От чувственных форм познания к понятию

Человеческое познание осуществляется на 2-х основных уровнях: 1) чувственном, 2) абстрактном. В элементарном чувственном познании мы близки к другим живым существам с высшей нервной деятельностью. При этом надлежит различать 3-и последовательно усложняющиеся формы (вида) чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление. 1). Ощущение — это фиксация в непосредственном контакте каких-либо признаков предметов через конкретный вид органов чувств (глаза — зрительное ощущение, уши — слуховое ощущение, язык — вкусовое ощущение, кожа — осязательное ощущение, нос — обонятельное ощущение). Ощущение — исходная, предельно простая форма чувственного познания, следовательно, познания вообще. 2). Восприятие — это целостный чувственный образ какого-либо предмета, находящегося в чувственном контакте с субъектом познания. Т. е., если ощущения от какого-либо находящегося с нами в контакте предмета оказываются организованными в субъективный целостный чувственный образ этого предмета, то имеет место более сложная форма чувственного познания — восприятие или перцепция (от лат. perceptio — понимание, восприятие, постижение). При этом следует чётко осознавать, что как ощущение, так и перцептивное знание, складывающееся на базе совокупности ощущений, существуют только в непосредственном чувственном контакте субъекта познания с познаваемым предметом (объектом). 3). Представление — чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Достигнутый в форме восприятия целостный чувственный образ предмета после прекращения вызвавшего его чувственного контакта субъекта с этим предметом, может либо исчезнуть из поля сознания данного субъекта, оказаться забытым и не воспроизводимым в нём, либо закрепиться в этом поле, быть запомненным и продуктивно используемым в дальнейшем вне чувственного контакта. В последнем случае целостный чувственный образ предмета становится средством для воспоминания субъектом чувственных характеристик какого-либо объекта, а также служит средством для продуктивного воображения. Так появляется и существует представление — предельно сложная из числа 3-х вышеперечисленных форм. В своей познавательной деятельности люди создают, развивают, используют огромное количество разнообразных представлений. По сути, большую часть нашего актуального познавательного багажа составляют не просто чувственные формы познания, но именно представления. Однако представления информационно размыты, избыточны, имплицитно (свёрнуто) содержат в себе зёрна некоторых искажений действительности, а не только её верное в определённых аспектах отражение. Но именно на их основе, на основе представлений в целом, деятельность человеческого сознания проявляется в соотношении образов, в нахождении в них общего. При этом, по Гегелю, «речь (разрядка автора. — А.С.) и её система, язык (разрядка автора. — А.С.) — даёт ощущениям, созерцаниям, представлениям второе существование, более высокое, чем их непосредственное наличное бытие, вообще даёт им такое существование, которое имеет значение в сфере представления (разрядка автора. — А.С.)»[5] Понятие возникает с помощью представлений, из представлений постольку, поскольку, обобщая, субъекту познания удаётся отбросить случайные, неверные признаки и выявить не просто отличительные признаки осмысливаемого предмета, но такую их разновидность, как существенные, указывающие на его сущность. Возникновение, формирование понятия из представления происходит в результате корректного применения естественного для людей целостного комплекса элементарных познавательных операций (методов), позволяющих установить общие признаки у предметов, выделив в них существенные и несущественные признаки и создав из выделенных признаков уже не чувственное, а абстрактно выраженное единство. К таким операциям относят: 1) абстрагирование — отвлечение от предмета каких-либо признаков и работа с этими признаками как таковыми; 2) сравнение, связанное с различением — сопоставление предметов по критерию наличия или отсутствия у них общих признаков; 3) анализ — мысленное расчленение (подобно тому, как реальный предмет может быть разъят на составные части) содержания предмета на составляющие его признаки (в результате мысленного анализа появляется первичная дополнительная информации о более значимых и менее значимых признаках предмета); 4) синтез — мысленное соединение признаков предмета, полученных в ходе анализа, с использованием их подразделённости на признаки указывающие на сущность предмета и признаки иного рода: т. е. среди соединяемых (синтезируемых) признаков особо осознаются отличительные существенные признаки; 5) обобщение — собирание в группу (класс) всех предметов, которые обладают одинаковыми существенными, т. е. особыми среди отличительных, признаками. Итак, понятие формируется в ходе определённой мыслительной работы с разного рода признаками предмета: 1) случайными, т. е. обусловленными внешними несущественными факторами, не поддающимися строгому учёту, и не определяющими качественную характеристику осмысливаемого предмета; 2) отличительными, т. е. имеющимися только у данного предмета (класса предметов), но никак не выражающими его сути; 3) существенными — выражающими суть предмета, следовательно, без которых нельзя помыслить само существование данного предмета.

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.