимент, анализ документов), само по се­бе еще не гарантирует истинности и научной значимости получен­ных результатов. Эта цель может быть успешно достигнута лишь в том случае, если социолог в достаточной мере овладел логико-ме­тодологическими приемами анализа эмпирических данных, необхо­димыми при формулировке гипотез исследования и осуществления таких познавательных операций, как измерение, классификация, объяснение и др. Разумеется, эти общенаучные методы исследования подвергаются в социологическом исследовании определенной модификации, обусловленной спецификой изучаемых объектов, но общая структура исследовательского процесса в социологическом исследовании в своих наиболее существенных аспектах совпадает со структурой научного мышления, свойственного естественным наукам.

Теоретические социологические исследования. В зависимости от цели исследования приоритет может быть отдан решению теоре­тических задач перед практическими, таких, как выяснение зако­номерностей функционирования изучаемых явлений, формулировка соответствующей теории, уточнение понятийного словаря и т. д. Подобные исследования требуют соблюдения определенных правил: описания объекта на языке определенной теории, использования принятого в данной области понятийного аппарата, выполнения принятых в теоретическом исследовании норм формулирования ги­потез и т. д. Упор на решение научных задач, свойственный тео­ретически ориентированным исследованиям, вовсе не исключает воз­можности-разработки практических рекомендаций по изучаемой проблеме.

Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социо­логия — это совокупность социологических исследований, ориенти­рованных на объяснение социальной действительности, установле­ние общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирования общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни. Прикладная социология—это совокупность социологических иссле­дований, ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решения социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов соци­ального развития.

В социологии, как и в любой другой, науке, прикладной аспект не существует без теоретического. Любое прикладное исследование служит не только решению непосредственно стоящих перед общест­вом задач, но и вносит что-то новое в общую совокупность социо­логического знания.

Социологические исследования, осуществляемые в рамках тео­ретической социологии на основе научных принципов марксизма-ленинизма, выступают в качестве определенных этапов в получе­нии прикладного социального знания. Прикладная социология, в свою очередь, служит развитию теории и имеет непосредственный выход в практику. Теоретическая и прикладная социология, ба­зируясь на социологических исследованиях, не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой нераз­рывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Прикладная направленность социологических исследований от­нюдь не противоречит теоретической функции социологической науки, ее роли в развитии обществоведения, исторического материа­лизма. Речь идет лишь о специфическом характере этой функции, конкретно — об обращенности социологии прежде всего к социаль­ным проблемам, которые решаются партийными и государственными органами; о том, что одной из первоочередных задач социологиче­ской науки являются научное обобщение и освещение практического опыта, методологическая и методическая подготовка социальных экспериментов, разработка планов социального развития трудовых коллективов, сел, городов, регионов[44].

Социологический анализ форм проявления и механизмов дей­ствия социальных законов позволяет выявлять показатели наиболее значимые социальных явлений и процессов, их причины и функции и давать им количественное выражение. Зафиксировать в количественных величинах состояние исследуемого социального объекта — значит определить точку отсчета социальных изменений.

Прикладные исследования, несмотря на их практическую направ­ленность, могут иметь определенный научный эффект. Научные аспекты могут здесь присутствовать в качестве не основных задач исследования, их включение в исследовательскую программу, естественно, должно быть согласовано с заказчиком, администрацией предприятия, руководителями служб и ведомств. Социолог-практик, обобщая и систематизируя результаты проводимых им исследований, может внести определенный вклад в разработку понятийного слова­ря данной отрасли социологии, сформулировать ряд теоретических положений относительно изучаемого круга явлений, наметить новые исследовательские проблемы и т. д. В значительной мере теоретиче­ская ценность прикладных исследований такого типа будет зависеть от надежности и обоснованности полученных результатов, возмож­ности их использования за пределами полученного массива инфор­мации.

