Развитие культуры Московской Руси в XIV-XV вв.
Монголо-татарское иго нанесло урон культурному наследию Древней Руси: были уничтожены памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи.
В литературек XIV в. относится появление нового фольклорного жанра – исторической песни («Песня о Щелкане Дудентьевиче»), а в литературе – исторических повестей («Повесть о разорении Батыем», «Задонщина»). Продолжалось развитие «житийного» жанра («Житие Александра Невского»). В XIV в. в Москве был создан общерусский летописный свод. В 1442г. был составлен «Хронограф», который представлял описание всемирной истории.
Архитектура представлена в основном культовыми зданиями. Каменное строительство Новгорода и Пскова продолжило северные древнерусские стилевые традиции (церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье – в Новгороде, церковь Василия на Горке – во Пскове). Первыми каменными постройками в Московской земле были храмы в Звенигороде и Загорске, а также собор Андроникова монастыря в Москве. В XIV-XV вв. отстраивается Московский Кремль. Первые белокаменные стены были возведены при Дмитрии Донском. Столетие спустя в Москве началось строительство, завершившееся к началу XVI в. Созданием ансамбля Московского Кремля, главный собор которого – Успенский – был построен Аристотелем Фиорованти. Собор был кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались земские соборы. Также были возведены Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата для торжественных приемов.
Живопись Руси поражает творениями великих русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева. Основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева воплощает знаменитая «Троица», кисти его принадлежат также дошедшие до нас фрески Успенского собора во Владимире и др. Для стиля фресковых росписей и икон Феофана Грека характерны экспрессивность и эмоциональность. Примером его творчества служат фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине улице.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 677;