Софистика. Уловки в полемике и эклектике
Логические ошибки, совершаемые в отношении тезиса, аргументов и формы доказательства, могут быть умышленными и неумышленными. Неумышленная ошибка называется паралогизмом, её причины могут быть в незнании логических законов, в невнимательности и проч. Ошибка, совершаемая сознательно, с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софизмом. Софизм — это рассуждение, которое кажется правильным, но содержит скрытую логическую ошибку и служит для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно софизм обосновывает какую-нибудь нелепость, абсурд, утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Знамениты, к примеру, следующие софизмы, сформулированные ещё в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» или «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит». Софизмы используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращённые умозаключения и т. д. Основываются софизмы на таких логических ошибках,как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Нетрудно заметить, что в софизме о рогах обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял»: иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял независимо от того, имел или нет». Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргументации. Некорректные приёмы спора гораздо более разнообразны, чем допустимые методы борьбы, их строгой классификации нет, и вряд ли она может появиться. Кроме ошибок, совершаемых в отношении тезиса, аргументов и демонстрации, существует масса так называемых уловок, которые используются ради победы над противником и касаются скорее психологических, чем логических законов. Обширная группа уловок связана с переключением внимания к предмету спора на внимание к личностям его участников. По существу, эти уловки представляют собой сочетание бесчисленного множества вариантов довода к человеку и ошибки «не следует». Наиболее распространенными здесь оказываются следующие уловки.
1. Аргумент к авторитету — ссылка на известных людей, заменяющая обоснование тезиса участника. Аргумент к авторитету имеет много разновидностей. Кроме ссылок на мнения великих ученых, общественных деятелей, людей искусства, это и ссылки на авторитет общественного мнения, на авторитет возраста, на авторитет должности, на авторитет священных текстов и т. д. Нередко ссылка на авторитет оказывается ложным аргументом, потому что лицо, которому приписывается некое высказывание, либо не является на самом деле его автором, либо его слова вырваны из контекста и ложно трактуются; иногда случается и так, что персоны, которая называется авторитетной, никогда не существовало и её имя лишь плод воображения спорщика. Формой аргумента к авторитету является также аргумент к верности — призыв сохранить верность традициям, убеждениям и ценностям некоего круга лиц, подтвердить личную преданность кому-то из участников спора. Когда в качестве доводов используются абстрактные, неопределенные и общеупотребительные выражения (пословицы, крылатые слова), это тоже может быть сигналом аргумента к авторитету.
2. Аргумент к тщеславию — ссылка на достоинства участника, лесть, расточение ему похвал с целью склонить его на сторону противника. Может принимать вид выражений: «Всякий умный (порядочный, добрый, благоразумный) человек согласится с…», «Все, кому дорога правда, признают…», «Любой сторонник социального прогресса…», являясь в таком случае разновидностью аргумента к силе.
3. Аргумент к невежеству — ссылка на факты, положения науки, результаты исследований, а также на имена и произведения, предположительно незнакомые противнику. Приём эффективен в том случае, когда противник известен болезненным самолюбием и предполагается, что он скорее примет ложный аргумент, чем признается в своём невежестве.
4. Аргумент к личности — ссылка на индивидуальные особенности участников дискуссии, на их вкусы, внешность, убеждения, на достоинства и недостатки их характеров, возможно даже на их физические изъяны. Аргумент к личности может принять форму принижения противника или самовосхваления кого-то из участников спора: «Ты любой разговор превратишь в свару», «В отличие от некоторых, я говорю только правду» и т. д. Разновидностью аргумента к личности является приём, названный чтением в сердцах, или проницательностью. Его суть заключается в том, что за причину неприятия противником тезиса выдают какие-то особые, не имеющие явного отношения к предмету спора, мотивы: «Ты бы давно со мной согласился, если бы не был начальником». Таким образом, предполагается, что говорящий знает не только тему, но и внутренний мир противника. Аргумент к личности может принимать вид аргумента к скромности — попытки нейтрализовать доводы противника путём урезонивания, вроде: «Неужели ты умнее других?», «Хочешь сказать, все ошибаются, один ты прав?».
5. Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства, желания публики. Вместо обоснования своего положения путём приведения истинных доводов участник обращается к присутствующим при споре с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на противника.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 693;