Наука и техника

История науки в пореформенной России ознаменована крупны-[ ми успехами. Они были вызваны духовным раскрепощением общества I после 1861 г., нуждами и запросами быстро растущих отраслей про-I мышленности, острой потребностью развития самого научного мыш-[ ления, интеграцией русской науки в мировую науку.

Научные центры и связи. Высшим научным учреждением страны I по-прежнему оставалась Академия наук, основанная Петром I в 1724 г. ■ Здесь проводились многие ценные исследования. В числе академиков [ состояли такие выдающиеся ученые, как математик П.Л.Чебышев, хи-|мики Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров, астроном Ф.А.Бредихин, биолог [ А.О.Ковалевский, геолог А.П.Карпинский, языковед Ф.И.Буслаев, [ востоковед В.В.Радлов и др.

Крупными центрами научной мысли были университеты. Велико I было значение и ряда специальных высших школ - Медико-хирурги-Е ческой (Военно-медицинской) академии, Технологического и Горного L институтов в Петербурге, Петровской сельскохозяйственной академии ; под Москвой, Московского высшего технического училища.

Серьезную роль в развитии науки играли научные общества, как Iпрежде возникшие («Вольное экономическое общество», «Московское общество сельского хозяйства», «Русское географическое общество», «Общество истории и древностей Российских» и др.), так и новые. Среди последних большую научную и популяризаторскую работу вели «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии».

 

«Общество русских врачей», «Русское техническое общество», «Русское историческое общество» в Петербурге, «Общество археологии, истории и этнографии» в Казани и многие другие.

Возросшая потребность в научном общении привела к созыву съездов ученых разных специальностей. Съезды издавали «Записки», «Труды», «Протоколы», сообщавшие о достижениях науки. Наибольшую популярность приобрели всероссийские съезды естествоиспытателей и врачей, первоначально созывавшиеся через каждые два года (восемь съездов за 1867-1898 гг.). Большое распространение получили местные и всероссийские сельскохозяйственные съезды, на которых собирались практики земледелия и скотоводства, агрономы, землемеры, ученые-биологи.

Отечественная наука развивалась в тесной связи с наукой Западной Европы и Америки. Русские ученые совершали длительные поездки в зарубежные научные центры, участвовали в лабораторных и экспериментальных исследованиях, нередко публиковали труды в иностранных журналах, выступали с научными докладами, а иногда и целыми курсами лекций. Русские ученые активно участвовали в международных научных съездах и научных комитетах.

По мере значительного расширения деятельности ученых обогащалась периодическая научная литература. По подсчетам библиографа Н.М.Лисовского, в 1855 г. в России выходило 61 научное или специальное издание, из них 44 в Петербурге, 10 в Москве и только семь во всей провинции. К 1900 г. существовало 525 научных и специальных изданий: 263 в Петербурге, 83 в Москве, 179 в провинции. Для гуманитарных наук важнейшее значение имели общие солидные журналы. На их страницах публиковались работы лучших представителей общественной мысли по философии, политической экономии, истории, литературоведению.

Естественные науки. Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, астрономии, механики, физики, химии, геологии и биологии.

Крупнейшим центром математических исследований был Петербург, где работал великий русский математик П.Л.Чебышев, который сделал важнейшие открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Вокруг Чебышева сложилась математическая школа, к которой принадлежали его талантливые ученики А.А.Марков, А.М.Ляпунов и ряд других ученых. Трудами ученых петербургской школы теория вероятности была оформлена в стройную математическую дисциплину.

Казанская школа математиков развивала идеи Н.И.Лобачевского. Признание в России и за рубежом получили фундаментальные

• 164

исследования профессора Казанского университета А.Г.Имшенецкого по интегрированию уравнений в частных производных. Ф.М.Суворов продолжил развитие неэвклидовой геометрии. Основы механики неэвклидовых пространств определил А.П.Котельников.

Со школой Чебышева была связана Софья Васильевна Ковалевская, первая в мире женщина-профессор, которая вынуждена была учиться и работать за границей. Она получила важные результаты в теории дифференциальных уравнений и в теории гироскопа.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл А.Г.Столетов, автор ценных исследований в области фотоэлектрических явлений, занявших видное место в подготовке современной электронной техники, а также атомной физики. Он явился создателем школы русских физиков в Московском университете.

