Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.

 

По мнению ряда историков, к характерным чертам древнерусской цивилизации, отличающим ее, прежде всего, от западной, можно отнести следующие:

1. Преобладание духовно-нравственных основ над материальными.

2. Культ добротолюбия и правдолюбия.

3. Нестяжательство.

4. Развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели.

5. Специфические этнокультурные истоки древнерусской цивилизации: складывание древнерусской народности из трех компонентов:

- земледельческих славянского и балтского,

- промыслового финно-угорского при заметном участии германского,

- кочевого тюркского и отчасти северокавказского элементов.

6. Выполнение христианством функции инструмента консолидации общества и государства.

Киевские князья не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи, на численно и культурно преобладающий этнос, так как русичи таковым не являлись. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство.

7. Начавшаяся в середине XII вв. колонизация центра и севера Русской равнины и формирование максимальной независимости личности от власти.

Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была крестьянской и княжеской.

Крестьянская колонизация шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на княжеских ополиях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной (двух - и трехполье).

Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру: население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный контроль.

В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние, прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений) и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов.

На Руси наступил период, возможно, максимальной независимости личности от власти. Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Такое земледелие, как отмечают некоторые исследователи, это не просто определенная технология, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архетип (В. Петров).

Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилось как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя в другое место. Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах и вокруг них.

Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьянского мира». Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в Древнерусской цивилизации складывается как бы две Руси: Русь - городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь - земледельческая, крестьянская.

 

Древнерусская, или «русско-европейская» цивилизация имела следующие общие черты с другими сообществами:

1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.

Во-первых, Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

Во-вторых, само государство - Киевская Русь - представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале ХП в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»).

В-третьих, христианство задавало общий для Древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

2. Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с обществами азиатского типа:

- долгое время (до середины XI в.) отсутствовала частная собственность и экономические классы;

- господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань);

- существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социально-политической регенерации; эволюционный характер развития.

3. Вместе с тем Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы:

- христианские ценности;

- городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры;

- преобладание земледельческих технологий материального производства;

- «военно-демократический» характер генезиса государственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»);

- отсутствие принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством;

- существование общин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии.

Специфика Древнерусской цивилизации состояла в следующем:

1. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.

2. Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников.

3. Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Византией, Древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

 

Самостоятельная работа:

 

1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Искусство Древней Руси», «Принятие христианства: экономические, политические причины и субъективные мотивы».

2. Работа с историческим источником («Слово о полку Игореве», «Русская правда») и их рецензирование.

3. Подготовка мультимедийной презентации «Происхождение русского государства».

4. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

5. Изучение учебной литературы.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 4105;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.