3. Специальные социологические теории и эмпирические исследования

Понятие конкретной социальной ситуации. Представляя собой звено в цепи общественного развития, конкретная социальная ситу­ация есть результат сложного взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период. При изуче­нии отдельных ее сторон и тенденций необходимо:

- учитывать фундаментальные цели развития социалистического общества, его планомерный и поступательный характер;

- рассматривать ее как сложное, многостороннее явление, испыты­вающее воздействие самых различных факторов;

- принимать во внимание особые жизненные обстоятельства, обра­зующие реальную основу поведения социальных групп, коллективов и классов.

Социолог, изучающий конкретные формы человеческой деятельности, опираясь на общую социологическую теорию, устанавливает связь изучаемых явлений с социальным целым, рассматривает их как результат действия определенных общественных закономер­ностей. Изучение характерных, типичных социальных ситуаций в различных областях человеческой жизнедеятельности позволяет глубже раскрыть диалектику взаимоотношения всеобщего, особен­ного и единичного в общественном развитии, выявить конкретные механизмы действия объективных общественных законов.

Социологический анализ конкретной социальной ситуации позво­ляет строго научно определить характер теоретических и практи­ческих задач, решаемых в процессе социологического исследования. К числу наиболее важных из них относятся следующие. Во-первых, социолог, опираясь на общую социологическую теорию, должен выявить всю совокупность объективных социальных факторов (эконо­мических, политических, идеологических), воздействующих на изу­чаемую конкретную ситуацию и определяющих структуру обще­ственных отношений в различных социальных группах, коллекти­вах и т. д. Выполнение этой задачи требует от социолога комплексного подхода к изучаемым явлениям. Во-вторых, получае­мая социологом с помощью особых методов (массовые опросы и т. д.) конкретная информация о субъективных аспектах человеческой деятельности (мотивах, целях, ценностных ориентациях) должна рассматриваться как субъективное отражение объективных социаль­ных закономерностей и фактов. В-третьих, важной задачей социо­лога является установление зависимостей между действием объек­тивных социальных факторов и субъективными представлениями людей, сознанием социальных групп и коллективов. Это позволяет раскрыть конкретный механизм проявления общественных закономерностей, определить возможные отклонения в развитии социаль­ных процессов. В-четвертых, осуществление этих исследовательских задач дает возможность сформулировать новые теоретические вы­воды и выработать практические рекомендации по совершенствова­нию планирования и управления общественным развитием.

Изучение социальных явлений и процессов требует соотнесения получаемых в исследовании данных о субъективных аспектах чело­веческого поведения (целях, оценках, мотивах и т. п.) прежде всего с объективными условиями, в них непосредственно отображаемыми, затем с социальными ценностями и нормами. Важность изучения социальных норм и ценностей обусловлена тем фактом, что объек­тивные социальные факторы человеческой жизнедеятельности, су­ществующие независимо от воли и желания людей, воздействуют на

человеческое сознание и поведение не прямо, а опосредованно. Объективные общественные потребности и цели общественного развития отражаются в общественных идеалах, ценностях и нормах данного общества, которые реализуются в процессе деятельности различных общественных институтов и организаций. Поэтому непо­средственными регуляторами человеческого поведения выступают нормативные предписания и ценностные стандарты той социальной группы, в которую включен человеческий индивид. Специфика со­циологического подхода заключается в том, что социолог в отличие, скажем, от социального психолога не ограничивается изучением межличностных отношений в социальных группах, а доводит свой анализ до институционального уровня, т. е. определяет зависимость изучаемых социальных взаимоотношений от социальных норм и ценностей и господствующих в данном обществе объективных со­циальных закономерностей.

