Особенности народного Калужского орнамента в украшении утилитарных изделий
Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания – «цветной перевитью». На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки (Строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей. В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышитых фигур, густо перевивается цветными нитками) чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки.
Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнено в основном в середине и конце XIX века. Однако вышивка бытовала у крестьян отдельных районов Калужской области еще довольно долго. Ее можно было видеть на народном костюме жителей некоторых деревень Калужского и Перемышльского районов в 20-х годах нашего столетия. В настоящее время старинные калужские вышивки хранятся в музейных собраниях, а также у некоторых местных жителей. Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров имеется в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 году. Мастерицы этой артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, создают изделия, украшающие наш быт и одежду. Передники, называемые здесь «занавесками», дополняли собой местную одежду, состоящую из белой рубахи с рукавами, покрытыми ткаными узорами, паневы или сарафана косоклинного покроя. Праздничные нарядные передники украшались вышивкой с ткачеством, цветными лентами, кумачом, иногда ситцем с мелким желтым или белым рисунком по красному полю и заканчивались цветным кружевом или бахромой.
Узорные полосы разного рисунка, красиво сменяя друг друга, покрывали передник от верха до низа (он шился с плечиками). В верхней части передника главным украшением были тканые узоры либо розовые тонкие линии, пропущенные по белому холсту в виде многих параллельных полосок либо рельефные тканые узоры насыщенного красного цвета. Такие полосы часто чередовались с полосами закладного тканья, между ними порой протягивались тонкие линии зеленого и синего цвета.
В расположении полос соблюдалась ритмическая последовательность: розовые тканые полоски сгущались книзу, узоры браные постепенно расширялось, усложняясь в рисунке. Ниже тканых полос, среди кумача, красного ситца, зеленых, алых и других более светлых лент располагались обычно две полосы вышивки, исполненные цветной перевитью. Сверху и снизу они окаймлялись узкими полосками, вышитыми также цветной перевитью или росписью («подузоры»). На ярком, насыщенном цветом переднике вышивки выделялись своим четким белым орнаментом.
Декоративные полотенца «рушники», служившие дарами невесты родне жениха на свадьбе и главным украшением избы по большим праздникам, имели те же вышитые узоры, что и передники (Приложение 1 рис.3).
Судя по тем наименованиям, которые даны большинству изображаемых в калужской вышивке мотивов, можно предположить, что орнаментальные формы связывались" мастерицами с реальными явлениями жизни. Отсюда такие названия, как «кавалеры» или «солдатики» для ряда мужских фигур и «куколка» для изображения женщины. Мастерица-вышивальщица, создавая узоры вышивки, давала им свои меткие названия. Так вазон причудливой формы она называла «банкой», стилизованную растительную ветку с ягодками – «виноградом» розетку с узорными очертаниями – «кудрями». Различные птицы именовались уточками, петухами, а самые нарядные, с пышным хвостом-"павами".
Примером отражения в вышивке реальных событий служит сценка, передающая один из эпизодов крестьянской свадьбы: два всадника подвезли приданое невесты (два сундука под ногами коней). Их встречает пляшущая женщина с цветами в руках. К такому же роду вышивок принадлежит узор под названием «На водопой», где всадники едут друг за другом.
Изображение женской фигуры имеет в калужской вышивке свою характерную особенность. Руки женщины согнуты к бокам. Фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд. Однако встречается немало узоров, построенных по старой традиционной схеме, веками бытовавшей в русской, главным образом, в северной вышивке, где женские фигуры часто были центром всего сюжета. К ним были обращены стоящие по бокам фигуры всадников и птиц.
В калужских вышивках нередко встречаются довольно фантастические, вольные изображения живых существ: птиц на четырех ногах, птиц, крылья которых изображены отдельно от тела (Приложение рис. 4), коней с очень короткими ногами.