Главным центром астрономических исследований в России оставалась Пулковская обсерватория. Другим центром стала обсерватория Московского университета. С этими обсерваториями связаны труды Ф.А.Бредихина и А.А.Белопольского. Они работали над изучением проблем теории кометных форм, происхождения метеорных потоков. Профессор Казанского университета М.А.Ковальский впервые подробно исследовал движение планеты Нептун и других планет, определил движение Солнечной системы в пространстве и др. В конце XIX в. недалеко от Казани началось строительство обсерватории Казанского университета им.В.П.Энгельгардта, сотрудники которой развернули важные исследования.

Подъем естествознания в России плодотворно сказался в области химии. Главой русских химиков был великий ученый Д.И.Менделеев, открывший один из основных законов природы - периодический закон химических элементов. Это было гениальное открытие ученого. Профессора Казанского университета Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров внесли большой вклад в развитие органической химии. Бутлеров обессмертил свое имя созданием теории химического строения, основополагающей для современного представления о природе химических соединений.

Петербургский ученый технолог и физик А.С.Попов прославил свое отечество изобретением радиотелеграфа. 25 апреля 1895 г. на заседании «Русского физико-химического общества» он выступил с докладом и демонстрацией прибора для передачи азбуки Морзе на расстояние без помощи проводов. Это стало знаменательной датой в развитии радиосвязи и всей современной культурной и общественной жизни человечества, в которой радио занимает огромное место.

Велик был вклад русских изобретателей в развитие электротехники. П.Н.Яблочков сконструировал для освещения первую в мире ду-

говую электрическую лампу, так называемую свечу Яблочкова. Такими «свечами» были освещены в 1876-1878 гг. улицы Петербурга, Парижа, Лондона, Берлина, Мадрида, Неаполя. «Русским светом» называли изобретение Яблочкова во всем мире. Впоследствии А.Н.Лоды-нин изобрел более совершенную электрическую лампу накаливания.

Много нового и ценного было сделано в России в области металлургии, машиностроения, военной техники и летного дела. С.П.Мосин создал известную русскую трехлинейную винтовку (1891). Известный флотоводец С.О.Макаров конструировал новые типы военных кораблей. А.Ф.Можайский создал в 70-80-х годах первый самолет. В последней четверти XIX в. скромный учитель физики в Калуге К.Э.Циолковский своими открытиями в реактивной технике предвосхитил современные гигантские достижения в космосе. К 90-м годам относятся ранние работы Н.Е.Жуковского по теории авиации.

Значительные успехи были достигнуты в биологических науках, в частности, в физиологии. Учение И.М.Сеченова о рефлексах головного мозга положило начало научно-экспериментальному исследованию высшей нервной деятельности человека. Учеником Сеченова был И.П.Павлов, крупнейший физиолог мира новейшего времени, деятельность которого началась в 70-80-х годах. Велика заслуга в области зоологии А.О.Ковалевского и И.И.Мечникова.

Гениальным ученым был ботаник К.А.Тимирязев, исследователь сложнейших процессов растительного мира, один из основоположников научной агрономии.

В неразрывной связи с успехами биологии и естествознания в целом находилось развитие медицинской науки. В середине и второй половине XIX в. продолжалась деятельность великого хирурга и анатома Н.И.Пирогова. Тогда же работал знаменитый ученый и врач-терапевт С.П.Боткин. Ценными трудами проявила себя казанская школа медиков, основоположниками которой стали профессора Казанского университета Н.А.Виноградов, К.А.Арнштейн, Н.О.Ковалевский, П.Ф.Лесгафт. В 1885-1893 гг. заведующим кафедрой психиатрии университета стал В.М.Бехтерев - выдающийся невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог нервной системы, основатель рефлексологии. При кафедре он основал первую в России психофизиологическую лабораторию для исследований в области анатомии и физиологии мозга и экспериментальной психологии. Бехтерев был инициатором создания Казанского общества невропатологов и психиатров. Он же в Казани основал журнал «Неврологический вестник» - первое отечественное периодическое издание по неврологии. Мировую известность получили труды профессора Казанского университета Е.В.Ада-мюка по глазным болезням.

. 166

Развитие геолого-географических наук находилось в прямой связи с необходимостью познания и освоения новых земель и естественных богатств страны. Выдающиеся русские геологи Г.Е.Щуровский, А.П.Карпинский, И.Д.Черский и другие много сделали для исследования геологии внутренней России, Кавказа, Средней Азии, Алтая, Тянь-Шаня, крайнего северо-востока России.

