Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века
КРИЗИС СОСЛОВНОГО СТРОЯ В ЕВРОПЕ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ (1640—1660)
Революция середины XVII века в Англии обычно рассматривается как своего рода рубеж, разделяющий Средние века и Новое время.
История Средних веков знала немало массовых народных движений. Они порождались протестом против религиозных притеснений, поборов и налогов, возмущением произволом иноземных завоевателей, узурпаторов, незаконно завладевших троном. Основной целью этих движений было восстановление прежних порядков.
Применительно к Англии происшедшие в ней в 1640— 1660-е гг. события принято характеризовать как революцию. Под этим термином понимаются прежде всего изменения, связанные с рождением новых для данного общества форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых ориентиров в социальнй и экономической жизни.
Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века
Абсолютистская политика английских монархов XVI века позволила короне с одобрения послушного ей парламента ослабить позиции местной земельной аристократии, собрать ресурсы и начать колониальную экспансию. Были созданы торговые компании, принесшие огромные прибыли. Однако с воцарением Якова I (правил в 1603— 1625) в обществе наметился новый конфликт между монархом, приближенными ему сановниками и большинством парламента. Он отражал интересы предпринимателей, банкиров и знати, связанных с торговыми компаниями и мануфактурным производством.
При Якове I расточительность двора возросла. Чтобы пополнять казну, король ввел систему продажи монополий (так называли патенты на производство определенных видов товаров и их продажу), разорительную для предпринимателей и исключающую конкуренцию. Сближение с Испанией, предпринятое из династических соображений — обеспечить брак наследника престола с испанской принцессой — было достигнуто за счет торговых интересов Англии. Затем, также из престижных и династических соображений, Яков I вовлек страну в Тридцатилетнюю войну, хотя это ни в коей мере не отвечало интересам Англии и не оказало большого влияния на ход военных действий. Война обернулась лишь новыми убытками и жертвами.
Парламент протестовал против королевского произвола. Палата общин уже в начале царствования Якова приняла документ, названный «Апология», в котором доказывалось, что права парламента выступают «законной», «естественной» нормой, вытекающей из Великой хартии вольностей, и не могут узурпироваться королем. В ответ на протесты король распустил палату общин и не спешил назначать новые выборы (с 1611 по 1614 г. Англия жила без парламента).
Еще более ярко тенденции к установлению самодержавного правления стали проявляться при Карле I (правил в 1625—1649). В 1629 г. он распустил парламент и не созывал его 11 лет, по своей воле вводил новые налоги, преследовал оппозицию.
Недовольство произволом получало все более широкое распространение. Высокие налоги, торговые пошлины, жесткая регламентация деятельности промышленного капитала привели к росту цен. Это болезненно сказалось на положении большей части населения. В связи с продолжавшейся практикой огораживания, сгона арендаторов с земли, которая отводилась под овцеводство и технические культуры, сокращалась площадь угодий, использовавшихся для производства продуктов питания. Это вызвало удорожание продовольствия. Число голодающих, разоренных крестьян, беднейших горожан катастрофически росло. Власти не находили иного ответа, кроме ужесточения законов, запрещающих бродяжничество и попрошайничество.
Недовольство существующим положением приняло религиозный характер. Противостоящие англиканской церкви, возглавляемой королем, протестантские, пуританские религиозные течения объединяли как собственников, недовольных высокими налогами, так и беднейшие слои общества, связывающие надежды на улучшение своего положения с утверждением новых религий.
В пуританизме (от англ. «риге» — «чистый») выделялось несколько направлений, хотя всем им было свойственно отрицательное отношение к англиканской церкви. Пуритане требовали лишить ее земель и привилегий. Пресвитериане, исповедующие кальвинизм, выступали за централизованную церковь, но полагали, что ключевую роль в ее иерархии должны играть не назначаемые королем епископы, а избираемые старейшины из числа наиболее уважаемых прихожан. Индепенденты (от англ. «independence» — «независимость») считали, что церковь должна состоять из самоуправляющихся общин. Многим из них были убеждены, что Бог — в душе человека и человек не нуждается в ритуалах и священнослужителях, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Власти преследовали пуритан. Многих из них ссылали в североамериканские колонии Англии. Однако это не останавливало роста оппозиционных настроений в стране.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3231;