Предпосылки и причины возникновения ислама
Великий поэт Востока Омар Хайям писал:
Тот гончар, что слепил чаши наших голов,
Превзошел в своем деле любых мастеров.
Над столом бытия опрокинул он чашу
И страстями наполнил ее до краев.
[223, с. 8]
Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, мудрая и лукавая поэзия. Действительно, все это существовало на Востоке и существует до сих пор, но арабский Восток не исчерпывается только красотами, он вобрал в себя и великую мудрость, и великую жестокость, объединил множество различных, первоначально враждебных друг другу племен, соединил множество племенных религий в одну из мировых религий — ислам.
Множество соединившихся случайно племен образовали к востоку от Индии два крупных государства — Бактрию и Парфию. Бактрия — страна тысячи городов — сложилась примерно в III веке до н. э. На ее территории после завоевания Александра Македонского осела сопровожавшая его в походах знать, но проходили годы, греческая часть населения все более конфликтовала с азиатской знатью, и набеги кочевых племен довершили процесс падения Бактрии. Поэтому она уже через столетие распалась на мелкие княжества, которые часто возглавляли вожди воинственных кочевых племен. Одно из таких племен основало Кушанское царство, тоже оказавшееся кратковременным. От этого царства сохранилось лишь буддийское в своей основе искусство Гандхары (по древнему названию области на северо-западе Пакистана), оставившее мировой культуре многочисленные рельефы и статуи и повлиявшее на развитие средневекового искусства Средней, Центральной и Восточной Азии.
Дольше остальных продержалось Парфянское царство (250 до н. э.— 224 н. э.), которое создал предводитель одного из иранских племен — Аршак. Однако это чрезвычайно воинственное государство, в период своего расцвета (I век) занимавшее территорию от Двуречья до реки Инд, не имело продуктивной государственной основы, прочной экономики, правовой и политической системы, и в результате центробежных процессов случайно объединившиеся племена разорвали свой союз. Кроме того, поселения вчерашних кочевников сильно отличались по укладу и образу жизни от тех городов-полисов, которые еще сохраняли традиции Месопотамии. Но и Месопотамия, которая часто находилась в эпицентре жестоких сражений, была разорена, разграблена различными завоевателями, и это привело Парфию к катастрофе.
На смену Парфии пришли персы, и возникло государство Сасанидов (224—651). “...Его население, персы, не были, наподобие парфянской знати, вчерашними кочевниками. Напротив, они имели уходившие в глубокую древность культурные традиции, включая и развитую собственную религию, зороастризм, учение о вечном противостоянии сил Света и Добра силам Тьмы и Зла” [52, т. 1, с. 256].
Государство Сасанидов достигло определенных успехов в области материальной культуры, познакомив иранцев со способами выращивания риса и сахарного тростника, с шелководством; были проведены реформы в области управления государством; появилась международная транзитная торговля, проложившая караванный путь из Византии в Китай через территорию Персии, что было гораздо ближе. Но к VII веку внутренние распри ослабили Персию, и она подпала под власть арабов, принявших к этому времени ислам.
Другая ветвь тех, кто станет под зеленое знамя ислама, пришла из Аравии. На этом полуострове обитали со времен шумерской цивилизации семитские племена, которые впоследствии получили название бедуинов. Бедуины были кочевниками, их главное транспортное средство — прирученный ими верблюд, чье мясо и молоко употребляли в пищу, а из шерсти изготавливали одежду и войлок. На специально обученных боевых верблюдах бедуины совершали дерзкие набеги на достаточно сильных противников, отвоевывая богатую добычу. Часть бедуинов постепенно оседала в районах оазисов, образуя мелкие протогосударства. Эти арабские племена жили общинами, в которых уже существовало имущественное неравенство.
У каждого племени были свои божества, у многих, особенно у бедуинов, это — дух рода, религия семьи. Племенным божествам посвящался особый идол, каменный или деревянный, который как бы сплачивал племя вокруг себя, обособляя его от всех других. Доисламские божества, скорее всего, имели тотемистическое происхождение. “...Некоторые древнеаравийские божества интерпретируются именно как животные (звери) и птицы: Йагус — лев, Йа ‘ук — конь, Наср — орел; во-вторых, названия некоторых племен также могли быть связаны с тотемами: бакр — молодой верблюд, кальб — пес, асад — лев... Многобожие стало главной идеологической помехой на пути слияния племен в один этнос, арабскую народность” [105, с. 14]. Арабы вели постоянные войны друг с другом. Более сильные племена, покоряя более слабых, подчиняли их себе не только экономически, они требовали подчинения и своим божествам.
