Кинестетический транс
Ритм и следование ему позволяют человеку войти в кинестетический транс. Транс – это измененное состояние сознания, характеризующееся фиксацией внимания внутри себя.
Именно в трансе подсознание человека может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой он нуждается, чтобы приспособиться к действительности, столь быстро меняющейся в настоящее время. В современном индустриальном мире человек утратил многие ритуалы более примитивных обществ, в результате которых у людей наступало состояние транса, – это церемонии с пением, танцами и мифологическими действами. Вновь обретая способность входить в состояние транса, человек становится достаточно гибким для того, чтобы измениться и по‑новому приспособиться к жизни. Входя в состояние транса, человек присоединяется к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. Одной из целей наведения транса является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы достижения, что, в свою очередь, позволило бы ему по‑новому направить свою жизнь, чтобы самореализоваться в мире дезорганизации и стресса (Юдин, 1998).
Происходящее в трансе можно описать с помощью механизма расфокусировки, которая имеет свои особенности на каждом этапе. Расфокусировку можно понимать как изменение соотношений фигуры и фона, как рассредоточение и расширение объема внимания, позволяющие человеку обнаружить на периферии своего сознания вместо одного – предзаданного – целый спектр возможных вариантов решения проблемы.
Существуют разные виды расфокусировки. Визуальная расфокусировка: человек может видеть перед собой большой объем пространства, он не сосредоточен на чем‑то одном. Дыхательная расфокусировка: человек переходит от напряженного, зажатого дыхания, когда используется ограниченный объем дыхательной поверхности (при этом плечи прижаты, сжаты ребра, диафрагма движется мало, что соответствует состоянию напряженности и тревоги), к медленному и спокойному глубокому дыханию, которое захватывает живот и часть легких, находящуюся в области ключиц. В центре внимания ритмодвигатель‑ной терапии находится расфокусировка мышечная. Возможность отпустить себя, снять с себя панцирь, обратить внимание на обычно мало замечаемые периферийные части тела – мышцы спины, живота, боков, бедер – вызывает, как правило, ощущение более мягкого, спокойного, расслабленного тела. Это ощущение автоматически приводит к успокоению дыхания, к изменению движения глаз, которые из схватывающих, перебегающих, тревожных становятся плавающими и спокойными, расфокусированными, что также освобождает от эмоциональных и психических напряжений (Кроль, 1998).
Что касается ассоциативного поля, можно сказать, что, вызывая у человека возможность свободно обращаться к периферийным ассоциативным образам и идеям и опираться на случайные точки в этом интеллектуальном образном пространстве, мы достигаем психической расфокусировки. Высшей точкой психической расфокусировки является преобразование стереотипного самовосприятия. Человек идентифицирует себя с теми или иными параметрами (с социальным успехом, своей внешностью, возрастом), и этот набор актуальных в данный момент для человека «кто я» тоже является в той или иной мере фиксированным. Возможность дать человеку ощутить, что у него в воображении и восприятии реально существуют еще и другие «кто я», другие параметры, на которые он может опираться, часто снимает эту проблему фиксированности на достаточно узком наборе идентификационных признаков и напряженности.
Фиксированный на проблеме клиент приходит к ведущему с одним желанием – говорить только об этой проблеме. Понятие расфокусировки объясняет, почему РДТ, занимаясь вроде бы далекими от предъявляемой жалобы вещами, все равно занимается волнующей клиента проблемой. Чтобы человек нашел нетривиальное решение проблемы, он должен получить возможность иначе видеть, иначе слышать, иначе шевелить плечами, иначе дышать. И для реализации этого он должен освободиться от точки фиксации. Тем самым мистическая привязанность к «колышку» проблемы, выраженная в манере говорить, в способе держать плечи, смотреть на собеседника, ругать себя, засыпать с какой‑то привычной мыслью и просыпаться с привычным настроением, – все эти фиксационные точки, аналогичные проблеме‑фиксации, могут стать не столь жесткими и не столь важными для человека. Поэтому обесценивание проблемы и обращение внимания на «фон» дает возможность изменить масштаб, переместиться от сфокусированности на проблеме в ту область, где лежат иные возможности для решения проблемы. Именно в этой области человек получает целый ряд ответов, которые содержат главный интересующий его ответ. Он получает ответ тогда, когда забывает про свой вопрос. И забывание вопроса – это уже конечный результат, доказательство того, что ситуация разрешается (Кроль 1998).
Кинестетический транс хорош тем, что – даже без индукции, без вербальных вмешательств – он терапевтичен сам по себе. Кинестетическая модальность (система восприятия мира) онтогенетически более древняя, нежели аудиальная и визуальная. Следовательно, добираться до корня всех проблем эффективнее через кинестетику. Для более эффективного достижения кинестетического транса в дополнение к двигательной составляющей можно использовать метод произнесения настроев и заговоров. Возьмем в качестве примера следующий старинный текст. Как правило, текст настроя (заговора) составляется либо под определенный вид деятельности, либо под понятийный уровень практикующего (Воронов, 1999):
Как подобаэт живою воде,
Многиа страхи, изыдьте от мне, –
Знаменье веры готов Я принять,
Ворогов всех, окрестив, наказать!
Для современного человека можно предложить такой «символический» настрой:
Многие были,
И многих уж нет:
Мне улыбнется
Победы рассвет!
Воздействие настроя, навеянного подобными рифмами, начинает сказываться через 3–4 минуты и продолжается не меньше минуты после проговаривания.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 807;