Великие путешественники П.П.Семенов-Тянь-Шаньский, Н.М.Пржевальский, Н.Н.Миклухо-Маклай позволили человечеству по-новому представить прежде неведомые земли и народы Центральной и Средней Азии, Дальнего Востока, Полинезии, Индонезии.

Труды гениального ученого В.В.Докучаева создали новую науку - почвоведение. Вместе со своими учениками он предпринял грандиозное по масштабам изучение почвенного покрова России. Его книга «Русский чернозем» (1883) явилась классическим трудом в мировой литературе по почвоведению.

Гуманитарные науки. Наиболее крупные явления в развитии историографии по истории России связаны с именами выдающихся историков С.М.Соловьева и В.О.Ключевского. Оба являлись профессорами Московского университета. Именно в Москве, благодаря им, сложилась самая влиятельная научная школа в русской историографии.

Соловьев вошел в историю русской культуры как создатель 29-томной «Истории России с древнейших времен». Его колоссальный труд явился наивысшим достижением в русской отечественной историографии.

Ключевский с 1870-х гг. работал над общим «Курсом русской истории», который был издан в начале 1900-х гг. «Курс» в 5 частях, содержащий целостное построение русского исторического процесса, -вершина научного творчества Ключевского. Он доведен автором до реформ 60-70-х гг. XIX в. включительно. В своем «Курсе русской истории» Ключевский стремился достичь художественного изображения, живого воспроизведения русского прошлого. Он создал научную школу, вошедшую в историю русской исторической науки как «школа Ключевского». Его «Курс русской истории» получил всемирную известность, переведен на все основные языки мира, по свидетельству зарубежных историков, послужил базой и главным источником курсов русской истории во всем мире.

Успешно развивалась русская историография по истории зарубежных стран. Здесь особенно выделялись фундаментальные труды М.М.Ковалевского, Н.И.Кареева, И.В.Лучицкого, П.Г.Виноградова, Д.М.Петрушевского, В.Г.Васильевского. Русские историки подолгу

работали в зарубежных архивах. Их труды пользовались большим авторитетом за рубежом.

В пореформенное время были созданы ценные исследования по истории русской литературы и общественной мысли (Н.С.Тихонравов, А.Н.Пыпин), по развитию английской, французской, немецкой и итальянской литератур (Н.Сторожко, А.Веселовский). Языковеды и фольклористы (А.А.Потебня, В.Ф.Миллер, Ф.Ф.Фортунатов) дали оригинальные труды по грамматике и синтаксису русского языка, по истории русского народного эпоса. К 80-м годам относится начало деятельности замечательного филолога и исследователя русского летописания А.А.Шахматова.

Таким образом, пореформенная эпоха в России была временем выдающихся достижений в области естественных и общественных наук. Ученые и техники старались поставить достижения науки и техники на службу родному отечеству. Русская наука внесла заметный вклад в развитие мировой культуры.

Литература и искусство

Литература. Русская художественная литература пореформенной эпохи развивалась под непосредственным и сильным воздействием общественных движений и общественной мысли этого времени. Передовая литература привлекала симпатии читателей своим демократическим и высокоморальным духом, стремлением ставить и решать жгучие вопросы общественной жизни и личной морали. Она отличалась великой и пленительной художественной силой, яркостью и колоритностью образов, красочностью и меткостью языка.

И.С.Тургенев прекрасными художественными средствами отобразил судьбы дворянской и разночинной интеллигенции 40-70-х годов XIX в. в серии романов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Необыкновенное мастерство построения сюжета, поэтическая речь, жизненность характеристик в сочетании с мягким лиризмом, теплотой чувств сделали Тургенева одним из любимейших авторов в России и за рубежом.

Выдающимся мастером реалистического романа был И.А.Гончаров, что отразилось в романах «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Роман «Обломов» прозвучал как беспощадный приговор феодально-крепостнической России.

Ф.М.Достоевский был непревзойденным мастером психологических, социально-философских романов - «Униженные и оскорбленные». «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». В нем справедливо видят одного из величайших психо-

логов мировой литературы. Начиная с 80-х годов Достоевский стал одним из популярнейших в мире авторов.

К шедеврам мировой литературы принадлежат романы великого писателя земли русской Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», а также трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы». Высокая правдивость, обличение социальной несправедливости, реализм, народность и гуманизм являлись отличительными чертами творчества Толстого.

Заметное место в русской литературе занимали произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Ф.Писемского, Н.С.Лескова, Н.В.Успенского, Ф.М!Решетникова, Н.Г.Помяловского.

