Принятие христианства на Руси, его значение и последствия.
Появление государственности у восточных славян отразилось также в духовной жизни. Это проявилось в приобщении Древней Руси к христианским ценностям. Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980-1015).
Приложение 28 к теме 2.1. Портрет великого князя Владимира.
По мнению Владимира принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.
Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу.
Около 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ.
Приложение 29 к теме 2.1. Принятие христианства на Руси.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит (церковный иерарх), который назначался из Константинополя. Всё население Руси было обязано платить налог в пользу церкви – десятину.
Христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. Поэтому его распространение на Руси продолжалось до XIII-XV вв.
Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри страны, так и с окружающим миром.
Принятие христианства:
- ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество;
- облегчило налаживание связей с государствами Европы;
- способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы;
- толчок к развитию русской письменности, возникшей на основе греко-болгарской христианской культуры. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий.
Приложение 30 к теме 2.1. Церковная иерархия на Руси X – XI века.
Вместе с тем, принятие христианства имело и отрицательные последствия:
-государство через систему церковного управления, функционеров которого назначал Константинополь (Царьград), фактически включалось в сферу влияние Византии, причем на вторых ролях;
- православие сближало Русь с Византией, приходившей в упадок, и отдаляло от развивавшейся Западной Европы;
- христианство вводилось не для утверждения новых исторически прогрессивных институтов, а для сохранения старых родоплеменных порядков, консервации отношений, которые сложились в IX - X вв. в процессе завоевания киевскими князьями восточнославянских племен.
- церковь являлась орудием классового господства феодалов, а затем капиталистов и помещиков;
- христианство подавляло предшествующую ему национальную культуру и препятствовало ее распространению (устная словесность, литература Древней Руси не попали на пергамент и бумагу), были понесены потери в области поэтического творчества народа (исторические песни, понятные язычнику, были подозрительны для христианина);
- отрицательно сказывались на развитии отечественной культуры и последствия изоляционизма, который был привнесен церковью (выстроенный ею идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной Европы и стран Востока);
- был утрачен многовековой опыт народной медицины, трактуемой священнослужителями, как волшебство;
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1306;