Проведение социологического исследования включает теоретиче­ский анализ изучаемых явлений. Общая социологическая теория позволяет определить место и роль изучаемого явления в совокуп­ной системе общественных отношений, определить его взаимосвязь с основными законами развития и функционирования данного общества. Возьмем, например, социологические исследования в сфере промышленности и производства, которым социологи уделя­ют большое внимание. Известно, что современное промышленное предприятие представляет собой сложную систему взаимодействия людей, техники и экономических факторов. Специфика исследова­тельского подхода заводского социолога заключается в том, что в качестве предмета своего изучения он рассматривает прежде всего социальную организацию предприятия, отделив ее от экономических и технических аспектов производства. Социальная организация в производственных коллективах представлена системой соответству­ющих социальных позиций и ролевых функций, задаваемых основ­ными нормативными целями производственной организации. Иссле­довательская задача социолога заключается в том, чтобы раскрыть конкретные механизмы реализации целей производственной органи­зации, выявить соответствие последних реальной системе социаль­ных связей и отношений в трудовых коллективах и субъективным представлениям и ожиданиям членов трудовых коллективов. Взаи­моотношения в данной социальной группе и способы регуляции человеческого поведения являются частью более широкой системы социальных связей и отношений, обусловленных господствующей в обществе структурой производственных отношений. Специфика со­циологического исследования далеко не всегда реализуется в чистом виде. В прикладных исследованиях, нацеленных на решение акту­альных практических проблем, задачи социологического исследова­ния могут формулироваться довольно широко, поэтому приходится Учитывать влияние и экономических факторов, и технологических, и организационных, и многих других.

Макро- и микросоциологические исследования. Социологические исследования могут различаться по широте охвата изучаемых явлений. В микросоциологических исследованиях социолог изучает по­ведение относительно небольших социальных групп, таких, как производственный коллектив или различные малые группы, или небольшие регионы (село, деревня, район). Задача социолога в этом случае заключается не только в том, чтобы детально описать и проанализировать взаимоотношения людей в соответствующих соци­альных группах, их субъективные желания, цели, ориентации, но и уметь выяснить систему социальных связей и отношений, совокупность объективных факторов, обусловливающих жизнедеятельность данных коллективов, а также взаимосвязь последних с конкретны­ми ценностями и нормами, регулирующими данную систему чело­веческих взаимоотношений.

Макросоциологические исследования отличаются значительной широтой охвата изучаемых явлений. Они могут проводиться в мас­штабах крупного региона, всей страны или даже в ряде стран одновременно. В качестве объектов изучения выступают, как пра­вило, большие коллективы людей (классы, профессиональные груп­пы, Социальные слои, социальные институты) и макропроцессы (со­циальная мобильность, миграция и т. п.). При этом социолог выходит па институциональный уровень анализа, оперирует поня­тийным аппаратом как специальной, так и общей социологической теории. Главная цель такого исследования — установить устойчивые закономерности развития и функционирования изучаемых объек­тов, определить их взаимосвязи с социальными институтами и раз­личными сферами общества.

Основные функции специальных социологических теорий. Осо­бую функцию в процессе социологического исследования выполняют специальные социологические теории. Обусловлено это двумя обсто­ятельствами. Во-первых, категории и принципы общей социологи­ческой, теории в силу их всеобщности и универсальности не могут быть непосредственно использованы при проведении эмпирических социологических исследований, концентрирующихся на изучении отдельных социальных явлений и процессов. Поэтому требуются определенные промежуточные теоретические звенья для перехода от общей теории к эмпирическим исследованиям. Во-вторых, раз­личные сферы социального организма обладают относительной са­мостоятельностью, их изучение с помощью социологических иссле­дований с необходимостью приводит к созданию многочисленных отраслевых социологии. Обобщение и анализ результатов соответ­ствующих социологических исследований служат предпосылкой формирования специальных теорий. Специальные теории не проти­востоят общей теории, а развиваются в органической связи с ней.

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей и закономерностей: 1) между обществен­ной системой в целом и данной сферой общественной жизни, 2) присущие последней внутренние взаимосвязи и взаимозависи­мости. Так, предметом социологии образования является взаимо­связь и взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, а также взаимосвязь и взаимодействие подсистем систе­мы образования как социального института.

Промежуточное положение специальной социологической теория определяет ее научные функции в структуре социологии. В основе формирования этой теории лежат категории и принципы общей социологической теории, которые определяют общее направление поиска научного знания в любой специальной теории и приобретают функции типового способа получения знания. Являясь переходным мостиком от общей теории к понятиям эмпирических социологи­ческих исследований, специальная теория синтезирует в себе два уровня социологического знания. Первый представлен общей социо­логической теорией, а второй — конкретной информацией, получаемой в ходе эмпирических исследований.