Ведущей фигурой демократической поэзии являлся Н.А.Некрасов. Его стихи, поэмы «Коробейники», «Мороз, красный нос», «Железная дорога», «Орина, мать солдатская», неоконченная поэма «Кому на Руси жить хорошо» развертывали картину народной жизни, труда и страданий. Выдающиеся поэты А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.Н.Майков, А.К.Толстой создали прекрасные образцы интимно-лирической русской поэзии второй половины XIX в.

Художественная литература оказала определяющее воздействие на развитие идей, образов и направлений в русском искусстве.

Театр. Достижения сценического искусства во второй половине XIX в. в значительной степени связаны с Московским Малым театром. Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Он по праву зовется «Домом Островского». Выдающийся русский драматург был теснейшими узами связан с Малым театром и оказал исключительное влияние на всю его историю. На его сцене нашли воплощение практически все пьесы А.Н;Островского - «Доходное место», «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др. Наряду с постановкой лучших пьес передовой русской драматургии (А.Н.Островский, А.С.Грибоедов, А.К.Толстой, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.), в репертуаре театра были великие образцы мировой классической драматургии Шиллера, Шекспира, Лес-синга, Лопе де Вега, Мольера. Все это привлекало к Малому театру симпатии передовой публики. Это был театр демократической интеллигенции, передовых профессоров Московского университета, театр разночинного студенчества. Значительная часть известнейших русских драматических актеров являлась актерами Малого театра: П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Г.Н.Федотова, А.П.Ленский, А.И.Южин, С.В.Шумский, И.В.Самарин и др. Актеры этого театра проповедовали своей игрой высокие духовные ценности, нравственную чистоту и гуманизм, они воспитывали в молодых поколениях волю к борьбе, к протесту против насилия и мракобесия.

Другим крупным сценическим центром являлся Петербургский Александрийский театр. Здесь также проявлялись лучшие черты русского театрального искусства и прежде всего благодаря замечательной игре таких выдающихся артистов, как А.Е.Мартынов, В.В.Самойлов, М.Г.Савинова, К.А.Варламов, П.А.Стрепетова и др.

Малый и Александрийский театры сыграли серьезную роль в создании и развитии самостоятельной русской сцены, в утверждении национального репертуара.

В пореформенное время заметно окрепла и оживилась провинциальная сцена прежде всего благодаря значительному развитию антрепренерской деятельности энтузиастов из театрального мира. Большинство губернских городов имело к 80-90-м годам более или менее постоянные театральные зрелища в зимнее время. Хорошими устойчивыми театрами славились Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Воронеж, Казань, Саратов, Самара, Рига.

Для постановки и развития театрального дела в Казани много сделали великолепный артист и «король антрепренеров» П.М.Медведев в 1867-1888 гг., а также знаменитый организатор театральных трупп М.М.Бородай в 1893-1901 гг. В репертуаре Казанского театра значились лучшие пьесы русской и зарубежной классики. Кроме драматических спектаклей были осуществлены также многие оперные постановки, что было новым для провинциального театра.

Музыка. Вторая половина XIX в. - это время расцвета творчества русских композиторов. Совершился коренной перелом в организации музыкального образования. Поднялся уровень музыкальной сцены, развилась концертная жизнь, достигнуты были серьезные успехи в исполнительстве. Расширился во много раз и стал более демократичным контингент слушателей.

Крупным событием в музыкальной жизни явилось складывание «могучей кучки», полный состав которой оформился в первой половине 60-х годов. Основными ее участниками были М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин и Ц.А.Кюи. Вдохновителем этой группы композиторов был выдающийся искусствовед В.В.Стасов. «Кучкисты» представляли собой объединение демократически настроенных музыкантов - «шестидесятников». Они требовали от музыки содержательности, правдивости выражения человеческих чувств и мыслей. Они призывали к утверждению народно-национального характера искусства, обращению к песенным мелодиям, к сюжетам и мотивам из отечественной истории и современного быта. Новая школа особенно культивировала программную, насыщенную определенным идейным содержанием музыку. Причем «могу-

- 170

чая кучка» с самого начала была врагом рутины и консерватизма в искусстве.

Творчество композиторов «могучей кучки» оказалось глубочайшим по содержанию и разнообразным по форме. Здесь и оперы («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина и др.), и симфонии («Богатырская» Бородина, «Шехерезада» Римского-Корсакова и др.), камерные сочинения.

