Николай Александрович Бердяев
(1874-1948 гг.) религиозный философ
· Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай.
· Античная трагедия есть трагедия рока, христианская же трагедия есть трагедия свободы.
· Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
· Буддизм есть по-своему великое учение о спасении от мук и страдания без Спасителя.
· Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.
· Власть авторитета предполагает свободу в его признании.
· Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью. Можно было бы сказать, что неверующие больше облегчили себе жизнь, чем верующие.
· Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге.
· Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
· Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.
· Догматизм есть цельность духа; творящий всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
· Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа.
· Знание принудительно, вера свободна.
· Индивидуализм всегда убивает личность и индивидуальность.
· Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом.
· Культура родилась из культа.
· Миф о грехопадении есть миф о величии человека.
· Науки нет, есть только науки.
· Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь. Могут по-своему спастись невежды, дураки и даже идиоты, но позволительно усомниться, чтобы в замысел Царства Божьего входило население его исключительно невеждами, дураками и идиотами. Апостол рекомендует нам быть младенцами по сердцу, а не по уму.
· Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества.
· Основная мысль человека есть мысль о Боге. Основная мысль Бога есть мысль о человеке.
· Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества.
· Почитание святых заслонило богообщение. Святой больше, чем человек, поклоняющийся же святому меньше, чем человек. Где же человек?
· Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.
· Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.
· С трагедией мира можно примириться только потому, что есть страдание Бога. Бог разделяет судьбу своего творения.
· Самые самолюбивые люди – это люди, не любящие себя.
· Свобода есть право на неравенство.
· Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный.
· Считать себя страшным грешником такое же самомнение, как и считать себя святым.
· Трудно понять и принять психологию благочестивых христиан, которые спокойно мирятся с тем, что окружающие их люди, иногда даже близкие им люди, будут в аду. Нельзя примириться с тем, что человек, с которым я пью чай, обречен на вечные адские муки. Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: Каин, где брат твой Авель? Оно кончится другим Божьим вопросом: Авель, где брат твой Каин?
· Угнетенные никогда не могут господствовать, ибо в момент господства они становятся угнетателями.
· Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос: как избежать окончательного их осуществления?
· Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.
· Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перестраивать.
· Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
· Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда.
· Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самым фактом существования зла.
· Знание – принудительно, вера – свободна.
· Христос был не основателем религии, а религией.
· Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению.
· Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.
· Психоанализ есть психология без души.
· Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.
· Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.
· В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!
· Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности…
· Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
· Конфликт жалости и свободы… Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности… Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех… Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминают об этом свободе.
· Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.
· В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека. Только наша эпоха допустила разоблачение жизни пола. И человек оказался разложенным на части. Таков Фрейд и психоанализ, таков современный роман. В этом – бесстыдство современной эпохи, но также и большое обогащение знаний о человеке.
· Есть несоизмеримость между женской и мужской любовью, несоизмеримость требований и ожиданий. Мужская любовь частичка, она не захватывает всего существа. Женская любовь более целостна. Женщина делается одержимой. В этом смертельная опасность женской любви. В женской любви есть магия, но она деспотична. И всегда есть несоответствие с идеальным женским образом.
· Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться… Когда речь идет о любви между двумя, то всякий третий лишний… Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности. Мир не должен бы знать, что два существа любят друг друга. В институте брака есть бесстыдство обнаружения для общества того, что должно было бы быть скрыто, охранено от посторонних взоров… Брак, на котором основана семья, есть очень сомнительное таинство.
· Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать… Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию.
· У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.
· Любви присущ глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью… Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы, при более глубоком взгляде на жизнь, говорить о трагизме любви и печали любви… Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд. Бывает иногда сравнительно счастливая семейная жизнь, но это счастливая обыденность.
· Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия.
· Не только творческая мысль, но и творческая страсть, страстная воля и страстное чувство должны расковать затверделое сознание и расплавить представший этому сознанию объективный мир.
· Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.
