Вопрос 1 Развитие экономической мысли в России до ХХ века

Экономисты в современном и профессиональном смысле слова появились в России в конце XIX в. (чуть позднее, чем на Западе), а в более ранние времена отечественная экономическая мысль нераздельно сливалась с более широким кругом общественных идей.

Первым, «донаучным» этапом развития экономической мысли в России была литература «записок–проектов». И первым выдающимся экономическим мыслителем, первым российским «экономистом» (хотя и не в профессиональном смысле слова) был Иван Тихонович Посошков. Крестьянин по происхождению, предприниматель, изобретатель, государственный чиновник, мыслитель, в 1724 г. он написал «Книгу о скудости и богатстве», где изложил идеи позднего меркантилизма. Это было хоть и не очень оригинальное (вторичное по содержанию), но первое экономическое исследование, написанное российским автором на русском языке.

Иван Посошков был одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII века, своего рода «главным русским меркантилистом», важнейшим экономическим мыслителем времен Петра I. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав оригинальное по тому времени учение о богатстве; был первым русским экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную экономическую программу обновления страны с использованием определенных традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы, включавшей аграрную и налоговую реформы – углубление петровских преобразований, а также коренное изменение социальной базы реформ. Современник Петровских реформ, Посошков сомневался в экономической целесообразности сохранения крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли, который бы привел к радикальному изменению аграрно–сырьевой специализации страны в общеевропейском разделении труда.

В 1755г. по инициативе академика Миллера начал выходить первый русский научно–популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», в котором появились первые оригинальные русские публикации на экономические темы. Вскоре было образовано «Вольное экономическое общество» и стали издаваться регулярные «Труды вольного экономического общества», сыгравшие выдающуюся роль в экономическом просвещении образованной части российского общества и в развитии экономической мысли.

Однако по большому счету экономическая теория (политическая экономия) пришла в Россию в конце 18 – начале 19 в.в. вместе с идеями и с именем Адама Смита. Таким образом, по своему происхождению эта наука была для нас иностранная. Усвоение русскими образованными людьми основ английской классической политической экономии сыграло важнейшую роль в становлении отечественной экономической науки.

Первыми русскими профессорами общественных наук и первыми русскими экономистами европейского академического уровня стали Семен Десницкий и Иван Третьяков. В 1761г. они были посланы учиться за государственный счет в университет г. Глазго, где слушали лекции Адама Смита. Первые «смитианцы» в России и одни из первых – в Европе, они принесли идеи А. Смита в нашу страну.

В 1802 г. выходит в русском переводе первый том «Богатства народов». Примечательно, что расходы на издание были покрыты из специального государственного фонда: издание книги Смита было составной частью официальной системы просвещения русского читателя в эпоху Павла I.

Интересно, что Россия оказалась одной из первых стран, где в университетах было введено преподавание политической экономии как отдельного предмета. В 1801 г. профессор Х.А. Шлецер прочел в Московском университете учебный курс политической экономии, в основном излагая идеи А. Смита. В 1805–1806 г.г. Х.А. Шлецер издал первый в России учебник по политической экономии на русском языке. В 1803 г. Российской Академии наук был дан новый Устав, в котором политическая экономия (вместе с историей и статистикой) получила статус академической науки. Во всех университетах, педагогических институтах и губернских гимназиях (на уровне лицеев), созданных в России по новому университетскому Уставу 1803 г., в обязательном порядке преподавалась политическая экономия. Таковы были не только официальные требования, но и дух времени. С начала 19 в. политическая экономия становится в России популярной в широких общественных кругах.

Поскольку своих профессоров и учебников политической экономии тогда почти не было, «вакуум» заполнялся переводными книгами и приглашенными из-за границы профессорами – в основном немцами из Германии и прибалтийских провинций. Первая треть 19 века – эпоха «русских немцев» в российской политической экономии. Х.А. Шлецер, А.К. Шторх, Канкрин, Герман, Якоб и другие «русские немцы» сыграли выдающуюся роль в формировании российской экономической науки, перенеся на русскую почву навыки теоретического мышления. В. Рошер охарактеризовал этот период как «немецко–русскую школу», хотя, строго говоря, эти экономисты не представляли собой научную школу в строгом смысле слова.

Наиболее выдающейся фигурой был Андрей Карлович (Генрих Анри) Шторх (1766–1835) – русский экономист, историк и библиограф, выходец из Германии. Преподавал историю и словесность в Кадетском корпусе. С 1799г. – наставник детей императорской фамилии, преподавал политическую экономию великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. В 1804г. он был избран в Академию Наук по разряду политической экономии, с 1830г. был вице-президентом Петербургской Академии наук. В мемуарах академии опубликовал свои первые экономические работы. В 1815г. в Санкт–Петербурге на основе прочитанных лекций издал на французском языке учебник, быстро получивший широкую известность – Course d'economie politique on exposition des principles qui determinent la prosperite des nations. Этот капитальный труд по политической экономии принес Шторху мировую известность. В 1819г. учебник был издан на немецком языке, а в 1823 г. Ж. Б. Сэй издал его в Европе на языке оригинала со своими примечаниями. Спустя 60 лет эту книгу перевел на русский язык будущий академик В.И. Вернадский.

В своих работах и учебных лекциях Шторх резко осуждал крепостное право, считая его главной причиной отсталости России, осуждал расточительность верхов, состояние российской юстиции. Шторх был сторонником теории полезности, критиковал А. Смита за противопоставление производительного и непроизводительного труда, утверждая, что труд учителей, врачей, чиновников производителен, а производимые ими невещественные блага накопляемы и обращаемы; считал, что сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности. А.К. Шторх был первым российским профессиональным экономистом мирового уровня.

Впрочем, важнейшие экономические сочинения в ту пору в России писались не только профессорами, но и либеральными дворянами, прогрессивными чиновниками и разночинцами.

Первым научным исследованием по политической экономии, написанным российским экономистом на русском языке, стала книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (1818г.). Она полностью соответствовала существовавшим на тот момент научным международным стандартам. До этого подобные исследования писали только иностранцы, приглашенные в Россию, а российские авторы писали служебные записки и учебные пособия. Николай Иванович Тургенев был учеником Сарториуса в Геттингене, администратором выдающихся способностей, всесторонне образованным человеком.

Во второй половине 19 века выдающуюся роль в развитии экономической мысли в нашей стране сыграл Иван Васильевич Вернадский – один из первых либеральных профессоров и первый в России историк экономической мысли. Многие годы он издавал журнал «Экономический указатель» и приложение к нему –знаменитый журнал «Экономист» (просуществовавший до начала 1930–х г.г.). Значительную роль сыграли другие либеральные московские профессоры экономических наук 1880–х г.г.: А.И. Чупров–старший, И. Янжул, М. Ковалевский.

В конце 19 века в киевском университете Святого Владимира сформировалась т.н. киевская школа экономической мысли: Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, Н. Огронович, позднее – М.И. Туган–Барановский и В. Дмитриев. Так, в 1871 г. в небольшой книге с любопытным названием «Новое определение труда и капитала. Наибольшая ценность того или другого, значение наибольшей ценности их в социальной жизни и о наибольшем их производстве, или Новая наука о концентрировании атомов, клеточек, индивидов, ферм в производительных районах с приложением высшей математики» Н. Огронович задолго до работ П. Дугласа пришел к идее математической производственной функции, выразив ее вербально. Киевская школа характеризовалась консервативно–либеральной направленностью и полным неприятием марксистских и иных социалистических идей.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1514;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.