Биологические и биосоциальные теории причин преступности
Основоположником биологического направления криминологии является итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, который в своей работе "Преступный человек" (1876 г.) изложил основные постулаты своего учения. Он разработал теорию прирожденного преступника, объявив преступление естественным явлением. Ч. Ломброзо утверждал, что преступниками рождаются, а потому они обладают вполне определенными анатомическими и психофизиологическими признаками.
Несмотря на опровержения этой теории еще при жизни Ломброзо, ее с некоторыми изменениями продолжали развивать: в Италии - Р. Гаро-фало, Э. Ферри, Д. ди Туллио, в Германии - Э. Кречмер, В. Зауер, в США - Э. Хутон, У. Шелдон и другие биокриминологи. Современные биокриминологи обосновывают свои позиции, опираясь на последние достижения естественных наук. Наследственная теория в современном осмыслении распадается на несколько разновидностей: семейная предрасположенность, близнецовая, хромосомная, эндокринная и др. в Свои выводы представители этих теорий делают на результатах изучения родословной преступников, функционирования желез внутренней секреции, сопоставления поведения близнецов и выявления хромосомных отклонений у преступников и непреступников. Бесспорных связей между преступностью и биологией человека не установлено. Ни в отдельных странах, ни в мире в целом биологические теории причин преступности не находят серьезной поддержки.
Биосоциальные теории
Фрейдистские теории приобрели распространение в начале XX в. Свое название они получили от родоначальника — австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В работах "Психопатология обыденной жизни", "Основные психологические теории в психоанализе" он утверждал, что объяснение человеческого, в том числе и преступного, поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве. Борьбу подсознательных половых влечений (libido), а также инстинктов агрессии и страха с сознанием человека, моральными и правовыми требованиями Фрейд назвал по имени мифических лиц — "комплекс Эдипа", "комплекс Герострата", "комплекс Электры".
Неудовлетворенные влечения, по Фрейду, вытесняются из сознания в область бессознательного и продолжают оказывать решающее влияние на поведение человека.
Современные психоаналитики дополнительно связывают внутренние конфликты личности с высокими темпами жизни, с нервно-психическими перегрузками, с "гнетом машин", что, по их мнению, приводит к психопатизации, невротизации населения, росту преступности и психических заболеваний.
Теория конституционального предрасположения была предложена в 20-х годах немецким профессором медицины Э. Кречмером ("Строение тела и характер"). Он утверждал, что имеется прямая связь между строением тела, характером и поведением человека. Поэтому поведение индивида, как правомерное, так и преступное, определяется различными типами его физической конституции, которым свойственны определенные характерологические признаки и виды поведения.
Согласно учению Кречмера, определенному типу строения человеческого тела и характера соответствует и особый вид преступного поведения. Его последователями были американские криминологи У. Шелдон, Э. Хутон и др. В настоящее время эта теория не находит какого-либо продолжения.
Теория опасного состояния была разработана итальянским криминологом Р. Гарофало в книге "Критерии опасного состояния" (1880 г.). Опасное состояние понимается как внутренне присущая человеку склонность к совершению преступления, на основании которой к нему следует применять превентивные меры наказания.
Современным продолжением теории Гарофало является клиническое направление, разработанное Ж. Пинателем, Д. Сабо, Дж. Канепой и др., которые в 1975 г. в Генуе открыли международный научный центр клинической криминологии, и провели несколько международных семинаров по сравнительной клинической криминологии. Представители этой теории выработали клинические методы диагностики и прогнозирования опасного состояния, на основании которых они предлагают отказаться от правовых средств обращения с преступниками.
Основные положения данного направления сводятся к отказу от принципов уголовной ответственности, предоставлению клиницисту решающей роли при назначении наказания, расширению системы неопределенных приговоров, стиранию граней между тюрьмой и психиатрической лечебницей, то есть к применению превентивных мер безопасности к лицам, которые представляют потенциальную опасность для общества.
5 Современные социологические теории борьбы с преступностью: теория социальной дезорганизации, теория стратификации
Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормальна же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.