Многие известные понятия общей социологической теории под­вергаются в специальных теориях уточнению и модификации под влиянием конкретной информации, получаемой в социологических исследованиях. Так, если в общей социологической теории личность определяется как совокупность общественных отношений, то в спе­циальной теории понятие личности уточняется с целью более де­тального изучения взаимоотношений личности и социальной среды. Личность здесь рассматривается как носитель определенных соци­альных ролей, обусловливающих ее место в конкретной системе социальных отношений. Другой пример: понятие семьи в теории исторического материализма определяется как форма социальной общности, а в специальной теории для определения семьи исполь­зуются понятия института и группы.

Однако задача специальной социологической теории не сводится только к разработке особого понятийного аппарата, отражающего своеобразие соответствующей области социальной реальности. В процессе формирования специальных теорий должны быть уста­новлены взаимосвязи между ее собственным концептуальным аппа­ратом и понятиям общей социологической теории. Это позволит глубже и всесторонне познать изучаемые явления, определить их зависимость и взаимосвязь с социальным целым.

Специальные социологические теории выполняют ряд методоло­гических функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям, на фактический материал которых они опираются. Так, понятия и принципы специальной теории обобщают большое количество фактических данных, получаемых в различных социоло­гических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, специ­альная теория наряду с этим устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, опреде­ляет логические взаимоотношения между соответствующими теоре­тическими понятиями, формирует их и уточняет. Определение конкретных закономерностей данной области позволяет на основе специальной социологической теории давать объяснение вновь от­крываемым фактам, включать их в систему имеющегося теоретиче­ского знания. С объяснительной функцией специальной теории не­разрывно связана ее прогностическая способность; раскрывая существенные связи и отношения изучаемой области, теория позво­ляет предсказывать будущее направление развития социальных явлений и процессов.

Компоненты специальных социологических теорий. Закономер­ности, устанавливаемые в результате эмпирических социологических исследований, могут формулироваться в виде вероятностных утверждений, так как социолог имеет дело главным образом со статистическими обобщениями. Наиболее распространенными типа­ми вероятностных суждений являются компаративные утверждения типа «чем больше X, тем больше Y» или ковариации, т. е. суждения типа «изменение Х вызывает изменение Y». Эти утверждения вы­ражают эмпирические регулярности различных масштабов, но в любом случае входящие в их состав переменные должны в принци­пе допускать эмпирическую интерпретацию.

В эмпирических социологических исследованиях устанавливают­ся обычно взаимосвязи между относительно большим числом зави­симых и независимых переменных. Переменными в социологии на­зывают такие явления и процессы, которые могут быть представле­ны в виде изменяющейся величины и описаны математическими средствами. Ядро специальной социологической теории образует определенная логически упорядоченная система небольшого числа наиболее существенных переменных, т. е. наиболее значимых фак­торов данной области исследования. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе эмпирического социологиче­ского исследования, вероятностные утверждения, входящие в струк­туру специальной социологической теории, являются обобщения­ми более высокого уровня, представляя собой идеализированную модель реального процесса, в которой многие несущественные фак­торы и явления не учитываются. Выявление существенных факто­ров или переменных происходит в процессе теоретического анализа изучаемого явления с учетом положений общей социологической теории и результатов предыдущих социологических исследований.

