Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под сомнение дальнейшее существование человечества, выносят на повестку дня вопрос о его выживании. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего, в 70-80-е гг. XX в., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.
Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов формирования единого хозяйственного организма человечества, широкомасштабного освоения природных ресурсов, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкое различие в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами ("золотой миллиард" человечества) и странами так называемого "третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. (Это относится, прежде всего, к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами.
Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем — это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.
Социальная философия выделяет интерсоциальные(в отношениях между странами и государствами), антропосациалъные(в отношениях между человеком и обществом) и прирооосоциалъные (в отношениях между обществом и природой) проблемы. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. В своей действительности комплекс этих проблем представляет собой следующую картину.
Проблема всемирного ядерного разоружения. Является порождением острого идеологического и военно-технического соперничества ряда государств, имевшего место во второй половине XX в. История наполнена бесконечным рядом военных конфликтов, которые, увы, оказались спутниками человеческого рода. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни миллионов человеческих жизней. В первую и вторую мировые войны XX в. были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию и нанесло ей колоссальный материальный и нравственный ущерб, сопровождалось огромными людскими жертвами.
В 1945 г. Соединенные Штаты Америки применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Англия, Франция и Китай, Индия и Пакистан) официально обладают ядерным оружием и средствами его доставки.
Кроме этого "ядерного клуба", имеется еще около 30 стран, которые технологически способны создавать этот вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как это было, например, осенью 1961 г. во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 г. на нашей планете было осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако аварияна Чернобыльской АЭС в 1986 г. показала чрезвычайную опасность выхода "мирного атома" из-под контроля человека и беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно представить себе весь трагизм последствий применения ядерного оружия на планете, где постоянно происходят военные конфликты.
К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет, по оценкам специалистов, 30—35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из негативных последствий этого станет "ядерная зима", т.е. резкое падение температуры вследствие огромного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Случись ядерная война, она разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Победителя в этой войне не будет, потому что ее последствия на планете будет невозможно локализовать и преодолеть.
Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, "работали" во второй половине XX столетия прежде всего на создание ракетно-ядерного "меча" и "щита". Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии были использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась "на высоте".
Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в ходе полета на расстоянии в 10000 км не отклоняется в сторону свыше 200 м и в состоянии стереть с лица многомиллионный город.
Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффектом. В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности: вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности уже распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений. Тем самым человечество все глубже увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого становится все труднее и труднее. Самоубийство — что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?
Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться первые соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть то условие, без которого невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения — это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей. Разоружение - это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первейшим и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.
Экологическая проблема. Стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. В теме "Природа и общество" мы уже раскрыли истоки и проявления этой проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически налицо экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Эко-экстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11 % плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может вырасти к 2100 г. на 6 градусов, а уровень вод Мирового океана поднимется в результате на 5-7 метров, и это будет иметь катастрофические последствия для многих стран.
Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя атмосферы. Загрязняется и космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных искусственных объектов (спутники, станции).
Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию устойчивого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, лишь на самой ранней стадии.
Демографическая проблема. Вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. следующего столетия численность человечества удвоилась, и сейчас оно составляет уже 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. детей. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где, кстати говоря, существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд., а в перспективе до — 12,5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.
Продовольственная проблема. Возникла как бы на стыке трех названных выше проблем — ядерного разоружения, экологической и демографической. Она связана с тем, что сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX в. на одного человека в мире приходилось 9 гектаров культурных земель, в середине века — уже 6, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 гектаров. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20 % населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.
Проблема нового международного экономического порядка. Означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого "третьего мира". Она сложилась во многом в силу причин исторического характера — как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60:1. Смертность в развитых странах мира равна примерно 12 человек на одну тысячу населения, а в развивающихся — около 67. Соответственно резко различается и средняя продолжительность жизни. Проблема "Север-Юг" означает наличие в современном мире двух полюсов — богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового, более разумного и справедливого экономического порядка.
Энергетическая проблема. Обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть и газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы). Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это очень необходимо, поскольку, как полагают специалисты, мировых запасов газа хватит на 55-60 лет, нефти — на 30-35 лет, а каменного угля и того меньше.
Комплекс названных нами проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпывается. Сюда с полным основанием можно отнести и такие из них, как международный терроризм, наркомания, СПИД, рак и иные тяжелые и трудно излечимые заболевания ("болезни цивилизации"), сохранение памятников истории и культуры. Большую опасность представляют такие проблемы, как финансовые преступления и коррупция, прогрессирующее старение населения развитых стран. Ученые предупреждают о реальной опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения.
