По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенси­онные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных.

По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в те­чение которого они могут существовать, их можно разграничить на действу­ющие неопределенное время и в течение определенного срока. К первым принадлежат отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости, за выслугу лет, по инвалидности, если инвалидность установлена бессроч­но, а также по случаю потери кормильца, если член семьи, на которого пен­сия назначена, достиг общего пенсионного возраста либо признан инвали­дом без последующего переосвидетельствования. В этих случаях прекраще­ние пенсионного правоотношения может быть вызвано лишь таким событием, как смерть получателя пенсии, либо отказом от получения пенсии.

Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен законо­дателем путем указания конкретного срока (например, пенсия по случаю потери кормильца на детей выплачивается до достижения детьми 18 лет, а получающим профессиональное образование - до 23 лет) или связан с ут­ратой конкретных юридических фактов, которыми обусловлено право на пенсионное обеспечение (например, восстановление трудоспособности гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности на определенный срок, и т.д.).

Рассмотренные выше основания для классификации пенсионных пра­воотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений.

Субъекты пенсионных правоотношений - это граждане и органы, ко­торые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъек­тивных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридичес­ким свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (т.е. обладает дееспособностью).

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей граждан­ской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциаль­ных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как ра­ботникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором – социальной. В первом случае необходи­мой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пен­сионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пен­сионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по вре­мени их возникновения, т.е. с 14 лет, но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть учас­тником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязатель­ному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 14 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу трудовой пенсии и самостоятель­но реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятель­ность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудо­вой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.

По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной право­способности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии[85]; другие отождествляли ее с общегражданской пра­воспособностью[86]; третьи связывали пенсионную правоспособность с об­щественно полезной деятельностью[87]. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало только трудовое пенсионное обеспечение, поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности.

Сейчас специальная пенсионная правосубъектность – это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участни­ком пенсионного правоотношения.Специальная пенсионная правосубъект­ность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, кото­рое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обес­печиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом. Для возникновения пен­сионной правоспособности в данном случае не требуется, чтобы лицо от­носилось к числу застрахованных. Правоспособность в данном случае воз­никает одновременно с гражданской, т.е. с момента рождения человека. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участни­ком конкретного пенсионного правоотношения может быть лишь лицо, обладающее пенсионной дееспособностью. До 2002 г. самостоятельно реа­лизовать свое право на социальную пенсию в пенсионном отношении мог только тот гражданин, который достиг 18 лет. До достижения этого возра­ста субъектом правоотношения являлся его законный представитель (ро­дитель, опекун, попечитель). С 2002 г. Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионным фондом РФ от 27 февраля 2002 г., предусмотрено, что в тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершен­нолетним или недееспособным, заявление о назначении пенсии подается его родителем (усыновителем, опекуном, попечителем). В то же время в со­ответствии с Правилами несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе об­ратиться за назначением пенсии самостоятельно. Это означает, что до дос­тижения получателем пенсии 18 лет субъектом пенсионного правоотноше­ния может быть как сам несовершеннолетний, достигший 14 лет, так и его законный представитель. Аналогично решается вопрос и о правосубъект­ности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормиль­ца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном слу­чае пенсионная правосубъектность является общей.

С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотноше­ния могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсион­ной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся оп­ределенным видом профессиональной деятельности.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является орган, осу­ществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система та­ких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц пре­доставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется территориальными органами ПФР. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в струк­туре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей спе­циальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо пере­дачей данной компетенции другим органам (например, от органов социаль­ной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда РФ). Создание в стране единой системы органов, осуществляющих пенсион­ное обеспечение, которые решали бы вопросы как аккумуляции соответ­ствующих средств, расходуемых на пенсионное обеспечение, так и их рас­пределения, - одна из насущных проблем, стоящих перед государством на современном этапе.

Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юри­дических составов. «Каждый юридический факт сложного состава в соот­ветствующих случаях имеет свое определенное юридическое значение, ибо без него не может возникнуть данное правоотношение, но это не означает, что возникновение, изменение и прекращение соответствующего правоот­ношения связывается лишь с частью юридического состава»[88].

Таким образом, для возникновения пенсионного правоотношения все­гда необходим комплекс юридических фактов. Все юридические факты, образующие фактический состав, с формальной точки зрения равнознач­ны, однако в движении правоотношения они выполняют различную роль.