В узорах, созданных в конце XIX-начале XX веков, уже утеряны замечательные достижения старины, когда при изображении живых существ подчеркивались самые характерные черты, как например, на калужской старинной вышивке, где передан мотив оленя с рогами, превратившимися в тяжелое украшение головы, с очень маленьким хвостом и тонкими ногами и изображение рабочих лошадей с грузным телом и сильными ногами. Наряду с традиционным построением орнамента, среди калужских узоров бытует много узоров из одинаковых мотивов, поставленных в ряд. В наиболее удачных вышивках этого типа такие старинные ценные композиционные приемы, как например связь фигур между собой, выражены вполне определенно. В узоре «кавалеры» ритмическое единство орнамента создается строгим чередованием фигур и просветов фона; в узоре «сады» можно хорошо проследить равновесие просвечивающего фона.
Для ряда калужских вышивок характерен оригинальный прием: красный фон обогащается пестрыми диагональными линиями. Это введение в фон ритмической смены ярких линий сообщает узорам особую декоративность (Приложение 1 рис.5). Художественная выразительность калужских вышивок усилена хорошим подбором «подузоров». Узкие «подузоры», как подголоски в песне, подчеркивают характерные черты орнамента и восполняют недостающую узорность. Так, например, красочные «подузоры» оживляют вышивку с "кавалерами, с узором, со свадебным эпизодом, а тонкий рисунок росписью хорошо подчеркивает характерные черты вышивки с птицами возле вазона. Это относится главным образом к «подузорам», выполненным цветной перевитью или росписью. Более скромны «подузоры» с мотивом из трех соединенных черточек под названием «гусиные лапки» и мережки с цветным зигзагом, так называемые «вилюшки». Неизменно удачны в калужской вышивке все узоры геометрического характера, созданные часто на основе сочетания вышитых мотивов и фона, который читается как узор. Таков узор из белого гребенчатого ромба, с которым сплетаются, входя в его очертания, ромб красного цвета (Приложение 1 рис.6) и узор под названием «кудри» с промежуточной фигурой из косого креста. Народная вышивка Калужской области выполнялась на крестьянском холсте льняными и бумажными нитками, изредка шерстью.
Цветная перевить – основной прием вышивания – дополнялась в некоторых случаях цветной обводкой и вставками из настила. Помимо узоров цветной перевитью, в Калужской области встречались вышивки одной белой строчкой (Приложение 1 рис. 7), а также узоры с мотивами, обведенными на белой строчке цветным настилом или тонкой линией цветной перевити.
Калужские народные вышивки представляют собой богатый материал для творчества современных художников и вышивальщиц. По тому развитию, которое народные узоры получили в работах Тарусской артели вышивальщиц, можно утверждать, что советские мастерицы сумели плодотворно использовать богатейший источник народного творчества. В изделиях, созданных артелью, сохранены характерные черты калужских народных вышивок: их красочность, сочетание разнообразных узоров между собой и с цветным материалом, богатство общего вида. Большое значение для развития артели имеет многолетняя работа, проводимая художницей артели М.Н. Гумилевской,– автора почти всех современных произведений с калужской вышивкой (табл. 8-9).
М.Н. Гумилевская создает предметы быта и одежды, предназначенные для широкого потребления, и произведения уникальные, выставочные. Народные мотивы, творчески переработанные художницей, служат основой для создания современных изделий. Эти изделия характеризуются умелым подбором орнаментаций, отвечающей назначению вещи, иногда геометрической, оживленной мотивами растительного характера и фигурами животных. В украшениях детских скатертей используются, например, забавные фигурки кроликов, цыплят, белочек и т.д. В композиции своих вышивок Гумилевская вводит советские эмблемы, цифры юбилейных дат, тексты надписей, используя для этого народное словесное творчество. Так на одном из ее занавесов-панно приведен стих из вдохновенной поэмы Джамбула, на торжественных нарядных полотенцах вышиты поговорки, например «Тот колхоз богат, в котором лад» и т.д. Эти надписи, сопровождающие вышивку на полотенцах согласно старинной традиции, прекрасно. М.Н. Гумилевская образно отражает в своих произведениях богатую природу Тарусы: усыпанные белым цветом весенние сады, ромашки и клевер, цветущие на заливных приокских лугах. Она создает также все новые и новые варианты узоров с творчески переработанными народными геометрическими изобразительными мотивами.
Изделия Тарусской артели вышивальщиц, развивающей традиции калужской народной вышивки, постоянно демонстрируются на отечественных и международных выставках. Вышивка этих изделий радует глаз своей насыщенной красочной гаммой, пышностью и богатством орнаментации.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1622;