V Тени на стене — это звуки, восприятия, отражения и другие образы.
V Вещи, которые проносятся за спинами узников, — это предметы реального мира.
V Вещи за пределами пещеры — идеальные формы.
V Солнце — верховная идея Блага.
Миф о пещере повествует о том, насколько сложно познать идеальный мир, потому что мы привыкли к образу мысли, делающему более очевидной для нас кажущуюся реальность. Чтобы быть философом и уметь поступать правильно в любой ситуации, необходимо смотреть сквозь видимость и созерцать идеальную истину.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
Идея государства - это государство, представленное в виде космоса. В то же время государство - увеличенная копия строения человеческой души, как организованного, упорядоченного целого. И через бытие государства, как своего рода микроскоп, можно понять и бытие человека. То есть, через то, как должны соотноситься в государстве различные его составляющие, можно понять и то, как должны соотноситься в человеке различные части его души.
Платон считал, что когда люди понимают, как на самом деле следует жить, но не следуют этому пути, то они обладают особой слабостью, которая носит имя акрасия. Акрасия — это слабость воли, которая приводит к тому, что человек действует согласно глупым и сиюминутным желаниям, вместо того чтобы делать то, что, как он знает, правильно. Философ должен бороться не только против незнания, но и против акрасии. Поэтому любой философ — особый человек, который может управлять другими людьми, более слабыми и глупыми от природы. Он должен обладать качеством, которое Платон называет арете — целостность и сила характера, которая позволяет вести себя в соответствии с идеей Блага.
Государство - рай Платона заставляет людей совершать заведомо неправильные поступки. Ее противоположностью является арете — высшая личная добродетель, готовность делать то, что следует.
Платон считал, что не каждый человек обладает в равной степени качествами акрасии и арете. Некоторые люди немного лучше, чем остальные. Платон использует эту идею естественного неравенства, когда создает свой знаменитый диалог «Государство», в котором дает рекомендации о совершенном государственном устройстве. Если бы все были одинаково совершенны, то им не нужно было бы правительства; люди могли бы править самостоятельно. Они жили бы небольшими группами и помогали бы друг другу, удовлетворяя свои основные потребности и свободно делясь необходимым с другими. Люди б>ы признали, что материальная собственность не требуется ни для чего иного, кроме удовлетворения своих основных нужд, и не хотели бы ничего большего. Им не нужно было бы богатство, и поэтому не было бы жадности и корысти. В свою очередь, не было бы необходимости в организации правительства, полиции или армии, которая защищает собственность людей. Звучит прекрасно, не так ли?
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1615;