Деятельности. Охота как самая древняя отрасль человеческой
Охота как самая древняя отрасль человеческой
Нет ни одной другой области человеческой деятельности, которая бы имела более богатую историю, чем охота. На протяжении всего существования Российского государства охота являлась важнейшей отраслью хозяйства, имеющей в определенные периоды главенствующее значение.
Пушнина в Древней Руси, или как её называли «мягкая рухлядь», служила длительное время в качестве денег. Князья, бояре, духовенство, владевшие богатыми охотничьими угодьями («бобровые гоны», звериные и птичьи «ловища»), облагали данью («ловчим налогом» в виде шкур пушных зверей) подчиненных им крестьян. Различные товары приобретались на «куны» - шкурки куниц, а сдачу получали «белами» - шкурками белок. Мехами, как валютой, расплачивались за товары с заморскими купцами и даже по обязательствам с другими государствами. Мехами награждали воинов за их отвагу в ратных делах и верную многолетнюю службу. Царская казна обладала несметным количеством ценных мехов соболя, куницы, горностая, колонка, лисицы, песца, норки, росомахи, белки, волка, рыси, выдры, калана, котика, нерпы и многих других пушных зверей. И после того, как на Руси стали чеканить деньги (конец Х-го века), их по-прежнему называли «кунами», «резанами», «мордками», «белами». Слиток серебра весом около 500 г называли гривной «кун». Она до XII-го века была в широком обращении и считалась эквивалентной 96 золотникам серебра или определенному количеству шкурок ценных пушных зверей Рогожин, 1988).
В X-XI веках из собольих и куньих шкурок шили модные шубы, одеяла, шапки, рукавицы. Из шкур бобра делали колчаны для стрел и луков; из барсучьих и волчьих шкур – воинские шлемы; «барсуками» обивали хомуты и сундуки.
Русские мастера и народы Севера исстари имели множество оригинальных способов переработки и выделки пушнины. Их поиски и восстановление имеют не только технологическое, но и громадное историческое значение.
Если в XII-XV веках в центральной и южной частях Руси охотничий промысел являлся побочным делом (основным было скотоводство и земледелие), то в Северной и Восточной Руси охота была основным занятием.
В XIV веке русские земли были объединены под началом Московского княжества. В этот период процветала пушная торговля в Новгороде, Суздале, Москве, Смоленске, Холмогорах, Вологде, Великом Устюге, Вятке, Костроме и многих других городах. Усиленная скупка пушнины торговцами, толкала к неумеренной добыче зверей, а вырубка лесов и распашка земель усугубляли оскудение охотничьих угодий в центральной части России. Поэтому уже с середины XIV века купцы, промышленники и служилые люди, в погоне за соболями и другой «мягкой рухлядью» стали проникать за Уральский хребет и дальше в глубь Сибири и Дальнего Востока. Период пушного бума в Сибири с легкой руки Ермака растянулся на столетия. В XVII веке в Западной Сибири был установлен ясак от 5 до 22 собольих шкурок на человека. Казна получала ежегодно до 200 тыс. шкурок соболей, 10 тыс. шкурок черных лисиц, 500 тыс. отборных шкурок белок и массу другой пушнины, которая составляла треть государственного бюджета (Вершинин, Реброва, 1957).
К середине XVIII века поступление мехов в царскую казну стало снижаться. В связи с этим, в 1761 году всем промышленникам было определено только десятую долю добычи отдавать в казну. Государство, начиная с Петра Великого, отказалось от пошлины мехами, от монополий на пушнину и охотничьи угодья. Охота стала доступной для всех и в любом месте, а, следовательно, зверя стали истреблять бесконтрольно. При царствовании Екатерины II начался период «свободной» торговли пушниной. Ценнейшие пушные богатства России полностью попали в руки русских и иностранных торговцев. На огромные суммы меха выставлялись на крупных отечественных ярмарках; мощный их поток шел через торговые ворота Забайкалья (город Кяхту) в Китай. Русские меха по достоинству оценила благоустроенная Европа и до сегодняшних дней она остается крупнейшим покупателем «мягкого золота».
Столь интенсивная эксплуатация пушных и дичных богатств не могла не сказаться на численности наиболее ценных охотничье-промысловых животных. Началось резкое сокращение численности соболя, куницы, речного бобра, калана, выдры, лося, кабана, косули, благородного оленя, зубра и ряда других животных. Этому способствовали и «великие охотничьи утехи», ведущие свое начало от древнерусских князей, вкус к которым, подчас, сохраняется и в наши дни среди чиновничьей элиты.