В городе Мекке, религиозном центре языческих племен Аравии, на главной площади стоял храм кубической формы Кааба (араб, “куб”), в наружной стене которого находилась ниша с Черным камнем, упавшим, по преданию, с неба (возможно, метеоритом). Вокруг этого камня многие арабские племена поставили скульптурные изображения богов своих родов и племен. Их насчитывалось более 300. Каждый год в одно и то же время еще до ислама арабы совершали паломничество к священному камню и своим богам. Традиция требовала, чтобы на этот период все распри, войны или кровная месть были прекращены. Уже тогда среди родовых богов упоминается имя Аллаха (араб. аль-Илах), которого наиболее сильное племя курейшитов считало самым могущественным из всех богов.
Мекка. Священный храм Кааба. 847 год
Весь пестрый калейдоскоп арабских племен имел также опыт монотеизма, несмотря на то, что они были язычниками, поклоняясь разным явлениям природы: небесным светилам, земной природе. В умении Заратустры — зороастризме,наиболее древнем из многих источников исламской культуры, было заложено поклонение верховному божеству, олицетворявшему Добро и Свет. Некоторые из бедуинских племен, особенно те, которые состояли в торговых отношениях с разными государствами, были знакомы с иудаизмом и христианством. Однако долгое время они хранили верность своим племенным богам.
Все это не способствовало единству, а те общества, в которых царит рознь, неизменно приходят в упадок, и этот упадок охватил многие арабские города, особенно тогда, когда торговые караваны покинули пути, проходившие по Аравийскому полуострову, найдя более короткую дорогу через Персию. Процветание всех арабских племен в подобных условиях зависело от их духовного объединения на основе единой религии и единого божества. Кроме того, разрастание городов, постепенная феодализация общества вызывали у многих арабов чувство незащищенности, и это способствовало поиску защиты и постоянства в мире, где не только войны с внешними врагами угрожали жителю, но и распри между кланами внутри племени.
Один проповедник (ханиф) из племени курейшитов, выходец из обедневшей купеческой семьи, которого легенды часто рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки (ок. 570—632) нашел путь к единобожию. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он одновременно призывал к уничтожению идолов в Каабе, за что подвергся преследованиям и вынужден был бежать в город Ятрибу, где родилась его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда переименуют в Медину, т. е. “город пророка”. С этого времени (с 622 года) мусульмане ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда в Медине — второе (после Каабы) место паломничества мусульман.
Два обстоятельства способствовали успеху новой религии. Во-первых, Ятриб (Ясриб) был в давней военной конфронтации с Меккой, где знать, противостоявшая другим слоям населения, не пожелала вступить на путь новой религии. В Ятрибе же Мухаммед организовал для беднейших слоев мусульманскую общину — умму, где каждый бедняк чувствовал себя защищенным, как это было в племенной общине. Во-вторых, новая община была также и политическим образованием, объединившим и бедняков, и ятрибскую знать в борьбе со старым противником — Меккой. В 630 году сторонники Мухаммеда создали военное сообщество, покорили Мекку и сделали ее центром ислама.
Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 года большая часть Аравии признала власть Мухаммеда. После смерти Мухаммеда новое государство, имевшее в своей основе как политические, так и религиозные принципы, стало называться Арабским халифатом. В этом государстве правитель — халиф выполнял одновременно две функции: он был главой государства и главой религиозной общины. “Религия давала не просто санкцию, но право на власть, а власть не просто опиралась на религию.., но была формой воздействия ее на людей” [52, т. 1, с. 266].
Все последующие завоевания под зелеными знаменами ислама велись с его позиций. Мусульмане считали, что существует как бы три территории: территория правоверных (мусульман), территория неверных (тех, кто не проповедует единобожия) и некая третья территория, на которой обитают носители других монотеистических взглядов, но не мусульмане (например, христиане). С последними можно поддерживать сравнительно мирные отношения, но неверных следует либо обращать в исламскую религию, либо убивать.
Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории. Этому особенно способствовало распространение арабского языка, ставшего единым на всем пространстве исламского мира.
При первых, так называемых “праведных”, халифах (до 661 г.) арабы завоевали Месопотамию, Сирию и Палестину, Персию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, часть Индии, Армению, Азербайджан и часть Грузии. На этих территориях встретились и в различных соотношениях соединились разные культуры: одни народы полностью “арабизировались”, другие восприняли лишь отдельные элементы культуры завоевателей, третьи сохранили свою культурную, религиозную и языковую самобытность.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 575;