Содержание специальной социологической теории не исчерпыва­ется формированием системы взаимосвязанных переменных. В со­став теории входит определенное число так называемых теоретиче­ских терминов (вводимых посредством номинальных определений), которые могут не иметь прямых эмпирических значений. Такого рода теоретические термины раскрывают свое значение лишь в контексте всей системы теоретического знания и определяются в соответствии с ее исходными предпосылками. Так, например, в со­циологической теории семьи в качестве исходных теоретических терминов рассматриваются следующие понятия: социальная груп­па, социальная потребность, социальный институт, норма, ролевое поведение и другие, которые дают возможность выясне­ния взаимосвязей семьи с общественным целым, позволяют прово­дить теоретический анализ и описание структуры семьи, ее функ­ций, типов и т. д. В качестве наблюдаемых и измеряемых перемен­ных (вводимых посредством операциональных определений) в социо­логии семьи выделяются: конкретные типы поведения внутрисемейной структуры (супружеские роли), репродуктивное поведе­ние, лидерство в семье, конкретные функции семьи и т. д.

В логической структуре специальной теории обязательно при­сутствует ряд категорий и принципов общей социологической тео­рии, посредством которых определяется зависимость изучаемых явлений от экономических, социальных, политических и идеологи­ческих факторов. Специальные теории могут формироваться на базе эмпирических социологических исследований отдельной области об­щественных отношений (семья, наука, образование), а также отно­ситься к широкому кругу явлений комплексного характера, как, па-пример, образ жизни, социальная структура. Они делятся на два основных вида: объяснительные и описательные. В первых раскры­ваются причинно-следственные связи, во вторых — структурно-функ­циональные. В объяснительных теориях главной задачей выступает объяснение конкретных явлений, осуществляемое посредством обоб­щения эмпирического материала и установления основных законов, на базе которых и проводится объяснение. Описательные теории ба­зируются на ценностно-нормативном подходе. Сюда можно отнести ролевую теорию личности, теорию социальных институтов, теорию организаций, социального контроля и т. п.

Значение ценностно-нормативного описания человеческой дея­тельности заключается в том, что оно позволяет связать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческое поведение (ценности и нормы), с внутренними (ценностные ориентации, моти­вы, цели и т. д.), ибо внешние интернализуются человеком в про­цессе его социализации, выступая в качестве внутренних побуди­тельных сил поведения. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведе­ние различных социальных групп с точки зрения определенного социального института или социальной системы.

Литература для дополнительного чтений

  1. Основы марксистско-ленинской социологии. М.; Прогресс, 1980. 343 с.
  2. Теоретическое и эмпирическое дознание в социологии. София: Изд-во Болг. акад. наук, 1982. 150 с.
  3. Хаан Э. Исторический материализм и марксистская социология. М.; Прогресс, 1971. 243 с.
  4. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, - 1978. Гл. 3.

См. также литературу к гл. 1.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1. Основные условия и формы жизнедеятельности общества. Способ производства и образ жизни

Определяющим фактором развития общества является способ производства материальных благ или экономическая сторона жизне­деятельности общества. Отношения людей, складывающиеся в про­цессе развития и функционирования данного способа производства (отношения производства, распределения, обмена и потребления), и закономерности этих отношений являются предметом политиче­ской экономии. В отличие от политической экономии социология изучает социальные закономерности развития и функционирования способа производства, т. е. закономерности определенного способа жизнедеятельности людей, определенного образа их жизни. Образ жизни, как и способ производства, определяется, с одной стороны, практическим отношением людей к природе, уровнем технической вооруженности, производительностью их труда, состоянием произ­водительных сил, а поэтому и характером потребления и, с другой стороны, характером производственных отношений, экономическим строем общества, который является основой всей системы общест­венных отношений.

В качестве основных сфер жизнедеятельности людей выступают труд, быт, общественно-политическая деятельность и культура.

Социалистический образ жизни как объект социологического анализа. Одна из основных проблем социологического анализа обра­за жизни как в теории, так и при проведения социологических исследований — качественные отличия социалистического образа жизни от образа жизни буржуазного, определяемые различиями общественно-экономических формаций.

Социалистический образ жизни — и в этом его коренное преиму­щество — открывает такие перспективы роста благосостояния и культуры масс, которые невозможны даже в самых богатых капита­листических странах. Социалистический образ жизни, во-первых, означает совершенно иное распределение материальных и культур­ных благ. При социализме изжиты голод, недоедание, безработица, организованная преступность и прочие язвы капитализма. Во-вторых социализм надежно обеспечивает неуклонный и постоянный рост уровня жизни.

