Политико-правовые взгляды либералов (Муромцев, Чичерин)
Чичерин Б.Н. – создатель 5-титомного курса Истории политических учений. Ч. считали единственным теоретиком либерализма. Либеральное направление зародилось давно. Оно отстаивает свободу. Ч. заявлял, свобода представляется в 3-х ступенях:
3. внешняя – олицетворяется правом;
4. внутренняя – характеризуется нравственностью;
5. общественная – объективируется в семье, церкви, обществе, государстве.
Либерализм бывает 3-х видов: уличный (всех своих противников считает подлизами), оппозиционный (пёстрая смесь типов), охранительный (подлинный).
Сущность его в примирении начала свободы с началом власти. Свобода не в одном лишь приобретении, расширении прав.
Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право – совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе судебного правотворчества.
3. Политико-правовое учение Соловьёва
Соловьёв В.С. (1853-1900). Политическая организация – это благо, необходимое для жизни. В государстве должно быть христианство, и осуществлять политику надо по-христиански. Христианское государство призвано осуществлять духовное развитие, улучшать условия существования, содействовать свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носителями христианской истины. Государство призвано создавать внешние условия для достойного существования на основе связи государства с церковью, которая выражается в постоянном согласии их высших представителей.
Носитель свободы – человек. Свобода не может принадлежать толпе, быть атрибутом демократии. Настоящая свобода должна быть заслужена внутренним подвигом человека. Право свободы должно быть основано на самом человеческом существе и должно быть осуществлено государством. Право является низшим пределом или минимумом нравственности, равно для всех обязательным.
Естественное право – это идея права. Положительное и естественное право – 2 различных точки зрения на один предмет. Естественное право воплощает рациональную сущность права, а положительное осуществляет историческую явленность права, следовательно это право находится в зависимости от состояния нравственного сознания в этом обществе и других условий. Эти условия предопределяют особенности постоянного дополнения естественного права. Естественное право – это свобода и равенство, т.е. оно и являет собой аллегорическую форму права – общественное благо. Право стремится осуществить справедливость. Стремление это – общая тенденция. Положительное право лишь воплощает и реализует в конкретные формы эту тенденцию. Право как справедливость пребывает в таком соотношении с христианской моралью, как государство и церковь. Любовь – нравственный принцип церкви. Справедливость – нравственный принцип государства. Право предполагает принудительное требование государства к реализации минимального добра. Право является исторически подвижным, определением необходимого равновесия 2-х нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 983;