СОВЕТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ
1. Новое советское " право ": основные направления интерпретаций
В условиях диктатуры пролетариата в общем русле марксистско-ленинского подхода к праву стали постепенно складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права. При всех своих внешних различиях эти концепции были внутренне едины в своем отрицании права, его объективной природы и смысла, в оправдании диктатуры и его приказных норм. Под видом отрицания буржуазного права все они вместе и каждая по-своему отвергают суть и смысл права вообще, права как права, а за качественно новое "право" выдают антиправовые установления пролетарско-коммунистической диктатуры, антиправовое законодательство новой партийно-политической власти.
Так, уже в первые послереволюционные годы многие марксистские авторы (П.И. Стучка, Д.И. Курский, М. Ю. Козловский, Н. В. Крыленко и др.) стали трактовать большевистские декреты как "пролетарское право". "Переходный строй от капитализма к социализму, переживаемый впервые на земном шаре после Октябрьской революции в России, - писал М. Ю. Козловский,- творит в процессе социалистической революции особое, невиданное нигде право, право не в подлинном его смысле (системы угнетения большинства меньшинством), а право пролетарское, которое все же право, в смысле средства подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами" [ Козловский М. Пролетарская революция и уголовное право. // Пролетарская революция и право, 1918, 1. С.24. ].
Хотя концепция "пролетарского права"по своему смыслу явно противоречила марксистскому прогнозу об остаточном буржуазном праве при социализме, однако марксистские теоретики всячески замалчивали это принципиальное обстоятельство и акцентировали внимание на единстве пролетарского классового подхода к праву и государству, присущем и марксистской доктрине, и советской теории права и государства.
В условиях диктатуры пролетариата, подчеркивал Д. И. Курский,действует "пролетарское коммунистическое право", и здесь нет места для "норм вроде Habeas Corpus", для признания и защиты прав и свобод индивида [ Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М., 1948. С. 41, 56.].
Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П. И. Стучка.Основными началами такого нового, революционно-марксистского правопонимания, согласно Стучке, являются: 1) классовый характер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей). При этом советское право он характеризовал как "пролетарское право" [ Стучка П. И . Мой путь и мои ошибки // Советское государство и революция права, 1931, 5-6. С. 70.].
Представления о классовом характере права нашли свое отражение в общем определении права, данном в официальном акте НКЮ РСФСР (декабрь 1919 г.) "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР" [См.: СУ РСФСР. 1919. 66. Ст. 590. Первоначальный проект документа был подготовлен М. Ю. Козловским, доработка его шла при активном участии и под руководством П. И. Стучки.]. Позднее Стучка писал об этом: "Когда перед нами, в коллегии Наркомюста... предстала необходимость формулировать свое, так сказать, "советское понимание права", мы остановились на следующей формуле: "Право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т.е. этого класса )" [ Стучка П. И . Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 58.].
С этих пролетарских позиций даже советский Гражданский кодекс периода нэпа Стучка критиковал как "буржуазный кодекс". "Наш кодекс, - пояснял он, - наоборот, должен ясно и открыто показать, что и гражданский кодекс в целом подчинен социалистической плановости рабочего класса" [Там же. С. 593.].
Эта идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распространение и по сути дела отражала внутреннюю, принципиальную несовместимость права и социализма, невозможность юридизации социализма и социализации права.
По-другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е.Б. Пашуканисаи прежде всего в его книге 1924 г. "Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий". Право, по Пашуканису, - это буржуазное явление, и после буржуазного права невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал возможность "пролетарского права".
В силу негативного отношения ко всякому праву теория права для Пашуканиса - это марксистская критика основных юридических понятий как мистификаций буржуазной идеологии.Сближая форму права и форму товара, он генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой. Иногда ее именовали и "трудовой теорией" права (Стучка и др.), с чем сам Пашуканис был в принципе согласен, поскольку в его концепции "категории трудовой стоимости соответствует категория юридического субъекта" [См.: Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 187-188.].
В подходе Пашуканиса, как и в марксистско-ленинском учении в целом, принципиальное отрицание права сочетается с отрицанием государства как правового явлениячастнособственнического строя.
В середине 30-х годов Пашуканисом была выдвинута концепция т.н. "социалистического права".С учетом партийных положений о том, что в стране в основном построено "бесклассовое социалистическое общество", он стал говорить о необходимости развертывания "исследований социалистического государства, о роли социалистического советского права" [ Пашуканис Е. Государство и право при социализме // Советское государство. 1936. 3. С. 4.].
Концепция "социалистического права", воспринятая в дальнейшем всеми советскими авторами, была в условиях победы социализма естественным продолжением иллюзий о наличии какого-то небуржуазного, послереволюционного, качественно нового (пролетарского, советского) права.
С позиций психологической теории права классовую концепцию права развивал М.А. Рейснер.Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Петражицкий [См., в частности: Рейснер М. А. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. Спб. 1908; Он же . Государство. Спб. 1911 (2-е изд. 1918); Он же. Основы Советской Конституции. М., 1918; Он же . Государство буржуазии и РСФСР. М., 1923; Он же . Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925 (в дальнейшем цитировании - просто "Право").].
Всякое так называемое "общее" право (общий правопорядок) - как при капитализме, так и после победы пролетарской революции - представляет собой, по Рейснеру, компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. "Ибо, - замечает он, - одинаково и буржуазное государство и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право пролетарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, "права" у нас нет - это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеем грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющего порядочным количеством имений в виде советских хозяйств" [Рейснер М.А. Право. С. 198.]. Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопорядке занимает право буржуазии, а в советском правопорядке - пролетарское право.
Вся история права - это, по Рейснеру, "история его угасания" [Там же. С. 274.]. При коммунизме оно угаснет навсегда.
Такое классовое перетолкование интуитивного права фактически отвергает основание и суть психологического правопонимания вообще - индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями и т.д. И на примере рейснеровской концепции классовости права хорошо видно, как классовость убивает право.
Проблемам построения марксистской теории права в 20-е годы был посвящен также ряд публикаций И. Разумовского[См.: Разумовский И. Понятие права у Маркса и Энгельса //Под знаменем марксизма. 1923. 2-3; Он же. Проблемы марксистской теории права. М., 1925.]. Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право, по Разумовскому, - это форма общественного сознания.
Отмирание "буржуазного права", по Разумовскому, будет означать "смерть права как идеологии" и переход в коммунистическом обществе "к сознательно регулируемой и сознающей характер своей связи с материальными условиями производства системе общественного поведения" [ Разумовский И. Проблемы марксистской теории права. С. 23.].
Диктатуру пролетариата как "правовое государство" и советскую концепцию октроированных прав в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие соображения: "подчиненность всех органов государственной власти велению закона, т.е. праву, носит название "правового режима", а само государство, проводящее правовой режим, называется "правовым государством"; "советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима" [ Малицкий А . Советская Конституция. Харьков, 1924 (2-е изд., 1925). С. 27, 28.].
При этом Малицкий под правом имел в виду установления диктатуры пролетариата.
Подход Малицкого, представлявший собой причудливую смесь советско-апологетического рвения и буржуазной экзотики, был подвергнут критике его более осмотрительными коллегами.
Под воздействием партийно-политических решений и установок конца 20-х - начала 30-х годов о нэпе, коллективизации, темпах индустриализации, борьбе против различных "уклонов" и т.д. представители различных направлений советской правовой идеологии вносили существенные изменения и коррективы в свои подходы и в целом были заняты поисками некоей единой правильной позиции и линии в вопросах правопонимания - по аналогии с "генеральной линией" партии.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1410;