Лабораторный экспермент.
Несмотря на большую схожесть поведения удачливых управленцев, исследования также выявляют различия в том, как ведут себя мужчины и женщины, занимающие руководящие должности. Многие специалисты, изучающие лидерство, считают, то эти различия очень важны для эффективного функционирования организации, Роузнер (Rosener, 1990, 1995) указывает, что женщины более склонны прибегать к интерактивному лидерству, побуждать подчиненных к участию, делиться властью и информацией, добиваться, чтобы другие выше ценили себя и испытывали радость от своей работы. Этот иной стиль руководства, утверждает она, скорее окажется эффективным в современных организациях, в которых отдается все большее предпочтение коллективной работе и росту подчиненных перед традиционными авторитарными методами.
Мнение Роузнер в определенной мере подтверждается одним интересным исследованием манеры поведения лидеров, занимающих самые высокие посты. Эдлер (Adler, 1996) обнаружил, что женщины, стоящие во главе различных стран мира, стремится свести к минимуму иерархию, использовать внутренние процессы с целью достижения консенсуса и делают акцент на создании единой команды. Но даже в рутинной, повседневной деятельности на менее высоком уровне женщины-руководители часто ведут себя иначе и проявляют большее терпение к различным помехам и неделовой активности, чем мужчины. Принимая на себя роль лидера, они чаще используют интерактивный процесс, а не одностороннюю передачу какой-то точки зрения (Helgesen, 1990).
Возможно, женщины чаще, чем мужчины, обладают талантом осуществлять руководство, и стиль их лидерства подходит для некоторых ситуаций лучше, чем традиционные альтернативные методы, но часто бывает трудно доказать его эффективность. Как было замечено, многие люди, возможно большинство, всегда ожидают, что их лидеры будут вести себя в такой манере, которая является типично мускулинной. К сожалению, те же самые люди, скорее всего, невысоко оценят женщину, которая попытается руководить в этом маскулинном стиле (например, Eagly, Makhijani & Klonsky, 1992).
И мужчины и женщины часто реагируют негативно, когда женщины пытаются вести разговор в наступательной манере или демонстрируют высоту своего положения. Однако именно такого поведения ожидают от людей, которые должны убедить или повлиять на кого-то (Adler, 1993). Рейджинс (Ragins (1989, 1991) считает, что все дело в обладании властью, а не в половой принадлежности. Эффективность действий управленцев мужчин и женщин, обладающих одинаковой властью, оценивается их подчиненными одинаково; однако в большинстве организаций мужчины имеют намного больший доступ к властным должностям, в то время как «для женщин путь во власть напоминает полосу препятствий» (Ragins & Sundstrom, 1989, стр. 51).
Подводя итог, можно сказать: не должны вызывать удивление данные исследований, показывающие, что женщины и мужчины, успешно управляющие производством, ведут себя очень схожим образом. Наше общество ценит одни модели поведения своих лидеров больше, чем другие, и эти модели поведения почти единодушно связывают с маскулинностью. Чтобы занять высшие посты в большинстве организаций, человек (мужчина или женщина) должен вести себя в соответствии с этими ценностями, тем самым увековечивая этот стиль.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 626;