Сенсорная амузия. Нарушается способность узнавать мелодии, которые некогда были хорошо знакомы пациенту
Нарушается способность узнавать мелодии, которые некогда были хорошо знакомы пациенту. Как и при зрительной агнозии объектов, можно выделить два типа музыкальной агнозии — ассоциативную, или амнестическую, музыкальную агнозию и апперцептивную, или акустическую, музыкальную агнозию.
Ассоциативная музыкальная агнозия.Пациент не в состоянии узнать знакомые мелодии, утрачивает способность сравнивать мелодию с ее моделью в хранилище памяти, при том что способность определять фальшивые ноты, узнавать различные музыкальные инструменты по их тембру и узнавать ритм песни остается сохранной или незначительно нарушенной.
Один из таких пациентов, описанный Бонвичини, не мог узнать знакомые популярные мелодии, в том числе государственный гимн (Bonvicini, 1905). Прослушав гимн, он произнес: «Хорошая музыка». В этом случае чувство ритма и различение фальшивых нот было сохранно. Леми также наблюдал пациента, который мог правильно транскрибировать государственный гимн, не осознавая, что эта мелодия ему знакома (Lamy, 1907).
Апперцептивная музыкальная агнозия.Трудности узнавания мелодий связаны с трудностями восприятия базовых свойств мелодии, таких как последовательные изменения тонов, длительность тонов и темп. Вертгейм и Ботез описали пациента с музыкальной агнозией, у которого проявлялись трудности различения размера такта и воспроизведения ритма (Wertheim, Botez, 1961). Он также утратил абсолютный слух. В более тяжелых случаях (см. обзор в Hecaen, Albert, 1978) восприятие музыкального качества звуков абсолютно теряется (случай Шустера и Татерки (Sinister, Taterka, 1926)), и пациент слышит «визг тормозов»
(Foerster, 1936), стук молотка по листу железа (Quenzel, Pfeiffer, 1923), либо музыка становится «скрипучей, дисгармоничной и пронзительной» (Potzl, 1937).
В некоторых случаях нарушается узнавание мелодий, а различение ритмов остается сохранным, но бывает и наоборот. Пациент, описанный Саксом, не мог различать мелодии церковных гимнов, и ему приходилось опираться на слова или ритм (Sacks, 1985). Похожий случай описали Фрис и Свихарт (Fries, Swihart, 1990). У музыканта-любителя развилась диссоциация между нарушенной переработкой мелодий и сохранным различением ритмов. Обратную ситуацию наблюдал Мавлов (Mavlov, 1980) у профессионального музыканта 61 года после инфаркта левого полушария. У пациента развились тяжелые нарушения узнавания и производства ритмов, хотя он был способен производить и узнавать тоны и последовательности тонов. Эту диссоциацию между узнаванием мелодий и ритмов экспериментально исследовал Перец (Peretz, 1990). Сравниваемый музыкальный стимул изменялся по одному параметру — мелодии или ритму. Два пациента продемонстрировали нарушения в использовании мелодии как категории для различения, и у двух пациентов обнаружились нарушения различать стимулы по ритму.
Аналогичную диссоциацию между мелодией и ритмом можно наблюдать при моторной амузии. При пении может отмечаться утрата мелодии при сохранности ритмической структуры (Mann, 1888), или наоборот (Brust, 1980; Mavlov, 1980).
Эти данные указывают на возможность относительно независимой переработки музыкальных свойств, таких как мелодия и ритм, подобно переработке формы, цвета и движения при зрительном распознании объектов. Дальнейшее разделение музыкальных свойств может быть связано с переработкой мелодического контура как восходящего или нисходящего пути и переработкой конкретных интервалов между тонами в мелодическом контуре.
В целом трудно найти случай с изолированной ассоциативной или апперцептивной музыкальной агнозией, и в большинстве случаев обычно имеются разные степени обоих типов сенсорной амузии.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1363;