Все проблемы, вместе взятые, характеризуют современное человечество как единое и взаимозависимое, планетарное сообщество. Острота и масштабы этих проблем настойчиво ставят вопрос о духовном и физическом выживании человечества и сохранении человеческого рода. "Стрелка часов мировой истории", — с тревогой писал Н.А.Бердяев, — "показывает час роковой, час наступающих сумерек, когда пора зажигать огни и готовиться к ночи". Все большее распространение в мировом сообществе получает тревога за будущее, ожидание "судного дня" и страх перед будущим цивилизации. В 90-е годы XX в. польский писатель-фантаст С.Лемполагал: "У этого мира нет в настоящее время ни умов, ни средств себя спасти... Господствует хаос. Мы находимся на перепутье. Направление в будущее не найдено. Возможно, нынешнее человечество должно исчезнуть, чтобы могло появиться другое".
Эти и подобные им представления нередко встречаются в научной и философской литературе, в публицистике. Но надо ли впадать в излишний пессимизм и уступать дорогу трагическим умонастроениям, ожидая всемирный Апокалипсис, конец света?
Решение глобальных проблем возможно, но лишь при осознании истоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления "критической массы" этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира это как бы члены единого экипажа с общими интересами. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами. Россия выступает за многополюсный мир, свободный от диктата и противостояния государств, где учитывались бы интересы всех стран и народов — больших и малых.
Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности будущих поколений. Это очень важно и для России, которая осуществляет глубокие реформы во всех областях общественной жизни. Нужен не "свободный", а регулируемый рынок. Требуется социальное государство, которое беспокоилось бы о выживании своей нации и выполняло биосферную функцию (защита природы) как непременное условие выживания общества.
Решение глобальных проблем возможно, но лишь на путях так называемого "нового гуманизма", который требует революции человеческих качеств. Имеется в виду необходимость изменения ценностных ориентации и установок человека, психологии и мировоззрения людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, преодоление корыстного эгоизма. Человеку, как "свободному атому", следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточиться на ином — на сохранении и воспроизводстве жизни во всех ее формах. Только в таком случае удастся избежать катастрофы человеческого рода.
Перед человечеством сегодня лишь два пути: покорять мир - и погибнуть вместе с ним; покорить свою природу - и выжить вместе с миром.
Ученые говорят о необходимости формирования альтернативной цивилизации, которая должна быть низкоэнергетической (экономно расходующей энергию), высокоустойчивой (сохраняющей глобальные балансы, равновесие в мире), экологически чистой, демилитаризованной и по-настоящему человечной, гуманной. Сегодня всем необходимо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт. Идти к гармонии между Человеком и Миром, идти в новый Мир с новым Человеком. Сохранить планету Земля для себя и своих потомков — такова задача, стоящая перед современной цивилизацией. Не правда ли, великая миссия предстоит Человеку в наступившем XXI столетии?
Контрольные вопросы
1. Что такое закон? Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство?
2. В чем проявляется единство природы и общества?
3. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?
4. В чем актуальность проблемы природы и общества?
5. Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизаций на жизнь людей? Позитивные и негативные моменты.
6. Что Вы можете сказать о «русском космизме»?
7. Каковы перспективы дальнейшего цивилизованного развития?
Что Вы можете сказать о многообразии культур и нужно ли использовать ценность диалога?
8. Какие новые стратегии Вы можете предложить для решения экологической проблемы.
9. Что такое коэволюция?
10. Что такое ноосфера?
11. Как связан экологический императив с нравственным?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Отличие истории общества от истории природы.
2. Объективное и субъективное в истории общества.
3. Существуют ли универсальные законы истории?
4. Карл Маркс и Карл Поппер о законах истории
5. Существуют ли универсальные законы истории?
6. Человечество: для чего оно?
7. Мальтус воскреснет из мертвых?
8. Поиски стратегии экологического развития мировой цивилизации
9. Проблемы и перспективы Римского клуба.
10. Взаимодействие общества и природы в условиях глобальных проблем.
11. Способ производства как одна из социальнофилософских характеристик взаимодействия общества и природы
12. Проблемы коэволюции экологического и политического сознания в современной России.
13. Разоружение как глобальная проблема современности - рудимент прошлого или забота о будущем?
14. Можно ли помирить современную экономику с заботой об экологии?
15. Идеи В.И. Вернадского и цивилизационный выбор России.
16. Философские идеи В.И. Вернадского.
17. Глобальные проблемы современности.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
- Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы: Материалы «круглого стола»// Вопросы философии.1992.№10.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
- Ганди М.К. Моя вера в ненасилие//Вопросы философии.1992.№3.
- Замятин Е., Хаксли О., Оруэлл Дж. Антиутопии XX века. – М., 1989.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации// Вопросы философии.1992.№3.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.., 1990.
- Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия: трудности и перспективы//Социально-политический журнал.1994.№1-2.
- Печчен А. Человеческие качества. – М., 1985.
- Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам //Человек. 1993.№5.
- Сахаров А.Д. Мир через полвека//Вопросы философии.1989.№11.
- Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1996.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1219;