Однако, с исторических времен существовала и настоящая спортивная любительская охота. Соколиными охотами увлекался князь Олег и его придворные. Страстными любителями соколиной охоты были Владимир Мономах, царь Алексей Михайлович, которые лично ухаживали за своими ловчими птицами. Кречеты и сапсаны ценились очень высоко, их гнездовья охранялись законом. Воспитанием и обучением охоте соколов занимались специалисты, которые назывались «сокольничьими». В Москве до сих пор сохранилось название жилого района, где раньше жили сокольничьи со своими соколами и ястребами.
Более пяти столетий назад на Руси появились и псовые охоты, которые благодаря своей красоте, эмоциональной насыщенности и доступности широко распространились среди дворянства, крупных землевладельцев и даже мелких помещиков.
Именно любительской охоте Россия обязана возникновению особого «охотничьего языка». Да, язык российских охотников и в самом деле - особая статья. Как отмечал М. Булгаков, «...словесная изощренность охотников простирается значительно дальше и глубже в заповедные дебри русского языка», и в этом отношении, безусловно, первенствует терминология русской псовой охоты. Огромное значение в охотничьей лексике имеют охотничьи термины народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и других регионов, что является результатом двустороннего процесса сближения культур. В своих работах известный тунгусовед Е.И. Титов писал: «В новой обстановке великоросс со всеми мелочами позаимствовал у тунгусов не только обиход их охотничьего ремесла. Отдельные эвенкийские, нанайские, якутские и других «охотничьих» народов слова и выражения прочно вошли в русский охотничий лексикон и распространились далеко за пределы этих регионов». Влияние охоты на литературное творчество И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, С.Г. Аксакова, А.А. Черкасова и многих других отечественных писателей и поэтов бесспорно. Страстная любовь к Природе и охоте была главнейшим источником их творчества.
В России стремление упорядочить охоту присутствовало постоянно. Эволюция этого процесса нашла отражение в ряде фундаментальных работ и многих научных публикациях (Соловьев, 1922; Граков и др., 1973; Дежкин и др., 1978; Дежкин, 1983; Стахровский и др., 1985; Русанов, 1986; Дежкин, 2000 и мн. др.). Известны шаги предпринятые в этом направлении в XI веке князем Ярославом Мудрым; «Уложение» царя Алексея Михайловича (середина XVII в.); многочисленные указа царя Петра I и т. д. Однако, первый «Закон об охоте» был принят в 1892 г. и в марте того же года были введены в действие правила охоты, основанные на новом законе. К началу XX века в России было сформировано охотничье хозяйство, возникли губернские общества «правильной охоты», общества любителей природы. В 1905 г. было создано «Российское общество хозяйственного разведения промысловых животных и полезной дичи».
Советский период развития охотничьего хозяйства в России отличается довольно большим количеством законодательных актов, что естественно связано, преимущественно, с политико-экономическим переустройством. В.В. Дежкин (1973, 1978) выделяет четыре основные этапа в истории организации и развития охотничьего хозяйства этого периода:
- становление и развитие охотничьего промысла и заготовок пушнины (1917-1929 г.);
- организационно-хозяйственное укрепление отрасли (1930-1940 г.);
- охотничье хозяйство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (1941-1956 г.);
- охотничье хозяйство с 1957 г. до распада Советского Союза.
Анализируя законодательные акты и шаги по усовершенствованию отрасли этого времени, можно убедиться, что охотничьему хозяйству уделялось особое внимание в наиболее трудные, в экономическом отношении для страны, годы. Это связано, прежде всего, с тем, что охотничья отрасль способна быстро представить ценную, пользующуюся спросом на внешнем рынке продукцию, без особо крупных в нее капиталовложений. При этом, важное значение имели организационной направленности законодательные акты, обеспечивающие плановое и без потерь поступление охотничьей продукции. Восстановление и развитие промышленного производства Советского Союза снизило внимание к охотничьей отрасли. Определенную роль, в этом отношении, сыграло также развитие в Европе и других странах звероводства на селекционной основе, насытившее внешний рынок разнообразной и ставшей модной пушной продукцией. На первое место, в том числе и в России, вышла любительская спортивная охота – весьма доступная для широких масс в конце XX века и превращающаяся во все более дорогое увлечение наших дней. Характерной для рассматриваемого периода является и чрезмерная ведомственная разобщенность охотничьего хозяйства.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1912;