Исследования закономерностей дальнейшего развития социали­стического образа жизни проводятся на различных уровнях. Сущ­ность социалистического образа жизни на уровне общества в целом проявляется в совокупности черт и основополагающих принципов социально-политического строя, включающих в себя равноправие и социальную справедливость, коллективизм, гуманизм, патриотизм и интернационализм, преданность идеалам коммунизма и уверенность в будущем, трудовую и общественно-политическую активность.

При изучении образа жизни на уровне различных классов, соци­альных общностей и групп в центре исследования — особенности важнейших форм жизнедеятельности представителей, этих общно­стей: характер, содержание и условия труда, виды общественно-политической и культурно-информационной активности, деятель­ность в сфере быта и досуга и т. п. Внутри класса выделяются различные типы образа жизни в зависимости от профессиональных, региональных, социально-демографических особенностей его членов. Специфические черты образа жизни людей на этом уровне анализа определяются также различиями естественно-географических и кли­матических условий, уровней жизни, национальных традиций, культурных ценностей и т. п.

Изучение жизни индивидов как членов определенной социальной группы позволяет выделять общие, типичные черты образа жизни, судить о том, как реализуются человеком возможности, обеспечива­емые условиями социалистического общества.

Необходимая составная часть исследований образа жизни — изу­чение и анализ условии жизнедеятельности. Универсальные харак­теристики, определяющие качественное своеобразие социалистиче­ского образа жизни, в значительной мере формируются такими усло­виями жизнедеятельности людей, которые способствуют как росту благосостояния, так и совершенствованию форм жизненной актив­ности индивидов и групп. Вместе с тем влияние условий на образ жизни людей преломляется через множество социально-экономиче­ских, социально-культурных и социально-психологических факто­ров, обусловливающих его внутреннюю дифференциацию.

К объективным условиям жизнедеятельности на уровне обще­ства в целом относятся в первую очередь условия труда и быта. При исследовании трудовой и культурно-бытовой деятельности ин­дивидов учитываются: социально-экономические условия, характе­ризующие материально-техническую базу общества; уровень разви­тия отношений общественной собственности и форм распределения; социально-политические условия, характеризующие политическую организацию социалистического общества; идеология и социально-культурные условия, включая действующие в обществе правовые, морально-этические, эстетические и прочие нормы, ценности и иде­алы, присущие социалистическому образу жизни; экологические условия и пр. При этом важно учитывать, что на личностном уровне названные объективные условия тем или иным образом трансформируются в ближайшие по отношению к субъекту усло­вия его жизнедеятельности, характеризующие непосредственно среду его обитания.

К субъективным условиям жизнедеятельности относятся форми­рующиеся в процессе жизнедеятельности социально-психологиче­ские факторы, характеризующие общее состояние сознания инди­видов и групп: их отношение к миру и своему непосредственному окружению, оценка ими условий жизнедеятельности и представление о наиболее результативных образцах поведения в определенным конкретных условиях. Степень удовлетворенности тем и другим; степень заинтересованности в результатах тех или иных видов деятельности, а также придание значимости тем или иным обстоя­тельствам людей в общественной жизни. Сюда входят и возникаю­щие в процессе жизнедеятельности социальные установки, ценност­ные ориентации и интересы, формирующие основу жизненных кон­цепций людей и их жизненных позиций, нередко определяющих мотивы и цели их действий, их поведения в целом, влияющих на выбор средств и способов для достижения своих целей, на весь их морально-нравственный облик.

В соответствии с тремя уровнями анализа образа жизни все пе­речисленные условия жизнедеятельности могут быть описаны в системах показателей трех уровней: универсальных (уровень обще­ства в целом), локальных (уровень социальной группы или социаль­но-территориальной общности) и личностных (уровень непосред­ственной сферы обитания индивида).

