Пороховой завод им. С.М. Кирова в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны оборонные предприятия Прикамья были переведены на массовое производство систем полевой реактивной артиллерии («Катюша»). А в октябре 1941 г. на заводе № 98 НКБ СССР (Завод «К» или пороховой завод имени С.М. Кирова) дана первая пробная партия баллистых порохов, которые в дальнейшем использовались для производства артиллерийских снарядов (ПермГАНИ. Ф. 38. Оп.1. Д.33. Л.7).

 

В годы войны на завод эвакуировано до 80% предприятий пороховой промышленности страны. В 1942 г. в соответствии с постановление ГКО заводу установлен план по выпуску 15-ти видов военной продукции.Основное производство направлено на изготовление 120-мм и 82-мм зарядов для минометов. Для увеличения производительности по выпуску продукции оборонного значения рабочие завода трудились по 16 часов в сутки. К лету 1942 г. объемы промышленного производства увеличились. В частности по зарядам для артиллерии они выросли примерно в три раза. А к 1944 г. производство возросло в десять раз в сравнении с осенью 1941 г.

В сентябре 1941 г. в Пермь (Молотов) эвакуирована начальник опытного цеха № 8 нитроглицериновых порохов завода № 6 им. Морозова Наркомата боеприпасов (г. Шлиссельбург Ленинградской обл.) В.М. Балкова, которая на протяжении всех военных лет возглавляла отдел по производству боеприпасов завода № 98 НКБ СССР. В 1942 г. она назначена заведующей отделом промышленности боеприпасов обкома ВКП (б). После окончания войны продолжала жить и работать в Пермской (Молотовской) области.

Первые эшелоны с оборудованием эвакуированных ленинградских заводов №№ 52, 59, 6, 101 стали поступать в Закамск в конце июля 1941 года. В цехах Кировского начался срочный монтаж оборудования. Людям пришлось тяжелее: для них места пока не было. Сначала всех размещали в палаточном городке на 105-м участке, где спешно сооружались бараки.

1300 работников завода имени Кирова добровольцами ушли на фронт. 600 из них не вернулись с полей сражений. Места в заводских цехах заняли женщины и подростки, которым приходилось трудиться по 12 часов в сутки. Кстати, лошади, вывозившие из цехов готовую продукцию,работали только по шесть часов — больше не выдерживали.

Наиболее тяжелым для завода стал 1942 год. Не хватало топлива, электроэнергии, сырья, оборудования. Вымотанные до предела люди часто совершали ошибки, на производстве участились аварии, взрывы. Во время одного из них, произошедшего во время пуска смонтированного оборудования в цехе №2, погибли А. Шопен и К. Меренков.

Время было жестокое, ошибок не прощали. Под каток репрессий попали главный инженер завода А. Зобачев, главный технолог А. Щипакин, главный энергетик В. Ртищев и многие другие инженерно-технические работники. Директор завода С. Качалов был отстранен от должности и приказом наркома назначен директором завода в Боровске.

А работа шла своим чередом. Продукция завода требовалась фронту, и это понимали все. Так что выкладывались полностью. Особо отличались члены комсомольско-молодежных бригад. В эти дни аппаратчик Семен Стомин выдал рекордную выработку — 250 процентов нормы.

Война потребовала новых, более совершенных видов пороха. Пироксилиновые уже устарели, необходимо было переходить на производство более мощных, нитроглицериновых баллиститных порохов.

Из воспоминаний бывшего главного инженера завода, лауреата Государственных премий, профессора Давида Израилевича Гальперина: «Надо было разработать и внедрить новую технологию. А времени в обрез. Чтобы избежать всяких бюрократических проволочек, решено было создать при заводе ОТБ. Завод строился, одновременно ОТБ разрабатывало технологию. И вдруг сообщение: американский транспорт, который вез для нас централит (необходимый компонент для создания баллиститных порохов), потоплен. Что делать? Ученым удалось создать заменитель централита, который по многим показателям его превосходил. Удалось также наладить на заводе производство коллоксилина. Особая проблема производства мощных порохов таким образом была решена».

Возводилась вторая очередь завода — объекты 346 и 347. Строили их круглосуточно. По ночам включали прожектора, зажигали костры и при их свете рыли котлованы, укладывали трубы… Еще не была закончена крыша, а монтажники уже устанавливали в недостроенном здании варочные машины.

На новое оборудование нужны были новые работники. Людей не хватало, набрали 600 школьников — делать заряды к 88- и 120-миллиметровым минометам. За смену каждому из них приходилось взвешивать по 5000 зарядов. Не легче было и тем из них, кто работал на завязке узлов и упаковке, — им за смену необходимо было совершить 12–13 тысяч операций. После рабочего дня мальчишеские пальцы кровоточили, на них вздувались волдыри мозолей. Но на утро подростки вновь выходили на свои места.

Летом 1942 года коллектив завода обязали в трехмесячный срок в несколько раз увеличить выпуск зарядов для ракетных частей и крупнокалиберной артиллерии. В кабинете директора Д. Г. Бидинского раздался звонок Сталина: «От людей завода в значительной степени зависит судьба большой стратегической операции на фронте».

Два месяца ни один человек не выходил с завода. Небольшие перерывы на сон и еду — и вновь на работу. Но задание Государственного комитета обороны было выполнено, причем не в три, а в два с половиной месяца. Самоотверженный труд заводчан был оценен. Свыше 1000 человек были награждены орденами и медалями.

Но, едва справились с одной задачей, — тут же другая. Впереди Курская битва. И в конце все того же 1942 года ГКО дает заводу задание: за шесть месяцев в несколько раз увеличить выпуск зарядов для «Катюш». Обычными методами с этой проблемой не справиться. И тогда учеными ОТБ была разработана уникальная шнековая технология непрерывного производства баллиститных порохов. «Разработка шнековой технологии, — вспоминал потом Д. И. Гальперин, — представляла собой крупное инженерное решение мирового класса, предопределившее на десятилетия вперед пути развития баллистного пороходелия».

17 раз за годы войны завод имени С. М. Кирова завоевывал первое место в оборонной промышленности страны, удерживая у себя переходящее Красное Знамя ГКО. Последние десять месяцев до конца войны это знамя бессменно находилось на заводе и после 9 мая было оставлено в Закамске на вечное хранение. Теперь ежегодно в День победы это знамя, так же, как и Красное Знамя, врученное заводу в 1942 году командованием Северо-Западного фронта, проносят перед мемориалом Славы колонны ветеранов.

 








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 2876;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.