Обзор подходов к сжатию информации
Как уже было сказано, дискретная форма представления информации является наиболее общей и универсальной. В виде совокупности символов, принадлежащих к ограниченному алфавиту, можно представить как текст или массивы чисел, так и оцифрованные звук и изображение. С учетом этого очевидно, что должны существовать универсальные методы сжатия данных (цифровой информации), применимые ко всем ее разновидностям. В силу своей универсальности эти методы должны исключать потерю информации (такая потеря может быть допустима при передаче, например мелкой детали изображения, но неприемлема, когда речь идет, скажем, о коде программы). С другой стороны, в ряде приложений общие методы наверняка не будут наиболее эффективными. Например, в силу особенностей зрительного и слухового восприятия, некоторое «огрубление» изображения или звука может оказаться малозаметным, при этом выигрыш в объеме передаваемых данных окажется значительным. В этих случаях уместно использовать специальные методы сжатия с потерями (рис.5.1).
При кодировании со сжатием без потерь выделяются две разновидности методов: Первая основана на раздельном кодировании символов. Основная идея состоит в том, что символы разных типов встречаются неодинаково части и если кодировать их неравномерно, - так, чтобы короткие битовые последовательности соответствовали часто встречающимся символам, - то в среднем объем, кода будет меньше. Такой подход, именуемый, статистическим кодированием, реализован, в частности, в широко распространенном коде Хаффмана, о котором мы расскажем подробно ниже.
Очевидно, что посимвольное кодирование не использует такого важного резерва сжатия данных, как учет повторяемости последовательностей (цепочек) символов.
Простейший вариант учета цепочек – так называемое «кодирование повторов» или код RLE, когда последовательность одинаковых символов заменяется парой – "код символа + количество его повторов в цепочке". В большинстве случаев цепочки одинаковых символов встречаются нечасто. Однако, например, при кодировании черно-белых растровых изображений, каждая строка которых состоит из последовательных черных или белых точек, такой подход оказывается весьма эффективным (он широко применяется при факсимильной передаче документов). Кроме того, кодирование повторов нередко используется как составной элемент более сложных алгоритмов сжатия.
Гораздо более универсальным является алгоритм, позволяющий эффективно кодировать повторяющиеся цепочки разных символов, имеющие при этом произвольную длину. Такой алгоритм был разработан Лемпелем и Зивом и применяется в разных версиях в большинстве современных программ-архиваторов. Идея алгоритма состоит в том, что цепочка символов, уже встречавшаяся в передаваемом сообщении, кодируется ссылкой на боле раннюю (при этом указываются «адрес» начала такой цепочки в «словаре» сообщения и ее длина). Ниже мы обсудим особенности алгоритма Лемпеля-Зива.
Специализированные методы сжатия с потерями информации, естественно принципиально различаются для графики и звука.
К методам сжатия изображений относятся «блочный» алгоритм JPEG основанный на независимом «огрублении» небольших фрагментов изображений (квадраты 8х8 пикселей). Здесь с ростом степени сжатия проявляется мозаичность изображения. Блочный метод JPEG (разработанный специальной группой международного комитета по стандартизации) получил сейчас повсеместное распространение и ниже мы рассмотрим его подробнее. Достигается степень сжатия – в среднем в десятки раз.
При волновом сжатии в отличие от блочного изображение как бы «размывается» (чем выше степень сжатия, тем более нечетки границы и детали). При передаче данных получаемое изображение постепенно «проявляется» в деталях. Это позволяет получателю самому выбирать необходимый компромисс между качеством и скоростью получения изображения, что очень удобно, например в Интернет. К тому же «размытость» не столь резко воспринимается глазом как потеря качества по сравнению с «мозаичностью». Так что при субъективно близком уровне качества волновой метод дает большую степень сжатия по сравнению с «блочным». Именно такой подход реализован в новом стандарте JPEG 2000.
Наконец, фрактальное сжатие основывается на том, что в изображении можно выделить фрагменты, повороты и масштабирование которых позволяет многократно использовать их при построении всей «картинки». Выделение и построение математического описания таких элементов-фракталов – трудоемкая в вычислительном отношении задача. Зато высокая степень сжатия (в сотни раз) и быстрота построения изображения по его фрактальному описанию делают метод очень удобным, когда не требуется быстрота компрессии. Например, этот метод удобно использовать при записи изображений на CD-ROM.
Наконец, методы сжатия звука существенно различаются в зависимости от того, насколько хорошо известны специфические особенности его источника. Примерами источников, чьи особенности решающим образом влияют на характер звука, являются человеческий речевой аппарат и музыкальные инструменты. Для них эффективным способом сжатия звуковой информации является моделирование, когда передаются не характеристика звука, а параметры модели его источника.
Что касается методов сжатия звука от произвольного источника, мы рассмотрим их ниже.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 998;