Направление, связанное с Русским музыкальным обществом и двумя консерваториями (Петербургской и Московской), имело несколько иные устремления. Его идеолог, композитор, знаменитый пианист, дирижер Антон Рубинштейн ориентировался на великие традиции музыкальной западноевропейской классики. Он отвергал крайности новаторских дерзаний «кучкистов» и справедливо указывал на бессмертное наследие Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Однако этому направлению был присущ определенный налет академизма. Опера А.Рубинштейна «Демон» (по М.Ю.Лермонтову) до сих пор является популярнейшим из его крупных творений.

Наиболее широкую, поистине всемирную известность доставило русской музыке творчество гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. Неповторимо могучий творец, он оставил сочинения разных жанров: симфонии, оперы, балеты, сонаты, романсы, фортепьянную музыку, выдающиеся вокально-церковные сочинения. Замечательные оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» открыли новые пути для оперной и балетной музыки. Громадное значение в развитии русского симфонизма получили симфонии Чайковского, а трагедийная и одновременно оптимистическая Шестая, или Патетическая симфония, написанная в год его смерти, стала наивысшим достижением мировой симфонической музыки после Бетховена.

Конец XIX в. ознаменован появлением новых композиторов: А.К.Глазунова, С.Н.Танеева, А.С.Аренского, расцвет творчества которых приходится уже на начало XX в.

Живопись. Общественный подъем, вызванный падением крепостного права, захватил лучшую часть художественной интеллигенции.

К середине XIX в. Академия художеств, созданная в 1757 г., превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство, активно противостоящее демократическим тенденциям в художественной жизни России.

В 1863 г. четырнадцать наиболее одаренных воспитанников академии единодушно и решительно отказались писать конкурсную картину для получения золотой медали на заданный мифологический сюжет, а затем демонстративно покинули академию. Этот смелый посту-

пок был протестом молодого поколения художников, началом их борьбы за создание национальной, реалистической и демократической русской школы в живописи.

Художники, ушедшие из академии, объединились в творческое содружество, создав вначале «Артель художников», которая затем сменилась «Товариществом художественных передвижных выставок» (1870). Вдохновителем нового движения был И.Н.Крамской. В числе передвижников оказались замечательные художники того времени: В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.В.Верещагин, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Е. и К.Е.Маковские, Г.Г.Мясоедов, К.А.Савицкий, Н.А.Ярошенко, позднее В.Д.Поленов, И.И.Левитан и др. Передвижникам принадлежит главная заслуга в замечательных успехах изобразительного искусства России в пореформенное время. Их полотна были обращены к русской действительности, проникнуты сердечным вниманием к жизни и переживаниям простых людей.

Крамской дал замечательные образцы портретной живописи, создав галерею портретов выдающихся русских деятелей - Л.Толстого, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Достоевского, Боткина, Перова, Шишкина, Щедрина и др. Перов с огромной художественной выразительностью изображал разные стороны русской жизни, различные социальные типы («Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на пасхе», «Похороны крестьянина», «Тройка» и др.). Он же проявил себя превосходным портретистом (портреты Островского, Даля, Тургенева, знаменитый портрет Достоевского - одна из вершин портретной живописи).

Художники-передвижники выступали с полотнами, на которых с поразительной правдой изображали типы крестьян, рабочих, солдат, городской бедноты, тяжелый народный быт и труд («Ремонтные работы на железной дороге», «Крючник», «На войну» К.А.Савицкого; «Кочегар», «В кузнице», «Всюду жизнь» Н.А.Ярошенко; «Смерть переселенца» и «Обратные переселенцы» С.В.Иванова; «Семейный раздел» В.М.Максимова; «Земство обедает» Г.Г.Мясоедова и др.).

Великие художники И.Е.Репин и В.И.Суриков создали картины с необыкновенно широким охватом жизни и психологии народных масс. Картины Репина «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы» и исторические полотна Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» ввели в русскую живопись живой народ во всем его величии и слабости. Картины Сурикова были высшими образцами русской исторической живописи. Историческая, батальная, сказочная тематика была широко представлена в произведениях В.В.Васнецова и В.В.Верещагина.

Русское изобразительное искусство дало России и миру ряд выдающихся мастеров, многие шедевры, обогатившие мировое художественное развитие.

Зримые, впечатляющие успехи в развитии просвещения, книгоиздательства, периодической печати, науки и техники, литературы и искусства создали в России к концу XIX в. тот богатейший духовный потенциал, с которым она уверенно вошла в XX в.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.