V Пример. Существенными признаками человека — в несколько ином перечне, чем указанный выше, — можно признать неразрывную связку в виде сознания

Существенными признаками человека — в несколько ином перечне, чем указанный выше, — можно признать неразрывную связку в виде сознания, общественных потребностей, интересов, деятельности, нормативности, отношений. Это знание нашего времени. В поздней же античности по поводу того, как якобы Платон однажды определил понятие человек, бытовал анекдот: учащиеся платоновской Академии на одном из занятий попросили Платона дать определение человека, на что тот ответил, что «человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев»; после чего ученик Антисфена Диоген Синопский (ум. ок. 330-320), имя которого в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного, якобы принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве «платоновского человека», из-за этого Платону якобы пришлось добавить к своему прежнему определению новую спецификацию — «и с плоскими ногтями». Скорее же всего, дело платоновского определения человека обстояло так: мыслитель-идеалист усматривал сущность человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении, так что она (душа, следовательно, человек) восприимчива к знанию (в этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного); на видовом (частном) уровне человек по Платону отличается от животного некоторыми своими внешними особенностями (двуногостью, беспёростью…). На основе указанного, вероятно, Платон и сформулировал в качестве одного из первых в письменной истории человечества следующее определение человека: «Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi)»[6].

 

Итак, начинаясь на уровне чувственных форм, развитие человеческого познания может приводить и зачастую приводит нас к исходному, базовому виду абстрактного познания (мышления) — понятию. Понятие — форма абстрактного мышления, фиксирующая существенные признаки предмета мысли (объекта) и обобщающая объекты (предметы) с такими признаками в класс. Причём, наше познавательное движение к понятиям, к абстракциям в целом, их получение, развитие и использование, закономерно выражает нашу человеческую сущность; или, как формулируют некоторые исследователи, связано с отличающей нас от животных «работой центрального процессора, оперирующего с "обобщенной информацией"»[7].

§3.2. Содержание и объём понятия

Данное выше определение понятия указывает на два его фундаментальных параметра: 1) содержание и 2) объём. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая является в понятии в качестве инвариантного ядра, вариативно обрамлённого иными признаками, мыслимыми в данном понятии.

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 574;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.