Тема 10. Политическая культура журналиста

Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Сфера интересов журналистики - все «пространство» культуры. Этого требует задача всесторонней социальной ориентации аудитории и цело­стного развития массового сознания. Разумеется, каждый журналист спе­циализируется в отдельных областях культуры, и лишь немногие стремят­ся к универсализации. Но в любом случае для «четвертой власти» в обществе на первом, притом определяющем, месте оказывается полити­ческая культура ее субъектов-журналистов.

Политика (греч. polis «государство»; politike «искусство управления государством») - важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.

Как сфера общественных отношений политика - это прежде всего объек­тивно существующие отношения между большими общественными группа­ми (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.) внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов и идеалов. В основе политических отношений лежит стремление к обладанию рычагами власти, к участию в государственных делах, к определению и проведению внутренней и внешней политики в тех или иных ее областях и сферах.

Любой возникающий в ходе общественной жизни вопрос приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и если для его решения требуется государственное вмешательство на уровне президента, парламента, правительства, других государствен­ных органов или общественно-политических институтов. При этом следу­ет различать уровни политических отношений: «высокую политику» как область коренных проблем власти, государственного устройства и управ­ления и «повседневную политику» - линию поведения в областях, не касающихся принципиальных вопросов власти.

К «высокой политике» общегосударственного уровня относятся, на­пример, вопросы деятельности парламента по законодательному регули­рованию различных сфер жизни и отношений в государстве или деятель­ности правительства по исполнению решений законодательной власти.

Объективно складывающиеся с учетом коренных нужд социальных групп общества политические отношения так или иначе (поскольку в них задействованы люди) осознаются людьми - верно или извращенно, науч­но или дилетантски, последовательно или противоречиво и т.д. Поэтому политика - это также система политических взглядов, политическая иде­ология. И чтобы «вмешательство» журналиста в политические отношения не было результатом поверхностных впечатлений и поспешных заключе­ний, могло избежать импровизационности и не проводилось бы методом «проб и ошибок», ему, как и любому политическому деятелю, требуется максимально глубокое и максимально верное осознание политических отношений в их закономерных свойствах, связанных с интересами и по­требностями участвующих в них «действующих сил» - больших общест­венных групп, государств, политических блоков.

Всякая развитая политическая идеология составляет систему взгля­дов по поводу власти и государственного управления различными сфера­ми жизни общества и включает «знания», «оценки», «нормы», «идеалы», т.е. живет во всех информационных срезах.

В реальной жизни в массовом сознании людей (журналистов в том числе) даже у профессиональных политиков нередки «пробелы» в систе­ме идеологических представлений. Иногда оценки и нор­мы, конкретные меры предлагаются журналистами не на основании стро­гого анализа реалий жизни, проведенного на фоне научно обоснованного представления о «желаемом (и достижимом) будущем», а на субъекти­вистских представлениях о «хорошем» (а иногда и по логике «лишь бы не так, как было»), на базе отрицания без обоснованной и позитивной про­граммы. Такие «идеологии несогласия» часто привлекательны своей кри­тической направленностью, но слабость позитивной стороны ограничива­ет реализацию ее программы рамками разрушения. Ответственный перед обществом идеолог должен предлагать позитивную программу действий.

Разумеется, в зависимости оттого, чьи интересы представляет идеолог (журналист в том числе), как он их понимает и соотносит с потребностями общественного развития, общечеловеческими нуждами, явления и законо­мерности общественной жизни, «желаемое будущее» и пути к нему видят­ся в том или ином свете, в тех или иных конкретных оценках сущего и ме­рах его преобразования. В силу различия видения современности и будущего возникают разные политические концепции, находящие концен­трированное выражение в программах различных политических сил (госу­дарства, политических партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимате­лей, общественно-политических организаций) и в представляющих, выражающих и отстаивающих их средствах массовой информации.

Политические взгляды, идеологические концепции, выдвигаемые в целях выражения и защиты интересов различных общественных групп и (или) всего народа, приобретают действенную силу, когда их сторонники объединяются в партии, союзы, ассоциации и т.п., т.е. когда политическая жизнь протекает в институциональных формах как деятельность политических организаций. При разных политических режимах (обычно выделяют три ярко выраженных их типа: демократический, авторитарный и тоталитарный) различны возможности создания и организационных форм деятельности политических организаций.