Теория Дюркгейма получила известное распространение, в особенности в США. Так, американский социолог Мертон объясняет аномию (в буквальном переводе — «безнормативность») современного общества противоречием между целями, которые ставят перед собой различные социальные группы (профессиональные, национальные, семейные и т.д.) или которые ставят перед ними жизнь, и средствами, употребляемыми для достижения этих целей.
Случай, когда всё внимание уделяется достижению цели , а характер избираемых средств полностью игнорируется, является центральным объектом анализа в концепции Мертона, так как в результате стремления добиться цели любой ценой,не считаясь со средствами, интеграция общества ослабевает и развивается аномия.
Вывод Мертона таков: антисоциальное (и преступное) поведение ощутимо возрастает, если в обществе (любом!) превыше всего превозносятся определённые символы успеха, якобы общие для населения в целом,в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам за овладения этими символами для значительной части этого населения.
Требования культуры поведения, предъявляемые к лицу в подобном случае, несовместимы. С одной стороны, от него требуют, чтобы оно ориентировало своё поведение в направлении,сделать это установыленным, законным способом.
С другой стороны, члены таких групп общества (любого!) подвергаются серьёзному давлению, принуждающему их отвергнуть законные средства достижения превозносимого успеха,которые бесполезны для них, и пытаться достичь успеха путём применения о незаконных средств.
Подобный порядок с неизбежностью ведёт к распаду связей. В этих условиях люди перестают видеть в окружающих также людей, достойных человеческого отношения, и низводят их на уровень бездушных средств, подлежащих использованию на пути к собственной цели. Это ведёт к культурному хаосу, аномии, войне всех против всех.
Более современным вариантом изложения теории социальной дезорганизации, объясняющей причины преступности, может служить книга американского криминолога Шура «Наше преступное общество (социальные и правовые источники преступности в Америке)». Если Мертон делает упор на социально-культурные противоречия, то Шур пишет также о противоречиях в области уголовного законодательства, юстиции, полиции, внешней политики и социального неравенства.
Концепция стратификации появилась под влиянием социологии. Общество складывается не только из классов, но и из многих других социальных групп, образующихся на различной основе (профессиональной, национальной, возрастной, идейной). Между этими группами (стратами) существуют противоречия и возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона. Частным случаем является конфликт культур, особенно заметный на примере мигрантов. Видным представителем теории конфликта культур является Т. Селин.
6 Современные социологические теории борьбы с преступностью: теория субкультуры, теория стигмации
Теория субкультуры. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации. Не случайно Программы санации трущоб в разных районах мира показали, что одно только улучшение жилищных условий и сокращение нищеты не снижает делинквентности. Трущоба — это своего рода некая форма жизни. Жители трущоб не проявляют интереса к своим жилищам, равно как и к воспитанию детей. Они не доверяют полиции и считают, что у «бедных людей» есть право на воровство. И поэтому одного только улучшения их социально-экономического положения недостаточно, чтобы добиться их отказа от этого образа жизни. Последователи американского социолога Мертона связали его общую теорию девиаций с идеей Сазерленда о дифференцированной ассоциации. Ричард А.Кловард и Ллойд Е.Олин провели исследование в юношеских преступных группировках США. По их мнению, подобные группировки формируются обычно в субкультурных сообществах (например, в негритянских гетто или латиноамериканских кварталах), где шансы на легальное достижение успеха малы, – таких, например, как сообщества этнических меньшинств. Члены подобных группировок принимают желательность некоторых показателей материального успеха, однако их ценности фильтруются в местных субкультурах. В криминальных районах субкультура преступных группировок помогает индивиду пройти путь от детской кражи до взрослой преступной жизни. В районах, не охваченных организованной преступностью, правонарушения, совершаемые группировками, принимают форму драк и вандализма, так как возможность стать частью криминальной структуры для членов группировок практически отсутствует. Те, кто не в состоянии взаимодействовать ни с легальным социальным порядком, ни с преступными групповыми субкультурами, находят альтернативу реальности в употреблении наркотиков.
Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.
Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.
Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.
Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный закон? Почему есть преступники, которые никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 7486;