Документ надолго заменил вымысел даже в романе.
Такие произведения получили название «невыдуманная проза». Острейшие проблемы, с которыми столкнулась наша страна, становятся главными темами литературных произведений 80–начала 90-х гг.
Едкую характеристику общества «застоя» мы находим у Л. Разгона, об упадке нравственности, бездуховности читаем у Ч. Айтматова («Плаха»), В. Распутина («Пожар»), В. Астафьева («Печальный детектив»).
Духом безысходности пропитаны произведения Ю. Полякова («Сто дней до приказа», «Апофегей»), Л. Петрушевской, где высвечиваются самые мрачные стороны жизни 70-х.
Совершенно необходимо отметить еще одну черту современных повестей и романов, таких как, В. Маканин «Предтеча», «Гражданин убегающий», «Антилидер», Р. Киреев «Путешествие в Таганрог», «И тут расстаемся с ними», М. Кураев «Ночной дозор», «Капитан Дикштейн».
В них полноправным хозяином становится, как назвал его Л. Аннинский, «серединный человек». Он одновременно и добрый и злой, чаще никакой, для которого чудачество, блажь – норма. Это человек из пустоты, у него нет корней, истории.
Он ненавидит все, что «хоть на волос выделяется из ряда…, высовывается из всеобщего “как все”».
По общему мнению критики, литература о современности не поднялась на новый рубеж. Возможно, писателям трудно соперничать с потоком «возвращенных» произведений. Хотя, совершенно очевидно, что литераторы нового поколения уже привлекли к себе внимание.
Кино и телевидение оказались в эпицентре борьбы старого и нового.
На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач.
Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа.
Один за другим вышли «застойные» картины кинорежиссера А. Германа – «Лапшин», «Проверка на дорогах». Опальный режиссер стал лауреатом государственных премий СССР, РСФСР, заслуженным деятелем искусств.
Настоящей сенсацией справедливо называют «Покаяние» (режиссер Т. Абуладзе) и «Собачье сердце», с Е. Евстигнеевым в главной роли.
Популярнейшие актеры (В. Гафт, Л. Ахиджакова, О. Басилашвили, С. Немоляева, Л. Броневой, Н. Гундарева, В. Невинный, Р. Карцев) заняты в «Небесах обетованных» Э. Рязанова. Героями этой ленты стали на редкость интеллигентные бомжи, туповатые омоновцы, дурковатая советская власть, которую можно обвести вокруг пальца.
На описанной режиссером помойке оказалось все наше общество, в котором освободиться можно лишь на «небесах обетованных».
Впервые в советском киноискусстве возникла проблема проката.
Если раньше этим занимались три – четыре человека в центре, то теперь право выбора фильмов передали назначенцам местных обкомов партии.
На «Ленфильме» вышла картина «”ЧП” районного масштаба». Нашумевшая лента попала к зрителю лишь после расформирования партийных комитетов, потому что там сидели те чиновники, о которых речь идет в фильме.
Причем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень.
На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.
Театр.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1005;