В демократически функционирующем обществе возможности органи­зации политических сил очень широки. В некоторых странах (как в совре­менной России) существуют десятки политических группировок, но чаще - три-пять основных, представляющих ведущие общественные силы. и различия взглядов соответствуют их расстановке. В связи с этим по тому или иному коренному вопросу выдвигается несколько идей, политический спектр которых обычно фиксируется в диапазоне «правые» - «центр» -«левые» (эти обозначения возникли в парламентской практике, когда представители разных политических течений рассаживались в зале засе­даний соответственно справа, в центре и слева от председателя). По тра­диции «правые» - это консервативные силы (в современности - сторон­ники интересов капитала, особенно крупного), а «левые» - представители интересов неимущих и малоимущих, работников наемного труда, живущих преимущественно на заработную плату (в современности - защитники ин­тересов промышленных и сельскохозяйственных рабочих, а также тех тру­дящихся, которые не имеют ничего, кроме своей рабочей силы). «Центри­сты» - выразители взглядов и нужд основной части населения развитых (экономически, социально, культурно) стран, которую принято называть «средними слоями» или «средним классом». Термин «средние слои» пред­ставляется предпочтительным, так как точнее передает характер этой час­ти населения, которая состоит из имеющих достаточно высокие доходы (от трудовой деятельности, предпринимательства, ценных бумаг и т.д.) людей разных сфер занятий - технической и гуманитарной интеллиген­ции, квалифицированных рабочих, фермеров, государственных служащих, менеджеров различных сфер бизнеса, мелких и средних предпринимате­лей и т.п. Их «срединное» положение в принципе и определяет стремле­ние представляющих их интересы сил занимать центристскую позицию, в основе которой - поиск компромиссных решений на основе демократиче­ских процедур.

Конкретная обстановка порождает множество группировок, для кото­рых названных трех характеристик недостаточно. Тогда говорят об «ульт­раправых» или «левых экстремистах», «правом центре», «левом центре» и т.д. И все же дифференциация позиций имеет свои естественные огра­ничители - ведь по тому или иному вопросу (например, об отношении к иммигрантам из бывших колоний во Франции или к «гастарбайтерам» в Германии, о формах владения землей или об отношении к разным формам собственности в странах СНГ) нельзя высказать бесконечное множество взглядов. Поэтому в результате размышлений, анализов и обсуждений по каждому вопросу разными силами выдвигаются две, реже три-четыре позиции. Вокруг этих позиций и группируются единомышленники, часто образуя блоки, объединяющие по данному вопросу различные партии и группировки для отстаивания и проведения в жизнь.

В политической деятельности участвуют и СМИ. Основа ее - получение, обработка, распространение разносторонней информации на основе политического анализа конкретных ситуаций общественной жизни. Обычно обсуждение вопросов общественностью начинается в сред­ствах массовой информации, выносится на партийные форумы, митинги и собрания, ведется в ходе предвыборных кампаний, получая свое про­должение в дебатах и решениях парламентов и правительств. Так фор­мируются политические решения. Эти решения могут быть результатом победы одной из точек зрения (возможно, с большими или меньшими поправками и дополнениями, возникающими на основании учета иных мнений) или следствием компромисса между различными силами. Поскольку СМИ задействованы во всех сторонах политической жизни, работникам требуется высокая политическая культура.

Политическая культура журналиста - это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «ко­дексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм полити­ческой деятельности.

Фундамент политической культуры - это система представлений (же­лательно научно обоснованных) о сущности общества и действующих е нем закономерностей, раскрывающих причины и факторы функциониро­вания и развития отдельных социальных структур и общества в целом. При этом центром таких представлений оказывается понимание сущности го­сударства и властных отношений в обществе. Эти концептуальные пред­ставления могут носить самый разный характер - материалистический или идеалистический, правоконсервативный или леворадикальный, тотали­тарный или демократический. Важно, чтобы они были максимально стро­го определены, а журналисты отдавали бы себе отчет в том, во имя какого государственного строя выступают и действительно ли такой государст­венный строй служит общечеловеческим интересам и соответствует гума­нистическим ценностям, накопленным в политической культуре столетий.

Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей отдельных групп или всего общества, социальных идеа­лов, представлений о справедливости, свободе и правах человека и т.д. Поэтому политическая культура предполагает определенный уровень уяснения (знания, представления, ощущения) потребностей экономичес­кого развития, понимания путей их реализации и тем самым развития об­щества, как оно видится в принятой журналистом системе политических координат. В противном случае - неизбежно упование либо на стихию саморегулирующейся экономики, либо на волюнтаристское видение по­литики как командной силы. Знать или хотя бы более или менее верно угадать, как использовать власть для экономического (а далее - для со­циального и духовного) развития, - вот признак владения основой поли­тической культуры.

Основные требования, предъявляемые к политической культуре журналиста, - это знание социальной структуры общества, характерные свойства и закономерности взаимоотношений внутри которого определя­ются принятой журналистом социально-философской концепцией; выра­ботка представлений прежде всего об экономических интересах и по­требностях составляющих общество групп и общества в целом; определение структуры и иерархии политических ценностей; понимание характера и расстановки главных сил, действующих на политической аре­не; формирование соответствующего представления о нормах политиче­ской деятельности, «кодекса поведения» в общественной жизни.