Неодинаковое значение юридических фактов отмечалось многими уче­ными. Е.И.Астрахан выделял в юридическом составе «фактическую осно­ву», к которой относил все юридические факты, кроме волеизъявления гражданина и акта компетентного органа[89]. В.С.Андреев выделял в факти­ческом составе основной юридический факт (собственно юридический факт) - старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет. Специфи­ка этого факта, по его мнению, служит основанием для классификации пенсионных отношений. Все остальные факты он относил к юридически значимым обстоятельствам[90]. М.Л. Захаров предлагает выделять в юриди­ческом составе два элемента – правообразующий и связанный с реализа­цией субъективного права[91].

Анализ юридических фактов позволяет констатировать, что в зависимо­сти от тех правовых последствий, которые с ними связаны, они могут быть классифицированы на следующие группы.

1. Юридические факты, определяющие субъективное право на получение пенсии. Эти факты являются объективным основанием для пенсионного обеспечения. Применительно к пенсии по старости на общих основаниях это достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие стра­хового стажа, а к пенсии в связи с особыми условиями труда – это еще и наличие специального страхового стажа. В пенсионном правоотношении в связи с трудовой пенсией по инвалидности к данной группе юридических фактов относятся такие, как признание гражданина инвалидом и факт тру­довой деятельности, в период которой лицо подлежало социальному стра­хованию. В пенсионном правоотношении в связи с пенсией по случаю по­тери кормильца данная группа юридических фактов существенно усложняется, поскольку одна их часть относится к кормильцу (смерть кормиль­ца, факт трудовой деятельности либо военной службы кормильца), а дру­гая - к членам его семьи (принадлежность к кругу лиц, обеспечиваемых данной пенсией; нетрудоспособность; факт нахождения на иждивении кор­мильца и др.). К юридическим фактам, определяющим субъективное пра­во на пенсию за выслугу лет, относятся два факта - наличие установлен­ной законом продолжительности выслуги лет и оставление, как правило, той работы, в связи с которой данная пенсия назначается; для права на со­циальную пенсию необходим всего лишь один юридический факт - дос­тижение соответствующего возраста или признание инвалидом или ребен­ком-инвалидом, смерть одного или обоих родителей несовершеннолетне­го ребенка.

Ко второй группе юридических фактов в юридическом составе, влеку­щем возникновение пенсионного правоотношения, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты(это пенсионный капитал, из которого должна исчисляться пенсия; наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе и т.д.).

Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения. Она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т.е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии.

Некоторые авторы рассматривали волеизъявление гражданина и реше­ние компетентного органа о назначении пенсии не как элементы юриди­ческого состава, порождающего пенсионное правоотношение, а лишь как этапы в реализации наличных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Такое сужение содержания юридического состава, по мнению В.А. Тарасовой, влечет за собой вывод о возможности автоматичес­кого возникновения пенсионного правоотношения[92]. Волеизъявление граж­данина - это также юридический факт, порождающий не само пенсион­ное правоотношение, а лишь предшествующее ему процедурное отношение, которое направлено на осуществление компетентным органом правопри­менительной деятельности. Результат такой деятельности - решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении. В первом случае реше­ние компетентного органа является одним из правообразующих фактов, не­обходимых для возникновения пенсионного правоотношения, которое, в отличие от процедурного, имеет материальный характер.

Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Однако в этих случаях обычно не требуется сложных юридических составов, достаточно лишь одного-двух юридических фактов (например, увеличения пенсионно­го капитала после назначения пенсии, изменения группы инвалидности, достижения ребенком определенного возраста, восстановления трудоспо­собности и др.).

Юридические факты классифицируются по их связи с индивидуальной волей человека. На основании этого критерия они подразделяются на юри­дические события и юридические действия. К юридическим событиям от­носятся, например, смерть человека, причины смерти; инвалидность и ее причины; достижение определенного возраста; нуждаемость в постороннем уходе и т.д. К юридическим действиям относятся: волеизъявление гражда­нина; требование о выделении доли пенсии по случаю потери кормильца, назначенной семье; отказ от получения назначенной пенсии и др.

В пенсионных правоотношениях, как и в иных правоотношениях по соци­альному обеспечению, преобладают юридические факты-события. В то же время особую группу юридических фактов составляют факты-действия, а точнее, результаты деятельности человека. Это, например, измеряемая во времени трудовая деятельность, т.е. соответствующий общий, специальный страховой стаж.

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца или социальной пенсии[93].

Содержание пенсионных правоотношений - это субъективные права и юри­дические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное по­лучение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законода­тельство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назна­ченной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ по­лучения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия - требовать перерасчета пен­сии в связи с увеличением пенсионного капитала в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой и т.д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть опреде­ленные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для воз­никновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения – органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения – применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т.д.).

 








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 3719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.