Формы жизнедеятельности, реализуемые людьми в вышеназван­ных условиях, определяются как деятельность (включая взаимодей­ствие как обмен деятельностью между людьми), поведение и общение, которые реализуются в процессах производства матери­альных ценностей и услуг, производства духовных ценностей (социокультурная и идеологическая деятельность), общественно-по­литической и организационно-управленческой деятельности, потреб­ления материальных ценностей и услуг, потребления духовных ценностей и др.

Существенными аспектами содержания образа жизни являются межличностные отношения и обмен материально-практической деятельностью между людьми. Такой обмен деятельностью, или соци­альное взаимодействие, подразумевает обмен мыслями, чувствами, оценками и т. п. Характеристику социальной, культурной и психо­логической основы межличностных отношений содержит в себе категория общения. Понятие «общение» относится к структурным,функциональным и динамическим характеристикам организации людьми своего социального и индивидуального опыта в процессе их совместной деятельности, в межличностных отношениях.

Категория образа жизни является интегральной по отношению к таким понятиям, анализирующим социально-экономический про­цесс, как уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, в которых отражены специализированные аспекты социальных отношении. Например, понятие уклад жизни применяется в основном для описания классово-структурных аспектов социальной жиз­ни, характеристик отношений собственности и распределения. Понятие уровень жизни предназначено для выявления количественных характеристик потребления социальных групп и индивидов. Качество жизни — для описания экологических и социокультурных параметров общества.

Сопряженным с категорией «образ жизни» является понятие «стиль жизни», отражающее индивидуальные особенности субъектов образа жизни, их средство-целевые параметры. Понятие стиль жизни употребляется для анализа творческих, социально-психоло­гических и психологических качеств жизненного процесса в его исторической динамике.

Социальное значение научно-технической революции

Важным фактором, воздействующим на содержание и характер условий и форм жизнедеятельности общества и личности, является научно-техническая революция.

Научно-техническая революция — это качественное изменение в развитии современных производительных сил, характеризуемое превращением науки в непосредственную производительную силу, внедрением автоматического управления и изменением технологии производства. Она ведет к перестройке всего материально-техниче­ского базиса общества, начиная с использования материалов и энер­гетических процессов и кончая системой машин, формами организа­ции и управления, местом и ролью человека в процессе производ­ства, и на основе этого — к слиянию в единую систему важнейших форм и средств человеческой деятельности: науки, техники, произ­водства, управления.

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техни­ка — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до уровня элементов, пассивно воспринимающих им­пульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой развития науки. Рево­люционизирующая роль науки по отношению к производству нахо­дит свое выражение в том, что она открывает новые виды явлений и процессов, результаты научных исследований способствуют воз­никновению принципиально новых отраслей производства и т. д.

Научно-техническая революция имеет не только экономическое, но и большое социальное значение. Исследование закономерностей гармонического сочетания научно-технической революции и соци­ального процесса, форм и механизмов наиболее эффективного соеди­нения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма — важнейшие задачи социологической науки в СССР. В условиях социализма научно-техническая революция умно­жает благосостояние всего общества и каждого отдельного человека, создает необходимые материальные предпосылки для все более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех трудящихся, облегчает труд и повышает его производитель­ность, обеспечивает сокращение рабочего и увеличение свободного времени, способствует формированию всесторонне развитой личности.

Однако огромный социальный потенциал научно-технической революции реализуется не сам по себе, а посредством деятельности людей. Подход к научно-технической революции только как к средству решения технико-экономических проблем, забвение и исключение, из системы планирования ее социальных и социально-психологических аспектов могут существенно, тормозить (или стабилизировать) социальное развитие общества.

Решение задачи гармоничного сочетания научно-технической революции и социального прогресса требует совместной работы ученых как технического, так и социального профиля, планирования не только экономических, но и социальных последствий развития науки и техники.

Рассматривая науку и технику как важнейшее средство решения экономических и социальных задач коммунистического строительства в СССР, Коммунистическая партия Советского Союза разработала комплексную программу научного и технического прогресса. Известная роль в реализации этой программы отводится социальной науке.








Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 752;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.054 сек.