На этой базе политической культуры и протекает деятельность журна­листа по сбору, отбору, обработке, компоновке, передаче информации, для каждого шага которой свойствен сознательный и отчетливый или, на­оборот, неясный и непоследовательный политический подход, проявляю­щийся в постоянном политическом анализе явлений действительности.

Политический анализ - это не обязательно большая статья, в которой изложено большое количество фактов, дана подробная характеристика явления, показаны его причины и возможные пути развития, сформулиро­вана оценка и определены меры, необходимые для того, чтобы движение событий происходило в направлении, отвечающем интересам представля­емых журналистом сил. Такие произведения чрезвычайно важны, они яв­ляются «гвоздевыми» в номерах и выпусках СМИ. Однако политический подход присущ и простой констатирующей факт заметке: тут он проявля­ется в отборе самого факта (как политически значимого и существенного для выработки политической позиции аудитории), в выборе характерных деталей и порядке их представления читателю, в поиске нужного слова, способного передать политическое видение журналистом данного факта, особенно если не дается открытых оценок и характеристик.

Давая общую принципиальную характеристику позиции в журналистике, прежде всего нужно брать во внимание политико-идеоло­гические взгляды, накладывающие отпечаток на выбранную линию пове­дения того или иного органа журналистики, поскольку политико-идеоло­гическая линия - своеобразная визитная карточка, дающая характеристику сущности издания или программы в силу первостепенной значимости для СМИ их позиции по политическим вопросам.

Коммунистическая печать в СССР и странах социалис­тического содружества прошла сложную историю. С одной стороны, ба­зируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистическо­го выбора, она звала народы на революционную борьбу против старого мира и на путь социалистического строительства в различных сферах об­щественной жизни, с другой - в условиях тоталитарного режима, не толь­ко извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реали­зации, но и совершавшего прямые преступления в стране и за ее рубежами, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь в «подручных» режима, теряли доверие масс, постоянно ма­нипулируя их сознанием.

Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере жур­налистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики «перестройки», приведшей к возрождению демократических норм жизни, ликвидации цензуры и жесткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, возникновению плюрализма в политико-идеологической (и журналист­ской) сфере, формированию независимых СМИ гражданского общества и т.д. Вместе с тем в условиях наступления рыночной стихии многие СМИ оказались во власти капитала, что отразилось на их информационной по­литике. На пути к подлинному информационному порядку возникли труд­ности, которые требуется преодолевать в интересах информационного обеспечения демократии.

Однако переходный период характерен не только для нашего общест­ва или стран бывшего социалистического содружества, - это всемирный процесс, который лишь по видимости есть «крах коммунизма», потерпев­шего поражение в «холодной войне», и победа капитализма как «идеаль­ного» общественного устройства. Уже в 60-70-е годы стали возникать со­циально-экономические предпосылки формирования «новой Цивилизации» при одновременном росте многочисленных угроз всему человечеству в виде ряда «глобальных проблем», разрешить которые мо­жет только все мировое сообщество в целом путем перехода на рельсы устойчивого развития.

Становится очевидным, что складывается единый взаимозависимый мир, в котором каждая страна, регион, нация связаны экономическими, политическими, культурными, социальными и другими, в том числе ин­формационными, узами. Подходит конец неравномерности развития стран, социальным контрастам, национальной ограниченности, другим препятствиям на пути к устойчивому развитию человечества. Но на этом пути еще предстоит преодолеть множество трудностей, и сложно сказать, как с ними справится человеческое сообщество.

Успешное развитие на новой основе в большой мере зависит от жур­налистики. Не случайно цивилизацию XXI века характеризуют как инфор­мационное общество (в ряду с определениями «постиндустриальное», «открытое», «гуманистическое» и т.д.). В настоящее время уже можно го­ворить, что мир представляет собой огромное, в значительной мере еди­ное «информационное пространство». Избавляющийся от конфронтационного духа международный обмен информацией является важнейшим признаком сближения между страна­ми, формирования нового климата в мировом «информационном прост­ранстве», фактором складывания мирного международного порядка, зна­менующего начало нового периода в истории человечества. На этом пути много трудностей, возможны и, пожалуй, даже неизбежны «срывы» и «от­каты» назад. Но ход истории в принципе необратим, и задача журналис­тов - активизировать мировые информационные связи и всю свою дея­тельность в интересах всего человечества при учете многообразия составляющих его социальных групп, народов, этносов, стран, обществен­ных систем - следовательно, на базе идеалов гуманизма.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 848;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.