· Народу кажется, что он свободен в революциях, это страшный самообман. Он – раб темных стихий… В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы… Революция… случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.
· Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе.
· Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.
· Глубже она идти не может. Само содержание народной воли не интересует демократический принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла, и демократический принцип ничего не может возразить против этого.
· Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
· Самодержавие народа – самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) –
писатель, общественный деятель, академик АН СССР
· Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
· Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.
· Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.
· Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
· Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
· Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.
· Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть.
· Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.
· Старайся исполнить свой долг – и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.
· О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство – прохвосты.
· Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг.
· Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
· Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка.
· Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
· Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений.
· Знание – орудие, а не цель.
· Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться таз того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет, как вода переливается… из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа.
· Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо – худой разум.
· Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
· Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим.
· Когда бывает, что думал и забыл о чем думал, но помнишь и знаешь, какого характера были мысли: грустные, унылые, тяжелые, веселые, бодрые, помнишь даже ход: сначала шло грустно, а потом успокоилось и т. п., когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка.
· …в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель – активен, мужественен, он знает – «для чего», он видит цель и ставит вехи. Художник – эмоционален, женственен, он весь в том – «как» сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, – иначе он растечется,
· Как происходит совершенствование знаний, т. е. более, истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.
· Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.
· Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
[1]Составлено по: Зайончковский А.М. Указ. соч. С.346.
[2]Составлено по: Волков С.В. Трагедия русского офицерства. Б/м., 1999. С.6.
[3]Вольноопределяющийся – лицо с правами на производство в офицеры по гражданскому образованию (прим. авт).
[4]Составлено по: Оликов, С. Дезертирство в Красной армии и борьба с ним / С. Оликов. – М., 1926. – С. 30-31.
[5]Таблица составлена по материалам доклада заместителя военной коллегии Верховного трибунала ВЦИК Н. Сорокина и заведующего учетно-статистической частью Трибунала ВЦИК М. Строговича на имя председателя РВС Республики Л.Д. Троцкого (РГВА. Ф.33987. Оп.2. Д.41. Л.141, 179).
[6] Более подробно см.: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=9010719&prevDoc=747400021
[7]Более подробно см.: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
[8] Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Ред.-сост. Ю.Г. Фельштинский. London, 1992. С. 9-11.
[9] Устав уголовного судопроизводства (1914) был последним российским уголовно-процессуальным кодексом до Октябрьского переворота 1917 г. Он являлся систематизированным сборником правовых норм, регулировавших деятельность судебно-следственных органов (Там же. С. 455).
[10] Управление полиции Особого совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, образованное в феврале 1919 г., возглавлял либерал, член Национального Центра В.Н. Челищев (Там же).
[11] Военное управление Особого Совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России было образовано в феврале 1919 г. Начальником его был генерал А.С. Лукомский, не принадлежавший к политическим партиям и стоявший на правах позициях (Там же).
[12] Военно-судебная часть входила в состав управления юстиции Особого совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России (Там же. С. 456).
[13] Управление внутренних дел функционировало в составе Особого Совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России согласно положению от 2 февраля 1919 г. Начальником управления был член Национального Центра Н.Н. Чебышев (Там же).
[14] Управление Иностранных дел в составе Особого совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России возглавлял беспартийный правый деятель А.А. Нератов (Там же).
[15] Отдел пропаганды в составе Особого совещания при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России возглавлял кадет К.Н. Соколов (Там же).
[16] При А.И, Деникине функционировали миссии Великобритании (глава генерал Холман) и Франции со своими штабами. Миссии координировали помощь деникинской армии (винтовки, пушки, 30 танков, амуниция). Несколько сот британских офицеров выполняли обязанности советников, инструкторов и снабженцев (Там же).
[17] Красный террор в годы гражданской войны… С. 12-13.
[18]Здесь и далее курсивом приводится слово, которое в учебном пособии объясняется ниже (авт.).
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 875;