С этого момента кардинально меняются политические идеалы Ивана IV. Он категорически отрицает любые проявления демократии, свободы и индивидуализма в государстве.
Особенно ярко это обозначилось в письме английской королеве Елизавете (1570), в котором русский царь возмущается, что английская королева обсуждает государственные дела в парламенте и зависит от него в решении многих вопросов: «И мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеиши и своей государьской чести смотришь… Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не только люди, но и мужики торговые, и о наших государьских головах, и о честех, и о землех прибытка не смотрят, а ищат своих торговых при-бытков… Ты же прибываеши в своем девическом звании, как всякая простая девица…».
В воскресенье 3 декабря 1564 г. Иван вместе с женой и детьми покинул столицу. 3 января 1565 г. он прибыл в Александрову слободу, находившуюся в нескольких верстах от Москвы.
В столицу были направлены два послания.
- В грамоте боярам, дворянам и приказным царь объяснял свой отъезд «их великими изменами» и полной невозможностью их пресечь.
- В грамоте горожанам царь уверял, что не гневается на них, и во всех «нестроениях» обвиняет бояр-изменников.
После переговоров с делегацией из Москвы Иван Грозный пообещал вернуться в столицу при исполнении трех условий:
- признания права казнить изменников по царскому усмотрению;
- введения опричнины для обеспечения царского прихода и безопасности;
- выплаты на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) 100 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма, равная стоимости двух миллионов четвертей ржи.
Деньги предполагалось собрать в Земщине - землях, не вошедших в состав опричнины.
Приложение 17 к теме 3.1. Схема «Опричнина».
Современники и потомки ужасались масштабами террора и насилия в годы опричнины. Однако не террор сам по себе явился результатом и целью политики царя. Чтобы понять суть проблемы, попытаемся проанализировать цель учреждения опричнины, ее суть и последствия.
Древнерусское слово «опричь», согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Отсюда опричников часто именовали на Руси кромешниками.
Основными целями ее учреждения были:
- установление неограниченной власти царя;
- борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства);
- ликвидация остатков феодальной раздробленности: удельных княжений, Новгородской демократии.
Хронологические рамки опричнины можно определить с декабря 1564 по сентябрь 1572 г.
В этот период государство было разделено на опричнину и земщину.
Земщина - земли за пределами опричнины - продолжала жить в прежних условиях, управлялась Боярской думой.
Опричнина включила в свой состав территории запада, северо-запада и юга страны, которые объявлялись государевым уделом. Эти земли отличались по своей стратегии развития: здесь формировался сильный класс собственников, проходили важнейшие торговые пути, имелись устойчивые экономические и культурные связи с Западной Европой.
Таким образом, суть опричнины может быть выражена в двух значениях:
- территория, выделенная в особый государев удел;
- система методов управления на опричных землях.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 673;